Тема урока: Столбчатые диаграммы и графики.
На этом уроке мы познакомимся со столбчатыми диаграммами и графиками, научимся их строить и читать, рассмотрим примеры использования диаграмм и графиков для описания реальных ситуаций. Мы уже с вами немного знакомились с данной темой и вы также сталкивались с диаграммами и графиками на других уроках (география).
Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы информации, представленные в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.
Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных.
Но таблицы не дают наглядного представления об информации.
Круговые диаграмма – наглядное изображение информации, предназначенное для сравнения нескольких значений одной и той же величины.
Столбчатая диаграмма служит для того, чтобы сделать наглядным сравнение разных величин или изменение одной величины в зависимости от изменения другой; состоит из прямоугольных столбиков, высоты которых пропорциональны значениям величин.
Рассмотрим пример. Итоги контрольной работы по математике
Выполнили работу:
на «2» – 3 ученика,
на «3» – 6 учеников,
на «4» – 11 учеников
на «5» – 7 учеников.
График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
Например, температура воздуха может изменяться с течением времени.
Прежде чем приступить к описанию графика необходимо ответить на вопросы:
1) Зависимость между какими величинами изображена на графике?
2) Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?
Зависимость между какими величинами изображена на графике?
Ответ: изображена зависимость между расстоянием S и временем t.
Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?
Ответ: расстояние в 1 км равно 1 делению, а 1 ч равен 4 делениям, значит, 1 деление по оси t – это 15 мин.
Обратите внимание!
В течение первого часа, с 6 до 7 часов, был пройден путь в 5 км, т. е. скорость на этом участке составила 5 км/ч.
Затем время шло с 7 ч до 8 ч 45 мин, а расстояние не изменялось. Это стоянка, на графике она длится 1 ч 45 мин.
Последний этап движения – расстояние уменьшается до нуля с течением времени, значит, объект вернулся в исходную точку.
Алгоритм построения столбчатых диаграмм
1. Выбрать масштаб (1 мм или 1 клетка = несколько единиц величины);
2. Изобразить величины прямоугольниками с одинаковыми основаниями, высота которых соответствует значению данной величины в выбранном масштабе;
3. Подписать при необходимости данные:
– название диаграммы;
– наименование шкалы, единицы измерения и цену деления;
– наименования прямоугольников (сравниваемых величин);
– значения сравниваемых величин.
Подписывать данные можно разными способами, основная цель – передать информацию в удобном для понимания виде.
Задача. В селе 60 домов. Из них 15 – под металлической крышей, 35 – под шиферной, а 10 домов крыты черепицей.
Пишем заголовок нашей диаграммы.
Выбираем масштаб: 1 клетка – 5 домов. Размечаем шкалу слева, подписываем её.
Пусть первый столбик соответствует домам с кровлей из металлочерепицы, таких домов 15, – отмечаем 3 клетки.
Второй столбик – это дома с шиферной кровлей, их 35, значит, отмечаем 7 клеток.
Третий столбик для домов, крытых черепицей, 10 домов – это два деления шкалы.
Выполнить письменно в рабочей тетради: № 1072 (устно), № 1074 (устно), № 1075, № 1077.
Домашнее задание: Выучить параграф 5.10 страница 217 - 220; письменно выполнить в тетради: № 1073.