СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в изучении темы. Для учителей, работающих по разным авторским программам

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Слитное и раздельное написание не с причастиями"»

Технологическая карта урока русского языка

Проскуры Николая Анатольевича,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5» г. Барнаула Алтайского края






Тема: Слитное и раздельное написание Не с причастиями

Автор УМК: Разумовская М.М.

I. Образовательный компонент.

1. Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями, определить алгоритм написания НЕ с причастиями, отглагольными прилагательными;

2. Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с прилагательными, глаголами, существительными, причастный оборот.

II. Развивающий компонент.

1. Развивать память, воображение, аргументировать;

2.Формировать навыки аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция);

3. Совершенствовать умения работать в группах, парах, самостоятельно.

III. Воспитывающий компонент.

1. Воспитание нравственных качеств:

- дисциплинированности;

- деликатности;

- ответственности перед собой и другими;

- способности сопереживать и помогать более слабым учащимся.

2. Формировать коммуникативные умения, бережного отношения к русскому языку.

Личностные УУД:

- способность к оцениванию и самооцениванию на основе критерия.

Метапредметные УУД:

1. Регулятивные

- уметь определять и формулировать тему и цель на уроке; учиться определять последовательность действий на уроке;

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

- уметь работать с новым материалом на основе ранее приобретенного опыта и оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

2. Коммуникативные

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группах, формулировать собственное мнение и позицию.

3. Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Предметные УУД:

- знать, что такое причастие,

- уметь распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Тип урока: урок усвоения нового материала

Вид урока: интегрированный

Оборудование: учебники по русскому языку для уч-ся 6 класса (под. ред. М.М. Разумовской, М., «Дрофа», 2009 г.), доска для презентаций, раздаточный материал, оценочные листы для учащихся



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Применение электронных образовательных ресурсов

1. Организационный момент

Создание благоприятной обстановки

Приветствие учащихся

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи,

Если нужно – отомкни.

Подготовка к уроку

Обозначают на оценочных листах символ, изображающий настроение


Воспитание дисциплинированности


2. Актуализация знаний. Задание: Найди четвертое лишнее

Повторение изученных сведений о правописании не с разными частями речи. Фронтальная работа


1) (не)правда, (не)ряха, (не)вежество, (не)правда, а ложь;

2) (Не)участвовал, (не)говорил, (не)доумевать, (не)зависеть;

3) (не)добрый, (не)злой, (не)умелый, (не)добрый, а злой

4) нисколько (не)добрый, вовсе (не) трудный, никому (не)известный, (не)искренний.

Определяют четвертое лишнее, объясняя выбор

Умение структурировать знания (П)

Умение высказывать свое предположение на основе ранее приобретенного опыта (Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)



Презентация (Слайды 1-4)

3. Формулирование темы урока и её целеполагание

Добивается, чтобы учащиеся (предположили) назвали тему, сформулировали цели урока

Определяют тему и цели урока


Умение определять и формулировать тему и цель на уроке (Р)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)


Презентация

(Слайд 5)

4. Постановка проблемной ситуации.

Знакомство с К.Д. Ушинским

Язык народа – лучший, никогда (не) увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории.

К.Д. Ушинский


Читают высказывание К.Д. Ушинского, знакомятся с краткими сведениями о нем; объясняют значение высказывания, называют причастия, аргументируют, объясняют сложность в его записи

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом (Р)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)

Знать, что такое причастие (Предм)


Презентация (Слайд 6)

5. Изучение нового материала











Постановка проблемной ситуации.

Создает ситуацию успеха











Направляет на дальнейшую поисковую деятельность

Достаточно ли тех знаний, чтобы правильно записать высказывание К.Д. Ушинского

Знакомятся со случаями слитного и раздельного написания, делают краткую запись







Работают с учебником







Записывают высказывание К.Д. Ушинского.


Обучению ответственности перед собой и другими

Умение работать с новым материалом (Р)

Умение находить ответы на вопросы, используя учебный материал (П)

Определение слитного и раздельного написания НЕ с причастиями

Умение формулировать собственное мнение (К)

Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (П)


Презентация (Слайд 7)












Презентация

(Слайды 6, 8)

6. Первичный этап закрепления учебного материала

Работа с опорой на запись.

Запишите и объясните соответствующими цифрами слитное и раздельное написание не с причастиями в следующих случаях

1 - пишутся раздельно с краткими прилагательными

2 - пишутся раздельно с зависимыми словами или противопоставлениями

3 - пишутся слитно без пояснительных слов:

(не) прекращающийся шум ливня, (не) прекращающийся весь день шум ливня, (не)скошенная трава, трава (не) скошена, не вызубренные, а осознанные правила, никем (не) вспаханное поле, (не) вспаханное, а заросшее поле, поле (не) вспахано, (не) разбросанные вещи, а аккуратно сложены, (не)разбросанные вещи, вещи (не) разбросаны

Выполняют задание



















Взаимопроверка, оценивание

Оценивание и самооценивание на основе критерия (Л)

Умение распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Предм)

Презентация (Слайды 9-11)


















Презентация (Слайд 12)

7. Закрепление изученного материала

Работа в группах. Определите по предложению, какой случай написания не с причастиями представлен в вашей группе. Выпишите предложения на этот случай.

1) - Ах, оставьте, сэр! - восклицал негодующий полковник (Причастие без не не употребляется).

2) Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями (Краткое причастие).

3) Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер (Есть противопоставление).

4) Незакрытая дверь тихонько поскрипывала (Нет зависимого слова).
















Какое предложение не выписано ни одной группой? Почему? Как должны написать причастие.


Работают с предложениями

1)Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне.(Нет зависимого слова).

2) Светлая полоса, еще (не) закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню.(Есть зависимые слова еще и др.).

3) Ошибка пилота была мною не замечена.(Краткое причастие).

4) Лежала не прочитанная, а просмотренная книга.(Есть противопоставление).

5) Она посмотрела недоумевающим взглядом. (Причастие без не не употребляется).

6) Рукопись была не отредактирована Краткое причастие.

7) На столе лежали не сложенные, а разбросанные вещи. Есть противопоставление

8) Открыв калитку в конце огорода, она бросила ненавидящий взгляд на верхний этаж дома (Причастие без не не употребляется)

9) Неумолкающий рокот кузнечиков заполнял вечернюю тишину. Нет зависимого слова



Это предложение с зависимым словом, не пишется раздельно



Формирование навыков аналитической деятельности (РК)

Умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом (Р)

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Р)

Умение слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группах (К)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (П)

Умение распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Предм)


Презентация

(Слайд 13)

8. Контроль усвоения нового материала. Работа с тестом

Проводит контрольный тест по теме урока

Выполняют тест, самопроверка по ключу

1. Пишется раздельно:

а) (не)навидящий; б) (не)рассказанная еще история;

в) (не)полученное письмо

2. Пишется слитно:

а) дом (не)украшен; б) (не)украшенный еще дом;

в) (не)украшенный дом

3. Укажите номера слов, пишущихся слитно с НЕ.

(1 )(Не)читаная книга;

никем (2)(не)читанная книга;

(3)еще(не)читанная трава;

книга (4)(не)читана;

(5)(не)доумевающий взгляд;

никем (6)(несочиненная история;

(7)(не)законченная работа;

(8)(не)завершенный в срок ремонт; окна

(9)(не)покрашенные;

окна (10)(не)покрашены.

4. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

а) (не)сказано ни слова, (не)доумевающий , (не)подготовленный к работе

б) (не)очерк, (не)законченный в срок очерк, очерк (не)закончен

в) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер, (не)прекращающиеся метели

5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раз­дельно.

а) рукопись (не)набрана, рукопись (не)набранная вовремя, роман (не)дописан

б) (не)сданная рукопись, (не)сданная вовремя рукопись, (не)дописанный роман

в) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные об­стоятельства, еще (не)выясненные обстоятельства

6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:

Мы бредем по дорожкам, где еще (не)кошена трава.

а) (Не)кошена — пишется слитно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется слитно

б) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно

в) (Не)кошена — пишется раздельно, т.к. при причас­тии есть зависимое слово

7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:

С утра(не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую ком­нату смотрителя.

а) (Не)топленная _— пишется раздельно, т.к. НЕ с причастиями пишется раздельно

б) (Не)топленная — пишется слитно, т.к. при причас­тии есть зависимое слово

в) (Не)топленная — пишется раздельно, т.к. при при­частии есть зависимое слово

Умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, таблицу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (П)

Умение распознавать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (Предм)

Презентация (Слайды 14-16)

9. Рефлексия

Выясняет уровень восприятия темы, уровень тревожности

Оценивают свои результаты работы

Умение оценивать себя самостоятельно на основе критерия (Л)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)



10. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Составить алгоритм или сказку о случаях написания не с причастиями, § 39, упр. 452 или 454

Выбирают домашнее задание с учетом уровня усвоения учебного материала

Умение оценивать себя самостоятельно на основе критерия (Л)

Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Р)

Презентация

(Слайды 17,18)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!