Урок
Устройство рычажных весов. Физика 5 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
Обеспечить усвоение учащимися понятия рычажных весов , принципа действия рычага и условия равновесия рычага, используя проблемно-исследовательскую технологию.
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с устройством рычажных весов
рассмотреть устройство и принцип действия рычага;
выяснить условие равновесия рычага.
Развивающая:
способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
способствовать развитию логического мышления;
развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательная:
пробуждение познавательного интереса к физике;
воспитание положительного отношения к получению знаний и окружающим явлениям;
формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Используемая технология развивающего обучения:
Проблемно-исследовательская технология
Формы учебной работы, используемые на уроке:
1) фронтальная работа со всем классом
2) групповая работа
3) индивидуальная работа
Методы, используемые на уроке:
эвристический метод
исследовательский метод (частично)
Изучив материал урока, учащиеся должны знать:
Устройство рычажных весов
устройство и принцип действия рычага
условие равновесия рычага
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
набор грузов, демонстрационная линейка – рычаг, сантиметровая лента, лабораторные рычажные весы.
План урока
Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы
Объявление темы урока и цели урока
Изучение нового материала
Подведение итогов урока.
Закрепление изученного материала (практическая работа)
Постановка домашнего задания
Рефлексия
1.Подготовка к восприятию нового материала:
На прошлых уроках вы познакомились с новой физической величиной –массой. Каким прибором можно измерить массу тела? (с помощью весов) Какие виды весов вы знаете? (лабораторные, электронные, медицинские, почтовые, торговые и т.д) Какими весами вы пользовались при измерении массы тела?(Лабораторными рыжачными весами). Посмотрите внимательно на устройство этих весов и скажите, что является их основной частью? (Коромысло)
Объявление темы урока и постановка цели урока.
Коромысло есть не что иное, как рычаг, который является основной частью в устройстве рычажных весов.
Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока.
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? «Устройство рычажных весов» В ходе этого урока какова будет наша цель? 1понять устройство рычажных весов,
2.принцип действия рычага
3.выяснить условия, при которых рычаг находится в равновесии.
3.Изучение нового материала.
Основная часть рычажных весов является- рычаг.
Откройте п.9 стр 19, найдите определение – Что называется рычагом.
Рычагом называют любое твёрдое тело, которое может вращаься вокруг закрепленной оси.
Ось рычага называется точкой опоры.
Посмотрите на рычаги, которые находятся на ваших партах. Найдите и покажите точку опоры. Теперь давайте разберемся что такое плечо рычага?
Расстояние от оси вращения до точки подвеса груза назыается плечом силы и обозначается буквой L. Сколько плеч у рычага?
У рычага два плеча
Давайте вспомним при взвешивании в каком состоянии должны находится неизвестные массы тел и гири? В равновесии. Поэтому мы должны с вами узнать условия равновесия рычага.
Предлагаю вам в ходе небольшого эксперимента и вывести условие равновесия рычага. (Работа в парах)
При помощи этого простого рычага, необходимо уравновесить 1 груза слева и 2 груза справа.
Теперь найдем соотношение масс и плеч, запишем в таблицу. Посмотрим на результат и сделаем вывод.
Итак, мы вывели «условие равновесия рычага».
Рычаг находится в равновесии тогда, когда массы грузов, обратно пропорциональны плечам этих сил.
4.Подведение итогов.
Итак, подведем итоги
Что является основной частью рычажных весов?
Что такое рычаг
Каково устройство рычага? (точка опоры, силы, плечи сил)
Когда рычаг находится в равновесии? (Баллы в листках самооценки)
Постановка домашнего задания
§9 выучить, подготовить сообщение на тему виды рычагов в природе и технике.
Рефлексия.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Было интересно…
Знания, которые я получил на уроке, пригодятся…