СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме «Проблема «гениев» и «злодеев» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Проблема «гениев» и «злодеев» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».»

Конспект урока по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Тема урока: «Проблема «гениев» и «злодеев» в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Цели урока:

  1. обучающая: уметь определять тематику и проблематику маленькой трагедии;

  2. развивающая: развивать умение работать с монологом;

  3. воспитывающая: осознать, что зависть – непростительный грех.


Оборудование: портреты Моцарта и Сальери, видеозапись «театр на экране» - спектакль «Моцарт и Сальери».


План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Анализ трагедии «Моцарт и Сальери»:

    1. работа над жанром произведения;

    2. анализ первого монолога Сальери (сцена I);

    3. анализ сцены первого появления Моцарта,

    4. роль слепого скрипача в трагедии;

    5. анализ II сцены – обед в трактире;

    6. роль реквиема в трагедии;

    7. анализ последнего монолога Сальери (сцена II);

  3. Итог урока.

  4. Домашнее задание.









Ход урока:

I. Вступительное слово. «Маленькие трагедии» – это законченные драматиче­ские произведения Пушкина, задуман­ные еще в 1826 году, но осуществленные лишь спустя четыре года, Болдинской осенью 1830 года. Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о жадности, предательстве, скупости. В трагедии «Моцарт и Сальери» поэт говорит об истинном таланте, о вечности искусства. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Но самым важным для нас остается вопрос о том, какой же порок Пушкин обличает в этой трагедии? Именно это нам и предстоит выяснить в ходе урока.

II. 1) Учитель. – «Моцарт и Сальери» - это «маленькая трагедия», как определил это произведение сам А.С. Пушкин. Ребята, давайте с вами вспомним, что же такое трагедия?

Ученик. – Это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в борьбе, обрекающей его на гибель.

Учитель. – На что уже нацеливает нас определение такого жанра?

Ученик. – Скорее всего, нас ждем трагический конец.

2) Учитель. – Эта трагедия о двух композиторах – Моцарте и Сальери. А что мы узнаем о них из произведения?

– Давайте обратимся к первой сцене. Кого мы видим?

Ученик. – Мы видим, что сидит задумчивый Сальери один в комнате.

Учитель. – А почему Сальери такой задумчивый? О чем же он думает, что его тревожит? Ответы на эти вопросы мы можем получить из монолога Сальери (комментированное чтение первого монолога Сальери).

– Монолог Сальери достаточно сложный. Его можно мысленно разделить на 2 части: в 1 части он рассказывает о своем пути к славе. Давайте прочитаем и представим с вами: какой же путь к славе Сальери?

У Сальери с детства проявляется очень твердый характер. С самого раннего детства у Сальери проявляется любовь к музыке: «Родился я с любовию к искусству». «Ребенком будучи, когда высоко / Звучал орган в старинной церкви нашей, / Я слушал и заслушивался – слезы / Невольные и сладкие текли» – нарисуйте эту картину, что вы видите?

Ученик. – Старая церковь с серебряными куполами, в ней стоит огромный орган. В церкви немного людей, так как происходит служба. По середине храма стоит мальчик, словно застывший на месте. По его восторженному лицу текли сладкие слезы, слезы восторга. Видимо, так понравилась ему органная музыка.

Учитель. – «Отверг я рано праздные забавы; / Науки, чуждые музыке, были / Постылы мне; упрямо и надменно / От них отрекся я и предался / Одной музыке»; «Преодолел я ранние невзгоды» – его отношение к занятиям музыкой отличается серьезностью, целеустремленностью и упорством, напряженным постоянством.

– «Я сделался ремесленник: перстам / Придал послушную, сухую беглость / И верность уху. Звуки умертвив, / Музыку я разъял, как труп» – Сальери понял, по каким законам создается музыка.

– «Я стал творить... Нередко, просидев в безмолвной келье / Два, три дня, позабыв и сон и пищу, / Вкусив восторг и слезы вдохновенья, / Я жег мой труд и холодно смотрел... Как мысль моя и звуки... с легким дымом исчезали» – Сальери часто переделывал и сжигал свои произведения, так как считал, что написанное в порыве не может считаться искусством. Его взгляд на искусство – точный и определенный, а вдохновение – это лишь порыв души, мгновение, которое исчезает так же внезапно, как и появляется.

Учитель. – Сальери кропотливо трудится. Ему не дан свыше дар творить легко и непринужденно. Его музыка не приносит ему удовольствие, так как для того, чтобы труд приносил радость не достаточно волевых усилий. Сочиняя музыку, Сальери занят только формой. Только он один знал, как трудно, даже имея перед собой образец, колдовать над звуками, пытаясь вложить в них хоть какое-нибудь содержание.

– Итак, путь Сальери был сложен, но все же ему удалось стать великим композитором. Он сидит в комнате, один, в каком же состоянии мы застаем Сальери?

Ученик. – Состояние отчаяния, мучительное состояние души, душевные страдания терзают его.

Учитель. – Найдите и прочитайте в тексте ответ на вопрос: что же терзает Сальери? Какое чувство мучает его?

Ученик. – «Я ныне завистник. Я завидую; глубоко, мучительно завидую».

Учитель. – Кому завидует Сальери? Прочитайте ответ из текста.

Ученик. – Завидует «безумцу, гуляке праздному».

Учитель. – Давайте вернемся к началу монолога и прочитаем: «Все говорят: нет правды на земле. / Но правды нет – и выше...» и конец монолога: «О небо! Где ж правота, когда священный дар...трудов, усердия, молений послан...» – здесь Сальери говорит о несправедливости распределения дара. Божественным даром наградили Моцарта, а не его.

3) Учитель. – А как же появляется Моцарт? Как он появляется на сцене? Представьте и опишите эту сцену.

Ученик. – Моцарт подкрадывается сзади, на цыпочках, и хочет напугать Сальери. Сальери выражает испуг, так как только что говорил о нем вслух, видимо, он не ожидал внезапного появления друга.

Учитель. – Итак, мы увидели появление Моцарта. Каким же он предстает перед нами?

Ученик. – Моцарт предстает перед нами живым, подвижным, жизнелюбивым. Он даже хохочет, когда слепой старик играет его музыку.

4) Учитель. – С кем появляется Моцарт? Перескажите эпизод появления скрипача.

Ученик. – Вот идет он к Сальери показать своё новое сочинение. Услышав около трактира, как неумелый скрипач пародирует его произведение, он и его приводит с собой. «Мне хотелось тебя нежданной шуткой угостить», – объясняет он, почувствовав, что Сальери не в духе.

Учитель. – Какая реакция появляется на лице у Сальери?

Ученик. – Злость, гнев, возмущение.

Учитель. – Мы видим, что Сальери гневается не потому, что к шуткам в данный момент не расположен, а что скрипач опять-таки играет музыку Моцарта, а не его. Именно это еще более разжигает зависть в душе Сальери, и у него уже появляется замысел преступления.

– Как вы думаете, какую роль играет этот эпизод в композиции трагедии? Можно ли назвать этот эпизод кульминационным?

Ученик. – Да, этот эпизод очень важен, так как здесь созревает у Сальери мысль о преступлении. Это и позволяет считать этот эпизод кульминационным.

Учитель. – Но ведь мысль, это еще не убийство. Почему же мы тогда говорим, что именно этот момент кульминационный? Потому что в этом разрушительная сила зависти или другого смертного греха: попав в душу, зависть рождает преступную мысль, которой не в силах противиться человек, он становится заложником своей страсти.

5) Учитель. – Давайте обратимся ко II сцене трагедии – обед Моцарта и Сальери в трактире. Найдите и прочитайте, что тревожит жизнелюбивого Моцарта во II сцене?

Ученик. – «Мой Requiem меня тревожит».

Учитель. – Трагична судьба Моцарта, гения, который живет и творит в обществе, где царят зависть, тщеславие, где возникают преступные идеи и находятся люди, готовые их осуществить. Он чутко ощущает опасность, но не знает, что она исходит от его друга Сальери. Поэтому во II сцене Моцарта посещают печальные настроения, и он чувствует приближение смерти. Он пасмурен: его воображение преследует черный человек, который «сам-третий» сидит с ним и Сальери. Человек в черном – образ враждебного Моцарту мира.

6) – Ребята, предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля «Моцарт и Сальери» и, подумав, ответить на вопрос: почему, когда Моцарт исполняет «Requiem», Сальери плачет? (Видеозапись – Моцарт исполняет свой реквием).

Ученик. – После отравления Сальери говорит: «Я плачу: мне больно и приятно». Наверное, ему больно потому, что он убивает гения, а приятно, потому что убивает.

Учитель. – Моцарт решил исполнить именно реквием, так как это сложное и тревожное произведение. Оно словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Моцарт как будто предчувствует близкую смерть.

– Какое чувство рождается в душе Сальери? Что движет Сальери совершить преступление? Какой порок обличает А.С.Пушкин в этой трагедии?

Ученик. – Рождается зависть.

Учитель. – «Зависть» – первоначальное название трагедии. Так озаглавлена в черновом варианте Пушкина трагедия об убийстве Моцарта. А в беловом варианте автор вынес в название имена. Почему Пушкин меняет название?

Ученик. – Потому что Пушкин хотел показать личности. Перед нами как бы две трагедии – Моцарта и Сальери.

7) Учитель. – Так какова же трагедия Сальери? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к заключительному монологу Сальери.

– Во 2 монологе Сальери говорит от имени искусства. Искусству, по его мнению, не будет никакой пользы от Моцарта, так как надо создавать музыку поп ремеслу. Но почему же Сальери все же решается пойти на такой страшный грех – убийство? Видимо, он уверен в том, что один гений мешает развитию искусства и необходимо от него избавиться. Сальери даже оправдывает свой последний поступок – убийство.

III. Учитель. – Кто обратил внимание, какая фраза повторятся дважды? Этим вопросом заканчивается трагедия?

Ученик. – Сначала ее произносит Моцарт: «Гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ли?». Потом ее произносит Сальери: «Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда».

Учитель. – А как мы с вами можем ответить на вопрос: Гений и злодейство две вещи несовместные?

Ученик. – Да, правда. Злодейство никак не может соотносится с гением.

Учитель. – Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня?

Ученик. – Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески.

IV. Домашнее задание: прочитать «Скупой рыцарь» и «Каменный гость», учебник с. 209-214; попробуйте поразмышлять над проблемой зависти и ответьте на вопрос: каким образом можно бороться с таким чувством, как зависть? Напишите свои мысли по этому вопросу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!