СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина"»

Конспект урока

Любовная лирика А.С. Пушкина

Любви все возрасты покорны,

Её порывы благотворны…

А.С. Пушкин

Цели урока:

1. обучающая: познакомить учащихся с темой любви в любовной лирике Пушкина; рассмотреть женские образы, одухотворенные любовью поэта; показать поэтическое мастерство поэта; закрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся как исследование и анализ лирического произведения; выяснить при чтении стихов наизусть степень понимания смысла и восприятия прочитанного стихотворения;

2. развивающая: развивать умение анализировать стихотворный текст с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции и выразительно его читать; сопоставлять факты биографии со смысловыми особенностями стихотворения;

3. воспитывающая: воспитание высоких нравственных и эстетических идеалов; стремление к вдумчивому чтению и осмысленному пониманию стихотворного текста.

Оборудование: доска, учебник, презентация, сборник стихотворений А.С. Пушкина.

Основные стихотворения любовной лирики: «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна», «Храни меня, мой талисман...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Сожженное письмо».

План урока:

I. Оргмомент.

II. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания:

  • проверка конспектов анализа стихотворения «К морю»;

  • 5 минут поэзии (чтение наизусть «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», стихотворение на тему природы);

III. Вступительное слово учителя о теме любви в лирике А.С. Пушкина (запись в тетради стихотворений).

IV. Рассказ учителя о первой любви Пушкина Е.П. Бакуниной.

V. Знакомство Пушкина с Е.К. Воронцовой.

  • Выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман...» – выявление первоначального восприятия стихотворения. Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия стихотворения.

VI. Знакомство Пушкина с А.П. Керн.

  • Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» – выявление первоначального восприятия стихотворения. Анализ прочитанного стихотворения.

  • Романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье...» – история создания романса.

VII. Знакомство Пушкина с Н.Н. Гончаровой.

  • Выразительное чтение стихотворений: «Мадонна» – выявление первоначального восприятия стихотворения. Краткий разбор стихотворения.

VIII. Выводы по уроку.

IX. Домашнее задание.


Ход урока:

I. – Здравствуйте, ребята!

II. – На прошлом уроке мы говорили с вами о теме природы в лирике А.С. Пушкина. Давайте с вами вспомним, в каких стихотворениях Пушкина наиболее ярко прослеживается тема природы (Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень» , «К морю»).

– На прошлом уроке вы прослушали аудиозапись – чтение стихотворения «К морю» и вашим домашним заданием было проанализировать это стихотворение. Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Ответьте на мои вопросы:

  1. В каком году было написано стихотворение «К морю»? (1824г. – во время южной ссылки)

  2. С чем прощался Пушкин в этом стихотворении? (Пушкин прощался в нем с югом, морем, романтизмом)

  3. Символом чего для Пушкина являлось море? (Море для него символ свободы, символ безбрежной, вольной стихии, родственной его духу).

  4. Каким, по мнению Пушкина, может быть море? (Образ моря прекрасен и величественен. Оно может быть ласковым и губительным, шум его – «грустным» и «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения).

  5. С кем можно сравнить море? (Человеку тоже присущи «гордая краса» и «своенравные порывы». Оно сродни вольному духу человека).

  6. О каких двух великих исторических личностях упоминает поэт в своем стихотворении? (Наполеон и английский поэт-романтик Байрон).

  7. Кто в стихотворении выступает как романтик, личность, наделенная свободной волей? (Сам поэт).

– А сейчас давайте завершим с вами разговор о теме природы в лирике А.С. Пушкина чтением стихотворений наизусть (у доски несколько учащихся читают наизусть стихи).

III. Вступительное слово учителя о теме любви в лирике А.С. Пушкина: А.С.Пушкина часто называют «солнцем нашей поэзии». Сегодня на уроке речь пойдёт о том, что движет это солнце. Что же? Обратите внимание на эпиграф. «Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны…» – утверждал поэт. Ответ прост. Любовь – вот что движет пером Пушкина. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел женщин (запись в тетради стихотворений о любви).

IV. – Итак, начнем знакомство с первой любви Пушкина – Екатериной Павловной Бакуниной. «Екатерина Павловна Бакунина училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Она была предметом первого юношеского увлечения. Е.П. Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. Она бывала на лицейских балах, подолгу жила в Царском Селе. С нежностью вспоминал о ней поэт многие годы спустя в черновых строфах 8 главы «Евгения Онегина». В 1834 году она вышла замуж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А.П. Керн, А.А. Полторацкого». Вот строки А.С. Пушкина из дневниковой записи, сделанной 29.11.1815 г.: «…Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неожиданным волнением, стоя у окошка, смотрел я на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута. Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут».

V. – Следующее знакомство Пушкина было с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. «Она была женой новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова. В его подчинении находился Пушкин в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться», – писал В.А. Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой в стихах. Уезжая из Одессы, Пушкин получил от неё перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. Сестра Пушкина вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенной такими же знаками, какие находились на перстне её брата, Александр запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал».

– Выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман...».

План – ответ:

1.Тема. Ушедшая любовь, оставившая приятное воспоминание в душе поэта.

2. Идея. Обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.

3.Эмоциональная окраска. Грусть, надежда на спасение в талисмане.

4. Построение стихотворения.

- Словесные образы:

Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями. Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового его оберегать на протяжении всей его жизни.

- Изобразительные средства:

Метафора. Подымет океан, души светило сокрылось, изменило

- Речевые особенности:

Эпитеты. Пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило, сердечные раны.

- Обращение. Храни меня, мой талисман.

Спи, желанье.

Прощай, надежда.

Употребление обращений говорит о том, что душа волнуется, ищет какого-то спасения, покоя, умиротворения.

VI. Знакомство Пушкина с Анной Петровной Керн. «В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»). А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна – грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».

– Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» – выявление первоначального восприятия стихотворения.

План – ответ:

1. Тема. Любовная тематика подчинена философско-психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.

2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта (Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения):

1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».

2-я. А.И Белецкий. «Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается – радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».

3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой – возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).

3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».

4. Построение стихотворения.

- Словесные образы:

Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный

- Изобразительные средства:

Метафора: Душе настало пробужденье,

Сердце бьется в упоенье,

Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.

- Речевые особенности:

Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.

Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.

5.Объяснение значений слов. «Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии). Думается, что перед ним предстал гений-покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты. «Небесный» - божественный, ангельский (После выполнения заданий учащимся предлагается высказать свое мнение на поднятые в стихотворении проблемы, например «тема радости встречи и горечи расставания». Высказать собственное мнение, обосновать его). Звучит романс М. Глинки («Я помню чудное мгновенье...»).

История создания романса. Романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Содержание и музыкальная выразительность романса обычно сложнее, чем в песнях. Тексты романсов разнообразны. Большое развитие романс получил в 19-20 веках.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) был современником Пушкина, с которым познакомился ещё в годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Но как Глинка «нашёл пушкинский стих»? С композитором Глинкой Анна Керн познакомилась в 1826 году. А в зиму 1828-1829 года все они: Пушкин, Глинка, Анна Керн – часто встречались у Олениных, у Дельвига, у пианистки Марии Шимановской…Судьбе было угодно, чтобы композитор, брак которого был неудачен (жена Глинки ко всем прочим недостаткам обладала ещё ненавистью к музыке), полюбил столь же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать – Анну Керн. Катенька Керн отвечала ему взаимностью. Она превосходно знала музыку, обнаружила тонкую, глубокую натуру и вдохновила композитора на создание замечательного романса, который впервые был исполнен в 1830 году в присутствии поэта и А.П.Керн, а в печати появился только спустя 9 лет, в 1839 году.

Слово учителя: «Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна!!!».

VII. Знакомство Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.

«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828-1829гг) на одном из московских балов. «Когда я увидел ее в первый раз, - писал поэт, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». К жене обращено много стихотворений: «Мадонна», «Пора, мой друг, пора». Наталье Николаевне Гончаровой минуло только 16 лет, когда она впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в Москве зимой 1829 года.

Наталья Николаевна была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта.

Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было удивительно хорошо и проникнуто глубокой порядочностью. Все было без всякой фальши. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но получил неопределенный ответ; ему напрямик не отказали, но велели повременить, так как дочь еще слишком молода. Отчаявшись, Пушкин в ту же ночь, в мае 1829 года, уехал в действующую армию на Кавказ, где шла война России с Турцией.

Вернувшись в сентябре, Пушкин спешит к Гончаровой, но Наталья принимает его холодно и безразлично, так что поэт, потеряв всякую надежду, отправляется в Петербург.

В марте он едет в Москву, а в апреле 1830 года вновь делает предложение и на этот раз получает согласие родителей. 6 мая состоялась помолвка.

Пушкин пережил много месяцев ожидания. Свадьба откладывалась то из-за отсутствия приданного, то из-за неустроенности его материальных дел, по которым он ездил в Болдино, то из-за вспыхнувшей холеры, задержавшей его возвращение в Москву. И только 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. В1844 году вторично вышла замуж за П.П.Ланского.

– Выразительное чтение стихотворений: «Мадонна».

– Обратите внимание на форму этого стихотворения. (Количество строф, рифмовка – это сонет). Вспомните, что это за жанр?

– Главные в смысловом отношении слова поэты обычно выносят в конец строки и закрепляют их с помощью рифмы. Найдите главные слова во втором трёхстишии. (Творец, образец, Мадонна).

– Мадонной католики называют Богородицу. Данное стихотворение дало повод для обвинения поэта в кощунстве. Почему Пушкин так называет свою возлюбленную?

– Какую цель ставил перед собой поэт, обожествляя любимую?

– Как выражает поэт свой идеал счастья в стихотворении «Мадонна»?

Слово учителя: И современники, и потомки до сих пор ведут споры о роли Н.Н.Гончаровой в жизни А.С.Пушкина: её обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, видят в ней то «погубительницу», то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта? Конечно же, в его письмах.

С твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я ещё более твоего лица…

(21 августа 1833 года.)

Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобой в разлуке так же глупо, как и тяжело…

(30 июня 1834 года.)

Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь…

(24 февраля 1831 года.)

За 6 лет, которые они провели вместе,- четверо детей, дом, семья.

Перед смертью Пушкин скажет: «Жена моя – ангел».

VIII. Выводы по уроку:

– Какое место занимала любовь в жизни поэта?

IX. Домашнее задание:

  • прочитать учебник с.184-188;

  • законспектировать анализы стихотворений «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...»;

  • выучить стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!