СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Кислород"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Кислород"»

Урок по химии

Тема:

«Кислород. Получение кислорода»

Урок является первым в теме «Кислород. Оксиды. Горение».

Тип урока: комбинированный и направлен на объяснение нового

материала.

Цели:

1.Познакомить со способами получения кислорода.

2.Показать значение всестороннего изучения кислорода.

Задачи:

1.Приобрести новые умения пользоваться лабораторным оборудованием.

2.Узнать способы получения кислорода.

3.Научиться делать выводы по проделанной работе.

4.Научиться опытным путем, получать кислород из перманганата калия.

5.Продолжить формирование навыков составления химических уравнений.

Методы: Проблемный, частично поисковый, практический.

Оборудование:

Видеофильм «Получение и собирание кислорода», компьютерная презентация к уроку.


На партах у учащихся для лабораторной работы:

  • оборудование для получения кислорода – пробирка с перманганатом калия, пробка с газоотводной трубкой, чистая пробирка, лучина, зажим для пробирок, спиртовка, спички.

  • Карточки «Результаты урока».

  • Карточки с домашним заданием.


Ход урока:

Актуализация знаний:


Учитель:

Примерно пару век назад

Открыт он был случайно,

Сейчас знаком с ним стар и млад,

Он для вас не тайна.

Известно, что горит отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает даже водород.

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать могли бы дети,

Ведь это … (кислород).

(Слайд 1.)


Учитель:

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Кислород. Получение кислорода».

(Слайд 2).


Что конкретно вы хотели бы узнать? (Беседа с классом.)


Именно на эти и многие другие вопросы мы будем искать ответы при изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение » в течение 6 уроков. (Слайд 3).

Обратите внимание на уроки контроля знаний.

У вас на столах лежат карточки «Результаты урока», в которых вы будете работать в течение всего урока, а в конце сдадите мне на проверку.


Цели нашего урока: …. ( Слайд 4).


Мы узнаем:…..(Слайд 5).


Не сомневаюсь, что вам уже кое-что известно об этом химическом элементе. Я предлагаю вам составить общую характеристику кислорода, ответив на следующие вопросы:

Вопросы: (Слайд 6).

1.Химический символ.

2. Чему равна относительная атомная масса Аr (O).

3. Химическая формула кислорода.

4. Чему равна относительная молекулярная масса Mr (O2).

5. Чему равна валентность кислорода.

6. В 1м3 воздуха содержится 210 мл кислорода. В какой роли здесь выступает кислород: химический элемент или простое вещество?

7. В составе молекулы воды содержится 89% кислорода. В какой роли здесь выступает кислород: химический элемент или простое вещество?


На эти вопросы вы отвечаете в карточке «Результаты урока».


А теперь проверьте себя. (Слайд 7).


Учитель: Как вы думаете, каково значение кислорода в природе?

(Слайд: 8 Распространение кислорода в природе).

Ученик: Кислород по распространению в земной коре занимает первое место- 49%.

Учитель: Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. (Слайд 9. Содержание кислорода в природе).

Вода, песок, многие горные породы и минералы содержат кислород. Он является так же важной составляющей частью многих органических соединений, например белков, жиров и углеводов. И, конечно же, кислород входит в состав воздуха. (Слайд 10. Состав атмосферного воздуха.)

Учитель: Какой ученый впервые определил состав воздуха?

Ученик: Антуан Лавуазье - французский ученый. В 1774 году он доказал, что воздух – это смесь газов (кислорода и азота).

Учитель: Широко применяется кислород в промышленности, медицине и других сферах народного хозяйства. Для этого необходимо его производство.

Существует целая отрасль промышленности, занятая производством кислорода из воздуха. (Слайд 11. Получение кислорода в промышленности).

Учитель (на фоне слайда): Воздух под давлением сжижают (получают смесь жидкого кислорода и азота). Так как температура кипения жидкого азота (-196) ниже температуры кипения жидкого кислорода (-183), то сначала испаряется азот, а жидкий кислород остается. Таким образом, разделяют кислород и азот.

В лаборатории кислород получают при разложении некоторых сложных кислородосодержащих веществ. (Слайд 12.)


Учитель (на фоне слайда): Вот история простая:

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая,

Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья?

Не узнаешь от врача.

Новый газ из колбы вышел.

Никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком,

Человек им тоже дышит…

Джозеф Пристли быстро пишет:

Кошка греется на крыше,

Солнца луч в окошко бьет,

Джозеф Пристли с ним две мыши,

Открывают кислород.


Так был впервые в лаборатории получен кислород.

Какими еще способами можно получить кислород вы узнаете, посмотрев видеофильм. Просмотр видеофильма (5 мин).


Учитель: Итак, какие же сложные вещества в настоящее время используют для получения кислорода?

Беседа с классом 1 минута. (Слайд 13).


Учитель: Обратите внимание на последнюю химическую реакцию. Вот именно ее мы сейчас осуществим на практике. Но сначала выясним, как собрать кислород, ведь это газ.

(Слайд 14).

Посмотрите внимательно на слайд. Собирать кислород можно методом вытеснения воды или методом вытеснения воздуха. Вы будете получать кислород методом вытеснения воздуха.

Для этого необходимо правильно собрать прибор: пробирку с перманганатом калия плотно закрыть пробкой с газоотводной трубкой, пробирку поместить в зажим, трубку опустить в чистую пробирку и нагреть пробирку с перманганатом калия.


(Учащиеся в группах по 4 человека выполняют опыт)


Учитель: Доказать наличие кислорода можно при помощи тлеющей лучины. Опустите тлеющую лучину в пробирку с кислородом. Что наблюдаете?


Ученик: Лучина вспыхивает и ярко загорается.


Учитель: Почему?


Ученик: Потому что кислород поддерживает горение. Это доказывает, что в пробирке был кислород.


Учитель: Опишите выполненную лабораторную работу в карточке «Результаты урока».


Учитель: А сейчас мы получим кислород методом вытеснения воды.

( Два человека демонстративно проводят лабораторную работу)


Учитель: Кислород применяется во многих отраслях народного хозяйства. Например, большое его количество расходуется для многих химических реакций. Кислород расходуется на процессы дыхания человека и животных. Но почему содержание кислорода в воздухе с годами не уменьшается?

Потому что происходит непрерывный круговорот кислорода в природе. Зеленые растения поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород. (Слайд 15).


Учитель: Что необходимо делать в городах для обогащения воздуха кислородом?


Ученик: Беречь растения и сажать новые.


Учитель: Сегодня мы познакомились со способами получения кислорода. У вас на столах лежат карточки «Результаты урока», ответьте на предложенные в них вопросы. У полученных ответов необходимо взять только первую букву и выписать в отдельный столбик. В итоге вы получите новое слово.


Учитель: Какое слово у вас получилось?


Ученик: Катализатор.


Учитель: Катализаторы – это вещества, ускоряющие химические реакции, но сами при этом они не расходуются. Они играют большую роль в химической промышленности в качестве ускорителей химических процессов.


Учитель: Решим задачу. Подобная задача будет в вашем домашнем задании.


Найти число молекул кислорода, которые содержатся в 260 граммах воздуха.


Задачу у доски решает один ученик.

Д ано: Решение:

m ( воздуха )= 260г

260г ---- 100%

V(O2)=? x г ----- 21%


X = 54,6 г

n =54,6/ 32=1,7 моль

N(O2) = 1,7 моль x 6,02 x 1023 = 10,23 x1023

Ответ: N(O2) = 10,23 x1023 молекул

Итоги урока:

Скажите, пожалуйста, что вы узнали на уроке? Что научились делать?


Вывод делают учащиеся:

Мы сегодня научились получать кислород в лабораторных условиях реакцией разложения KMnO4 методом вытеснения воздуха и доказали наличие кислорода тлеющей лучиной. Узнали новое химическое понятие катализатор.


Домашнее задание: Из предложенных трех вариантов домашнего задания выберите тот, который вам наиболее понравился.




Литература:

1. Рудзитис Г.Е. ,Фельдман Ф.Г. Химия 8. М.: Просвещение, 2000.

2. Иванова Р.Г. Химия 8-9. М.: Просвещение, 2003.

3. Габриелян О.С. Химия 8. М.: Дрофа, 2002.

4. Кузьменко Н.Е. , Еремин В.В. 2400 задач по химии. М.: Дрофа, 1999.

5. Кузнецова Н.Е. , Титова И.М. Химия 8. М.: Вентана - Графф, 2001.









Карточка №1

Параграф 18-19

Задания уровня А:

1. Рассчитать массовую долю элементов в веществе КMnO4.

2. Найти число молекул кислорода, которые содержатся в 340 граммах воздуха.

3. Можно ли получить в лаборатории кислород из КClO3.Если да, то составить уравнение реакции, проставить коэффициенты и указать тип реакции.

Карточка №2

Параграф 18-19


Задания уровня Б:

1. Рассчитать массовую долю элементов в веществе Al2(SO4)3

2. Найти число молекул кислорода, которые содержатся в 60 граммах воздуха.

3. Можно ли получить в лаборатории кислород из KNO3. Если да, то составить уравнение химической реакции, проставить коэффициенты и указать тип реакции.

Карточка №3

Параграф 18-19

Задания уровня В:

1. Какое вещество богаче кислородом CuO или Cu2O. Подтвердить ответ расчетами.

2. Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислить в граммах, сколько кислорода содержится в вашем организме.

3. Можно ли получить в лаборатории кислород из K2Cr2O7. Если да, то составить уравнение реакции, проставить коэффициенты и указать тип реакции

Рабочий лист

Фамилия имя ученика:___________________________________


1. Общая характеристика кислорода:


1. Химический символ:


2. Чему равна относительная атомная масса:


3. Химическая формула кислорода:


4. Чему равна относительная молекулярная масса:


5. Валентность кислорода:


6. В одном кубическом метре воздуха содержится 210 мл кислорода. В какой роли выступает здесь кислород: химический элемент или простое вещество? ...


7. В составе молекулы воды содержится 89% кислорода. В какой роли здесь выступает кислород: химический элемент или простое вещество?

...


2. Получение кислорода:

А. В промышленности:






Б. В лаборатории:









3. Результаты лабораторной работы:


Что делали?

Что наблюдали?

Выводы, уравнения

















4. Составить слово.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.



5. Реши задачу:

1 Вариант:


Найти число молекул кислорода, которые содержатся в 260 г воздуха.


2 Вариант:


Найти число молекул кислорода, которые содержатся в 320 г воздуха.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!