СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Какая она, классическая Греция?"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Какая она, классическая Греция?"»

Тема.  Какая она, классическая Греция?


Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях географического положения, природы Древней Греции, занятиях ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

Задачи: 

  • развитие познавательного интереса, мышления, речи;

  • воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

  • формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

УУД:

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

определять цели и задачи урока;

выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

оценивать данную учебную ситуацию.

Познавательные УУД:

работать с таблицей; сравнивать и находить отличия;

Коммуникативные УУД:

Организовывать плодотворное сотрудничество, уважать мнение товарища.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь называть основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).

Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ.



Ход урока

  1. Организационный момент.

ХАЙРЕТЕ, ПАЙДЕЙ, КАЛЁЙ КАЙ АГАТХОЙ.

Я поздоровалась с вами на древнегреческом языке, что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные. Я очень рада видеть ваши озорные и любопытные глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!

Мотивация. Как вы думаете, почему я поздоровался с вами именно на древнегреческом языке? Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить


  1. Актуализация изученных знаний

Фронтальный опрос:

Как индийцы объясняли возникновение каст? Как вера в переселение душ вынуждала индийцев заботиться о своих поступках и поведении? Какой народ придумал шахматы и цифры, которые мы называем арабскими? В каких странах древности научились изготовлять шёлковые ткани и хлопковые ткани? Где были изобретены бумага и компас?


  1. Изучение нового материала:

1)определение границ «незнания»:

Ребята, а вы знаете что-нибудь о Древней Греции? (заполнение таблицы до и после)

2)составление плана изучения темы:

Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре

Запись плана урока на доске:

*географическое положение

*климатические и природные условия

*население и культура.

*гибель Критского царства.

3)открытие нового материала:

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.

А как вы думаете, откуда мы будем узнавать об истории Греции (текст учебника, историческая карта)

а) работа в парах - «Составьте по тексту учебника стр. 116 и карте рассказ о местоположении Греции (самооценка)

*В какой части света находится Греция?

*В какой части Европы располагается?

*На каком полуострове находится Греция

*С каким полуостровом Греция граничит на востоке?

*Какое море омывает Грецию с юга?

*Найдите на карте море, омывающее Грецию с Запада.

*Водами какого моря Греция омывается на востоке?

Вывод: Греция расположена на юго-востоке Европы: на юге Балканского полуострова, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке – Эгейским, с юга – Средиземное море. Больших и полноводных рек нет. Территория Греции – это горы. Греция граничит с о.Критом и полуостровом Малая Азия.

б)игра «Верю – не верю» - составление характеристики климата – самостоятельная работа. (самооценка)

Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант знаками «+»(да) или «-»(нет). 

*Земли, пригодной под пашню, в Греции немного.(+)

*В Греции нет полноводных рек.(+)

*В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки.(-)

*В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. (+)

*Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.(-)

*Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. (-)

*Почти все греческие города стоят у моря.(+)

Вывод: Климат Древний Греции был жарким и засушливым – дожди здесь проходили крайне редко. В отличие от других южных государств, зима в Греции была холодная, однако снег отсутствовал.

в) определить основные занятия древних греков – рассматривание древнегреческих ваз (работа в парах).

Учащиеся работают с раздаточным материалом и делают вывод  (предполагаемый вариант): Древние греки занимались ремеслом, земледелием, рыболовством, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.


  1. Физкультминутка.

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


  1. Работа по теме.

1) рассказ учителя

- На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? (о. Крит). Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы. Героев каких мифов вы знаете? (Напр.: Исида и Осирис) Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!(работа с текстом)

2) проверка усвоения

а) Что вам кажется вымыслом, а что реальностью?

б) работа в тетрадях – ответь одним словом (самооценка):

Кто такой Минотавр? Кто такой Минос? А как звали сына царя Эгея? Кто такой Эгей? Какой подвиг совершил Тесей? Что такое лабиринт? Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? К кому за помощью обратилась девушка?

Оценивание по итогам выполнения 3-х заданий (Географическое положение, верю –не верю, миф):

- выполнено без ошибок «5»

- при наличии 1, 2 ошибки  «4»

- 3 и более – «3».

3)рассказ о Древнем Крите и его гибели.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости. Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов  и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.

 В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.

Вывод: Крит более сильное государство, Греция находилась в зависимости от него. Но в 15 в. Критская культура погибла, и на Крит стали переселяться греки.


  1. Закрепление изученного материала.

1)– Восстановите последовательность событий и пронумеруйте их.

*Уплата Афинами дани царю Миносу

*Гибель царя Эгея

*Поединок Тесея с Минотавром

*Решение Тесея отправиться на Крит

2) фронтальный опрос

– Как вы думаете, почему критские города не имели оборонительных стен? – Какие основные занятия жителей острова Крит? Что помогало царям властвовать на всём Эгейском море? Какую дань, согласно мифам, цари Крита требовали с жителей Афин? Каковы взаимоотношения между Грецией и Критом?

3) Объясни значения слов: световой колодец, нить Ариадны, лабиринт.


  1. Подведение итогов урока.

заполнение таблицы до и после

Вывод: Продолжи фразу «Я узнал…..», «Я выяснил….»


  1. Рефлексия.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!


  1. Домашнее задание.

§ 24, контурная карта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!