СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Благородные" и "подлые". Социальная структура российского общества.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Благородные" и "подлые". Социальная структура российского общества.»

Тема. «Благородные» и «подлые»: социальная структура российского общества второй половины XVII В.


Тип урока: закрепление изученных знаний.

Оборудование и материалы: компьютер, презентация к уроку, раздаточные материалы: выдержки из исторических документов, репродукции картин, бумага для записей, составления схем.

Цели урока (предметные):

  1. Сформировать представления о сословиях российского общества второй половины XVIII века. Раскрывать характерные, существенные черты сословий. Познакомится с жизнью и бытом разных сословий.

  2. Научится анализировать информацию из различных источников по отечественной истории.

  3. Составлять описание положения и образа жизни социальных групп в России.

личностные:

  1. Оценивать собственную учебную деятельность,

  2. Грамотно выражать свои мысли, строить предложения, формирование умения слушать и слышать собеседника, изложение своей точки зрения, её аргументация,

  3. Формулировать свою позицию по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

метапредметные:

  1. Планировать при поддержке учителя пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

  2. Обобщать факты, составлять таблицы, тезисы, схемы, формулировать и обосновывать выводы, Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её,

  3. Логически строить рассуждение, применять начальные исследовательские умения,

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся. Самостоятельная работа, исследование, диалог, обсуждение, самопроверка и взаимопроверка, дискуссия, заполнение учащимися карты рефлексии.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Игра «Поле чудес».

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Практическое задание.


Задание 1.

1. Какие изменения внесла Жалованная грамота дворянству положение дворянского сословия? Перечислите их.

2. выскажите своё мнение по поводу суждения: «Время Екатерины II стало «золотым веком дворянства»

3. предположите, почему Екатерина II, вступив на престол не подтвердила, но и не отменила Манифест о вольности дворянства Петра III?

4. почему Екатерина II в последующие десятилетия необычайно расширила привилегии дворянства?

5. из пункта 2 параграфа 20 выпишите группы (категории) крестьян, выделенные в тексте курсивом. Дайте их определения. Положение какой группы крестьян было самым тяжелым?

6. перечислите новшества, появившиеся в жизни горожан в соответствии с Жалованной грамотой, определите её значение.

Задание 2. Работа с документами.

1). в чем состояло преступление помещицы Салтыковой?

2). объясните, с какой целью Ермолай Ильи был «за караулом» (взят под стражу)?

Задание 2

1. Какие изменения внесла Жалованная грамота дворянству положение дворянского сословия? Перечислите их.

2. выскажите своё мнение по поводу суждения: «Время Екатерины II стало «золотым веком дворянства»

3. предположите, почему Екатерина II, вступив на престол не подтвердила, но и не отменила Манифест о вольности дворянства Петра III?

4. почему Екатерина II в последующие десятилетия необычайно расширила привилегии дворянства?

5. из пункта 2 параграфа 20 выпишите группы (категории) крестьян, выделенные в тексте курсивом. Дайте их определения. Положение какой группы крестьян было самым тяжелым?

6. перечислите новшества, появившиеся в жизни горожан в соответствии с Жалованной грамотой, определите её значение.

  1. Физкультминутка.

  2. Продолжение работы по теме урока.

Задание 2. Работа с документами

1). в чем состояло преступление помещицы Салтыковой?

2). объясните, с какой целью Ермолай Ильи был «за караулом» (взят под стражу)?



1)какое положение в обществе занимали дворовые?

2)какие издевательства и унижения выпадали на долю дворовых? Подтвердить выдержками из текста


Задание 4. Укажите, как крепостное право воздействовало на

А) крестьян

Б) дворян


Задание 5. Чем, по вашему мнению, объяснялся произвол крепостников? Их плохим воспитанием или их положением в обществе, правами и привилегиями?

  1. Подведение итогов урока.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.







 Тема. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва.


Цель: Определить значение и последствия восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и историческое значение.

Задачи:

Образовательные: Закрепить представления и понятия обучающихся о положении крестьян в XVIIIвеке; дать характеристику восстания под предворительством Е. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий.

развивающие:Развивать умения охарактеризовать исторической личности на примере лидера народного восстания Е. И. Пугачева; анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы, продолжать развивать умения работать с исторической картой; находить связь между прошлым и настоящим.

Воспитательные: Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, чувство гордости, патриотизма, уважения к русскому народу, Отечеству, интереса к истории своей страны и своей малой Родины.

Оборудование: учебник, тетрадь,

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- Какие унижения терпели крепостные крестьяне от своих хозяев?

- С какой целью Екатерина IIсозвала уложенную комиссию?

- Объясните значения слов «наказы», «Вольная грамота».


  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово учителя.

В XVIIIвеке крепостное право еще больше усилилось. Крепостные крестьяне ни свободы, ни каких-либо привилегий не имели. Крестьяне превратились в полную собственность помещиков: неделями работали на барском поле, их продавали, обменивали на вещи, проигрывали в карты и дарили. За малейшую провинность их жестоко наказывали. Крестьяне жаловаться на помещиков не имели право, было запрещено законом, изданным при Екатерине II. Притеснение помещиков вызывали недовольство крестьян, в России то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты. Наиболее известным было восстание под предводительством Е. И. Пугачева.

Сообщение темы урокаЗапись числа и темы в тетрадях.

«Восстание под предводительством Емельяна Пугачева».


  1. Работа над новым материалом.

План изучения нового материала:

  1. Причины восстания.

  2. Предводитель восстания.

  3. Требования восставших.

  4. Основные этапы восстания.

  5. Значение и итоги восстания.

План-вопросник:

  1. Когда проходило восстание?

  2. Кто возглавлял восстание?

  3. Кто это Е.И. Пугачев? Внешность, сведения о жизни.

  4. Где проходило восстание?

  5. Итоги восстания?


Рассказ учителя. Работа с презентацией.


  1. Причины восстания.

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева самый сильный социальный взрыв в годы правления Екатерины IIи наиболее организованное выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет.

1. Ужесточение крепостного права:

- Крепостные крестьяне не имели никаких прав и привилегий, подвергались издевательствам и мучениям со стороны помещиков;

- Помещики жестоко наказывали крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность. Крестьян, членов его семьи продавали, обменивали на вещи, собак, проигрывали в карты и дарили.

2. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах:

- Работали 12-15 часов в сутки;

- Нечеловеческие условия труда вызывали тяжелые болезни и гибель многих рабочих-крестьян.

3. Быстрый рост налогового бремени.

- Программными документами Екатерины IIжалованная грамота дворянству на земли и крепостных крестьян. По этим документам дворяне освобождались от налогов, а крепостные крестьяне становились основными их плательщиками.

2. Биография Емельяна Ивановича Пугачева.


3. Участники и программа восставших.

- Е.И. Пугачев провозгласив себя, чудесно спасшимся императором Петром III, в своем манифесте в июле 1774 года провозгласил освобождение крестьян от крепостной зависимости, а дворян приказал ловить, казнить, вешать. Таким образом, основными участниками восстания стали – крепостные крестьяне, казаки, рабочие и др. Е. И. Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину IIи занять престол.

Местом восстания стала обширная территория между Уралом И Поволжьем.


  1. Физкультминутка.

  2. Продолжение работы по теме урока.

4.Основные этапы восстания.

.

I этап: 17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774 г.

Началось с выступления Пугачева перед казаками, он открыл тайну своего имени. Количество его сторонников росла быстрыми темпами. Он покорял почти без боя одну крепость за другой. 5 октября когда он подошел и осадил город Оренбург, то численность его армии достигла 30 тысяч человек.

Екатерина II тоже испугалась такого размаха крестьянского восстания, она отправила Оренбургу огромное войско. Весной 1774 года под Татищевской крепостью состоялось сражение между армией Пугачева и царскими войсками. Пугачев потерпел сокрушительное поражение. Таким образом,Iэтап войны закончился неудачей Пугачева.

II этап: апрель-июль 1774 г.

Пугачев снимает осаду с Оренбурга и отходит на территорию Башкирии и Южного Урала. Численность его армии достигла до 20 тысяч человек. И Пугачев повел свои войска в город Казань. В июле 1774 года он сумел взять окраины города, но кремль с заседавшими там остатками царского гарнизона взять так и не удалось – на помощь осажденным пришли царские войска и Пугачев опять проигрывает.

III этап: 31 июля – сентябрь 1774 г.

Пугачев занимает ряд волжских городов и для пополнения своего войска устремляется на юг. К концу лета 1774 года армия Пугачева подошла к городу Царицыну, но овладеть им не смогли и были разгромлены. Переправшись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачев 12 сентября 1774 года был схвачен, его выдали властям богатые казаки. Пугачева посадили в деревянную клетку и повезли на телеге в Москву. 10 января 1775 года Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Однако, несмотря на поражение Пугачева, крестьянские волнения продолжались еще год.

5.Значение и итоги восстания. По сравнению с предыдущими народными выступлениями предводители восставших впервые смогли выдвинуть идеи борьбы с крепостничеством и сословием – дворянством, от которого исходило главное зло, по мнению Пугачева. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но также и рабочих и др.

После восстания под предводительством Е. И. Пугачева жизнь крепостных крестьян не стала лучше, наоборот, гнет еще больше усилился. Однако Екатерина IIстала думать о том, как улучшить жизнь крестьян. На горных заводах Урала их владельцы стали увеличивать оплату труда работным людям, чтобы предотвратить новые восстания.


  1. Закрепление пройденного материала.

- Когда происходило восстание? Основные этапы?

- Кто возглавлял восстание?

- Почему вспыхнуло восстание? Основные причины.

- Кто участвовал в восстании?

- Кто это Салават Юлаев?

- Какую территорию охватило восстание?

- Чем закончилось восстание? Значение и итоги?


  1. Итог урока. Рефлексия.

"Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.


  1. Домашнее задание.

- Прочитать текст учебника.

- Дать ответы на план – вопросник.






















Тема. Семинар по теме «Личность Е.И. Пугачёва».


Цель: Определить значение и последствия восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и историческое значение.

Задачи:

Образовательные: Закрепить представления и понятия обучающихся о положении крестьян в XVIIIвеке; дать характеристику восстания под предворительством Е. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий.

развивающие:Развивать умения охарактеризовать исторической личности на примере лидера народного восстания Е. И. Пугачева; анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы, продолжать развивать умения работать с исторической картой; находить связь между прошлым и настоящим.

Воспитательные: Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, чувство гордости, патриотизма, уважения к русскому народу, Отечеству, интереса к истории своей страны и своей малой Родины.

Оборудование: учебник, тетрадь,

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- Какие унижения терпели крепостные крестьяне от своих хозяев?

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Презентация проектов.

  3. Физкультминутка.

  4. Продолжение работы по теме урока.

  5. Подведение итогов.

Вопросы к выступающим.

Выставление оценок.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание.













Тема. Народы России в 18 веке.


Цель урока: охарактеризовать основные направления внутренней политики Екатерины 2 во второй половине 18 века в области национальной политики

Задачи урока:

1. Образовательная: выявить национальный состав народов России; охарактеризовать их положение; проанализировать религиозную политику;

2. Развивающая: продолжить развивать умения обучающихся сопоставлять и сравнивать исторические явления и процессы, устанавливать причинно-следственные связи,  формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.

3. Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе; содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация опорных знаний.

Игра «Поле чудес».

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Изучение нового материала.

А) Проблемный вопрос

Б) Составление плана

- Россия – многонациональная империя(сл.слово)- работа в группах с доп. Материалом

-Национальная политика – цель, задачи, особенности, принципы, характер - группы

- Религиозная политика - в парах

- Привлечение иностранных колонистов – фронтально

Запоминаем новые слова

Черта оседлости — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям, введена в России при Екатерине II. К этой черте относились украинские, белорусские, польские земли.

Колонизация — заселение и хозяйственное освоение территории.

Юрта — куполообразное переносное жилище из войлока у народов Средней Азии и Сибири.


В XVIII веке в подданство к российским императорам перешло множество народов, которые исповедовали различные религии. По отношению к ним Екатерина II проводила политику веротерпимости и толерантности.

Благодаря поощрительному отношению к мусульманской культуре стало возможным проведение активной просветительской деятельности среди татар.

Особую роль здесь сыграла семья Хальфиных. Сагит Хальфин с сыном Исхаком в 1778 году издали в Москве первое печатное пособие на русском языке для изучения татарского языка – «Азбуку татарского языка». Ими же был составлен русско-татарский словарь, который включал более 20 тысяч слов, и другие пособия.

Подробнее о положении населения национальных окраин и религиозной политике Екатерины II вы узнаете далее.


Вопросы занятия будут следующими: унификация управления на окраинах империи; ликвидация украинского гетманства; формирование кубанского казачества; привлечение в Россию иностранных колонистов; религиозная политика.

При Екатерине Великой Россия значительно расширила свои границы. В её состав вошли земли Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма, Правобережной Украины, Беларуси, Курляндии и Литвы.

Характерной чертой политики на присоединённых территориях было сочетание царской власти и некоторых местных особенностей управления, которые исторически сложились на этих землях.

Украине были предоставлены и некоторые элементы автономии. Так, она сохранила особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление.

После вхождения в состав России территория Украины делилась на полки и сотни, а её землями управлял выборный гетман. За украинскими городами сохранилось самоуправление, основанное на Магдебургском праве. Оно предоставляло горожанам значительные вольности.

Однако Екатерина II считала, что в пределах одного государства должны действовать одни и те же законы и органы управления. Поэтому уже в начале своего правления она ликвидировала все вольности и привилегии на национальных окраинах.

В соответствие с российскими законами были приведены органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска и Прибалтики.

А в ноябре 1764 года на украинских землях было упразднено гетманство. В отставку был отправлен последний украинский гетман граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Взамен учреждалась Малороссийская коллегия. Её возглавил генерал-губернатор Малороссии Пётр Румянцев.

Позднее Екатерина II привела в соответствие с нормами Российской империи и административное устройство Малороссии, а также упразднила городские свободы. В мае 1783 года на украинских землях было окончательно утверждено крепостничество.

Важную роль в жизни Российского государства на протяжении длительного времени играли запорожские казаки, которые охраняли её южные рубежи.


Однако в результате победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов исчезла угроза крымских набегов. Поэтому необходимости в Запорожском казачестве уже не было.

К тому же часть запорожских казаков присоединилась к восстанию Емельяна Пугачёва. В связи с этим императрица опасалась, что они могут принять участие в новых бунтах. Поэтому в июне 1775 года был издан Манифест Екатерины II об упразднении Запорожской Сечи. Таким образом были постепенно упразднены остатки автономии казачьей вольницы.

Из бывших запорожцев царские власти в 1787–1788 годах сформировали волонтёрские отряды для войны с турками. Они получили название «Войска верных черноморских казаков».

После окончания Русско-турецкой войны черноморские казаки были размещены на землях Кубани для несения пограничной службы. С этого времени начало формироваться кубанское казачество.

Для освоения территорий Нижнего Поволжья, Приуралья, Новороссии и Северного Кавказа Екатерина II приглашала в Россию иностранных переселенцев.

В 1762–1764 годах императрица издала два манифеста, в которых был призыв иностранным подданным переселяться в Россию, а также перечень льгот и привилегий для переселенцев.

Так, им были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы, налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Эти меры уже к середине 60-х годов 18 века привлекли в Россию более 30 тыс. переселенцев.

Немецкими колонистами начали массово заселяться земли Поволжья. Их было настолько много, что уже в 1766 году их приём был временно приостановлен. К 1769 году на Волге сформировалось 105 немецких колоний, в которых проживало 6,5 тысяч семей.

С указа Елизаветы Петровны 1751 года о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» началось заселение Новороссии. Первыми колонистами на этих землях были сербы. Жили здесь также молдаване и хорваты.


Как и немецким колонистам, поселенцам в Новороссии были предоставлены многочисленные льготы. Им отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье, предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Манифестом 1763 года Екатерина II призывала иностранцев селиться в Новороссии, чтобы развивать там промыслы и торговлю. Важным этапом заселения новых земель стали три «Жалованные грамоты» императрицы 1779 года христианскому населению Крыма, главным образом грекам и армянам.

Согласно грамотам, в случае переселения в Азовскую губернию им предоставлялись земли и дома.  Также новопоселенцы освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. За предоставленные привилегии греки и армяне должны были развивать в Азовской губернии ремёсла и торговлю, открывать фабрики.

Исповедуя православие, Екатерина II всё же проявляла веротерпимость по отношению к другим религиям. К началу её правления большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар были обращены в православие.

Поэтому потребности в деятельности Новокрещенской конторы на этих землях уже не было. В 1764 году она была ликвидирована.

Народы Сибири и Нижнего Поволжья, исповедующие буддизм, также активно принимали православную веру. Так, в середине XVIII века появились целые селения новокрещёных бурят. А в конце XVIII века калмыки, которые были приписаны к казачьему сословию Войска Донского, тоже постепенно перешли в православие.


  1. Физкультминутка.


  1. Продолжение работы по теме урока.


По отношению к старообрядцам правительство Екатерины II продолжало политику императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III. Оно стремилось включить раскольников в формирующееся гражданское общество.

Так, в первые годы своего правления Екатериной 2 было прекращено преследование старообрядцев. С 1787 года им предоставлялась полная свобода вероисповедания; разрешалось открывать церкви, соборы, часовни; упразднялся двойной подушный оклад и их особые списки; разрешалось избирать раскольников на общественные должности.

Примирение властей и официального православия со старообрядцами проявилось в движении единоверия. Оно начало распространяться в 80–90-е годы XVIII века в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

В результате разделов Речи Посполитой к Российской империи отошли значительные территории, населённые в основном католиками и униатами. 

Католикам Екатериной II, так же, как и староверцам, была предоставлена свобода вероисповедания.


В 1773 году была учреждена Белорусская католическая епархия. А особая «Жалованная грамота» 1774 года гарантировала всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их имущества.

Так, на белорусских землях была разрешена деятельность ордена иезуитов. Этому было несколько причин. Во-первых, орден проводил просветительскую деятельность. В Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других белорусских городах открывались иезуитские учебные заведения с бесплатным обучением. В аудитории некоторых из них допускались в том числе и православные. Во-вторых, российское правительство надеялось, что пропагандистская деятельность ордена поспособствует ослаблению позиций униатской церкви в западных областях империи.


Однако с помощью иезуитов снизить влияние греко-католических священников не удалось. Поэтому правительство стало предпринимать свои меры в этом направлении.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Екатерина II открыто заявила о необходимости упразднения унии и укрепления авторитета православия на западных окраинах империи.

Указом Екатерины II от 17 июня 1773 года в Российской империи был провозглашён принцип веротерпимости.

Особое значение этот указ имел для мусульманского населения, поскольку было разрешено строительство мечетей, при которых создавались медресе. В казанской гимназии и медресе начали преподавать татарский, арабский, турецкий и другие восточные языки.

С 1783 года татарским мурзам и чиновникам гражданской службы был разрешён приём на военную службу с последующим присвоением офицерских званий. Это давало возможность получить дворянство.

Особое отношение у российских властей было к населению Башкирии. Массовое участие башкир в восстании Емельяна Пугачёва повлекло за собой усиление контроля за башкирскими общинами. Так, в 1782 году суд по мелким уголовным и гражданским делам из рук старшин был передан в ведение нижних расправ.

В 1788 году в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием. Оно подчинялось Уфимскому наместничеству, а позднее – канцелярии оренбургского губернатора. С этого момента духовные дела в Башкирии перешли в подчинение к светской администрации. Она же контролировала исполнение башкирами военной повинности, в которую входили пограничная служба и участие в войнах.

Принцип веротерпимости распространялся и на еврейское население империи, которое исповедовало иудаизм. Основная часть иудеев проживала в сёлах и местечках западных земель, вошедших в состав России в результате разделов Речи Посполитой. Большинство из них занималось ремёслами, мелкой торговлей и торгово-посредническими операциями.

В 1791 году Екатерина II издала указ, по которому территория проживания еврейского населения в Российской империи ограничивалась «чертой оседлости».

В начале XIX века в состав России вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тысяч татов.

Таты – это горские евреи Восточного Кавказа.


Несмотря на ограничение территории проживания евреям было предоставлено право свободного вероисповедания, разрешено открывать синагоги и учебные заведения.


  1. Подведение итогов урока.


К концу XVIII в. Россия представляла собой огромное многонациональное государство. Её территория значительно расширилась не только на востоке, но и на западе, включив в свой состав множество земель и народов. К концу XVIII в. Российская империя стала крупнейшей мировой державой. На национальные окраины империи постепенно распространились общероссийское законодательство и административное устройство. На землях Украины было упразднено гетманство, а управленческие функции там были переданы Малороссийской коллегии. В Северном Предкавказье начало формироваться кубанское казачество.   Земли Поволжья, Новороссии и Азовской губернии стали активно заселяться иностранными колонистами. В своей религиозной политике Екатерина II придерживалась политики веротерпимости, используя некоторые политические ограничения для неправославных этнических групп.


  1. Рефлексия.

Работа со смайлами.


  1. Домашнее задание.

П.22

1. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Культура и традиции малых народов», в котором расскажите об одном из малых народов Севера, Сибири или Дальнего Востока России.

2. Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайд-экскурсию по столице одной из республик современной Российской Федерации по объектам, связанным с национальной культурой республики.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!