Тема урока: Лексические возможности синонимов и антонимов.
Цели урока: познакомить учащихся с понятием синонимов и антонимов в русском языке; формировать умение находить синонимы и антонимы к словам, отличать их от других лексических единиц, формировать функциональную грамотность, развивать УУД (учебные универсальные действия).
Задачи:
• Образовательные: формировать знания о синонимах, антонимах и об их употреблении в речи, умение подбирать синонимы и антонимы к словам, показать отличие синонимов, антонимов от других лексических единиц.
• Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память; совершенствовать умения подбирать синонимы к данному слову, навыки самостоятельной работы.
• Воспитательные: посредством игры развивать коммуникативные способности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
развитие речемыслительных способностей учащихся, формирование речевой культуры и воспитание человека, способного общаться с учетом речевой ситуации, в соответствии с морально-этическими нормами.
Метапредметные результаты: овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Предметные результаты: обогащение словарного запаса, совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня хорошее, доброе, удивительное, замечательное, чудесное утро, и поэтому мы с вами отлично поработаем!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя (вводное объяснение учителя)
Учитель. Сейчас мы с Никитой разыграем небольшую сценку.
– Никита, какой тебе запомнилась Герда из сказки «Снежная королева»?
– Она хорошая.
– Что ты можешь сказать о Кае?
– Он тоже хороший.
– Ну, а о Снежной королеве?
– Она плохая.
– Никита, в каком доме ты живешь?
– Большом.
– А семья, у вас какая?
– Большая.
– О чем ты мечтаешь?
– Чтоб стать большим.
Учитель. Понравились ли вам ответы Никиты?
Ученик. Нет. Ответы однообразны, похоже, что у мальчика, которого изображал Никита, неразвитая речь.
Учитель. Да, действительно, нельзя укладывать все характеристики и оценки в слова хорошая, большая. Нужно использовать другие, похожие по смыслу слова. Ребята, кто из вас уже догадался, о каких словах мы будем сегодня говорить?
Ученик. О словах, похожих друг на друга по смыслу, синонимах.
Учитель. Правильно, скажите как можно назвать слова, которыми наш персонаж характеризовал Герду, а затем Снежную королеву? Как называются такие слова?
Ученик. Антонимы.
Учитель. Итак, сегодняшний урок посвящен употреблению синонимов и антонимов в нашей речи. Их лексическим возможностям. (записывают тему урока)
Учитель. Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
3. Актуализация знаний.
Учитель. В начальных классах вы уже сталкивались с понятиями синонимы и антонимы, попробуйте вспомнить и дать определения данным понятиям.
Ученики пытаются дать определения синонимам и антонимам.
Учитель. Где мы можем проверить верность ваших ответов?
Ученики. В учебниках.
Работа с учебниками, коррекция знаний. Стр. 33
Учитель. Если у вас возникнут трудности в подборе синонимов или антонимов, что вы будете делать? Что может вам помочь? (можно у кого-нибудь спросить, воспользоваться словарем) В части 3 нашего учебника тоже есть такие словари, и вы можете ими пользоваться в течение урока.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель. Возьмите карточки №1.
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).
2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
5. Первичная проверка понимания
Учитель: Какими же оттенками могут отличаться синонимы? Давайте обратимся к упражнению 471.
Самостоятельная работа в тетрадях. (взаимопроверка по образцу на доске)
6. Первичное закрепление.
Учитель: В основном государственном экзамене, который вам предстоит сдать по окончании девяти классов, есть задание №9, в котором вас попросят заменить книжное или разговорное слово стилистически нейтральным синонимом.
Попробуйте выполнить подобное задание (задание на карточке)
Замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом.
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
Замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
Замените просторечное слово стилистически нейтральным синонимом.
(18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
Замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом.
(10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
Замените просторечное слово стилистически нейтральным синонимом.
(11)А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, всё собирался спросить отца, почему он не купит себе трубку, и так и не спросил.
7. Промежуточная рефлексия.
Скажите, где нам может пригодиться умение подбирать синонимы?
8.Физминутка.
9. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель. Возьмите карточки №3
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
Учитель: Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас., правоп .прист. ,чу-щу)
-Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название)
-Определите тему текста, главную мысль. (Лето. О том, как чудесно летом)
-Определите стиль и тип речи (Художественный стиль, повествование с элементами описания. Докажите.)
Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные (антонимы).
Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. К какому времени года можно отнести эти слова? (зиме)
Какие слова вы заменили на противоположные?
Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ужасная.
Какая лексическая особенность отличает антонимы от других лексических единиц?
10. Первичное закрепление.
Учитель. Запишите текст, заменяя подчеркнутые слова антонимами.
- Зачитайте, что у вас получилось.
Из третьего предложения выпишите грамматическую основу.
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Упражнение 472 стр. 35
12. Рефлексия
Учитель. Тема нашего урока звучит «Лексические возможности синонимов и антонимов». О каких лексических возможностях синонимов и антонимов вы сегодня узнали?
Ученики строят свои высказывания и предположения.
Оцените свою работу самостоятельно (на карточках)
На уроке я работал | Активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен / не доволен |
Урок для меня показался | Коротким / длинным |
За урок я | Не устал / устал |
Моё настроение стало | Лучше / хуже |
Материал урока мне был | Полезен / бесполезен |
Интересен / скучен |