Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лиственская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока
по русскому языку в 4 классе по теме:
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ»
Учитель начальных классов
Мачулина Наталья Павловна.
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Цели:
Развивать умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме;
. Правильно ставить вопросы к глаголам
Создавать условия для наблюдения за написанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
Создавать условия для необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
Развивать умение определять лицо, число и спряжение глаголов.
Планируемые результаты
Предметные:
-Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;
-Объяснять необходимость проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
-Определять лицо, число и спряжение глаголов.
Метапредметные:
-Понимать и сохранять учебную задачу урока;
-Делать выводы на основе информации, представленной в таблице;
-Соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;
-Рационально организовывать самостоятельную УД;
-Активно сотрудничать при обсуждении спорных вопросов
Личностные:
Нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: урок закрепления новых знаний
Методы обучения: поисковый, словесный, практический.
Оборудование:
экран, компьютер;
электронное приложение к уроку (диск);
учебник В. П. Канакина «Русский язык», 4 класс;
памятки глаголы-исключения ,сигнальные карточки, раздаточный материал,
таблица «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
I. Организационный момент
- Доброе утро, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас на уроке гости. Как нужно принимать гостей?
У. Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова:
«Учись, смекай, активней будь!
И к знаниям откроешь путь.
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
У. Сегодня на уроке оценивание вашей работы будет для вас знакомо-сбор цветов в букет(у каждого цветочные наборы)
II. Проверка домашнего задания(упр.194)
III. Актуализация знаний
А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи Угадай буквы и сложи слово
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Правильно, речь пойдёт о глаголе.
1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Ответьте на вопросы:
- Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
2. Приём «Продолжи фразу».
а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
б) Не с глаголами пишется (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)
д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Откройте тетради, запишите дату.
ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют (это окончания 1 спр.)
им ишь ите ит ат ят (это окончания 2 спр.)
Что это за соединения?
Как называются эти окончания? (Личные)
– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.
4. Работа с сигнальными карточками
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит
-Ребята, определите окончания у глаголов
--Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА
Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Назовите алгоритм.
(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ в электронном приложении)
III. Самоопределение к деятельности
Цель:
- Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . (Запись на доске)
- Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.
Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка.
Берёза распуска ..?ет (ит) свои клейкие листочки.
(Для создания воображаемой картины на столе стоит веточка березы и включаю декоративный фонтан с подсветкой!)
- А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?
- Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?
(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)
- Сформулируйте задачи урока.
(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)
IV. Углубление открытого знания
Игра «Исключи лишнее слово» Учащиеся работают в парах.
- Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь, определив число ,лицо, время, спряжение.
- Пишем, вяжем, стираем, дружим .
- Строим, клеим, отвечаем, говорим.
- Молчат, посеют, думают, живут.
- Читать, делать, лететь, накрыл, петь.
- Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.
- Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).
- Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .
- Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.
- Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)
- Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.
Работа с пословицами. (упр.198)
Замените в пословицах глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Объясните их смысл.
За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете.
Руки с полки не протянете, так и ложки с полки не достанете.
За чужим погонитесь – свое потеряете.
Графический диктант
Педагог проводит графический диктант.(1ученик у доски)
– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.
2. В слове листа..шь безударная гласная И.
3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.
4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
5. Глагол встречаете – 1-го лица.
6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.
7. Во множественном числе глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.
8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.
9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.
10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.
Учащиеся выполняют графический диктант.Самопроверка
Ключ:
№ п/п | Ответы | № п/п | Ответы |
1 | – | 6 | + |
2 | – | 7 | – |
3 | – | 8 | – |
4 | + | 9 | + |
5 | – | 10 | + |
IV.Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме
Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная работа по карточкам разных цветов)
Самопроверка и самооценка.
Задание «Исправь ошибки»
Весна! Её встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам искрящийся снег. А днём он постепенно оседаит. Скрыш бежит копель, превращаясь ночю в красивые лидяные сосульки.
- Сколько ошибок нашли. Давайте проверим текст на экране.
- Какую орфограмму чаще всего решали, выполняя это задание? (Безударные гласные в личных окончаниях глаголов)
- Как узнавали буквы в безударных личных окончаниях глаголов? (Действовали по алгоритму. Дети рассказывают алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов, параллельно на экране)
На экране высвечивается слайд (название алгоритма)
Алгоритм решения орфографической задачи в личных окончаниях глаголов.
Услышать безударный гласный в окончании глагола, определить время.
Поставить глагол в неопределённую форму.
Определить, оканчивается на – ить?
Выяснить, исключение ли это?
Определить спряжение.
Поставить в нужное лицо и число.
Вставить безударную гласную.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
-Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.
Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.
Урок полезен, всё понятно. ( ! )
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )
Ещё придётся потрудиться. ( ? )
Да, трудно всё-таки учиться! ( … )
Лист самооценки «Дерево успеха»
1.) Я – молодец! (плод) -5
2.) Могу и лучше. (листик) - 4
3.) Надо постараться. (цветочек) -3
И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей.
Притча.
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка.
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он.
- Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!
Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.
Домашнее задание.
Упражнение 203 списать, вставляя пропущенные буквы. Повторить правило с.98
3. Вхождение в тему. Самоопределение к деятельности
Найдите “лишнее”слово и объясните, почему оно лишнее:
Слова ( на доске): ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит.
пчела – имя существительное
трещал – глагол прошедшего времени
бегут – употреблен во мн. числе
кричит – имеет ударное окончание,
в слове строит- окончание безударное.
-А если оно безударное, то оно может вызывать сомнение
-Сформулируйте тему урока
-Какую учебную задачу мы сегодня должны решить на уроке? (научиться определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями)
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение
— Давайте вспомним по таблице спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы 1 и2 спряжения. (диск). Сделайте вывод.
— Выскажите мнение, для чего надо знать различие в написании личных окончаний глагола? (чтобы правильно писать глаголы с безударными окончаниями)
Упр. 190 с. 93 (сам-но, один человек за закрытой доской). Самопроверка, самооценка.
Сделайте вывод: какие безударные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
-Как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
— Выскажите своё предположение. Познакомимся с памяткой. (диск)
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е спрягать нельзя!
Физминутка
У. Если я назову глаголы 1 –го спряжения – приседают мальчики, 2-го спряжения – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
4. Работа по теме урока
А сейчас, выполняя следующие задания, применим наши знания на практике. Но сначала вы должны рассказать друг другу в паре по образцу, как вы будете определять, какое окончание нужно писать.
1 вариант объяснит слово кол..т
2 вариант слово пил..т.
Работа с учебником (с. 94 упр. 192)
У. Сделаем вывод.
— Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?