СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку по теме:"Лексика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

lexikos - относящийся к олову, logos - учение) – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику. Словарный состав языка – внутренне организованная совокупность лексических единиц, связанных между собой, функционирующих и развивающихся по свойственным русскому языку законам.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме:"Лексика".»

Урок по теме «Лексика» в 6 классе.

Цели: обобщить знания по теме «Лексика», расширить словарный запас и кругозор учащихся;

повысить интерес к истории русского языка и к изучению сложного предмета.

Задачи: Научиться употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

  • Научиться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕКСИКУ С ЦЕЛЬЮ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

  • Развивать логическое мышление, устную и письменную речь, внимание.

  • Развитие навыков работы в группах.

  • Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, рисунки к фразеологизмам, учебник и рабочая тетрадь.

Ход урока.

1.Актуализация знаний: блиц-опрос по теме «Закончи фразу» (слайд 4).

Все слова нашего языка…

Словарный запас одного человека…

Раздел лингвистики, изучающий лексику…

Слова, имеющие одно значение…

Слова, имеющие несколько лексических значений…

Слова, одинаковые по значению, но с разными оттенками…

Слова с противоположным значением…

Слова, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению…

2. Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
А.Франс (слайд 5). Хвалебное слово словарю (сообщения учащихся)

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Первые печатные словари появились в конце 16 века, они в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных слов. В конце 18 века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный в середине 19 века В.И.Далем.

В 20 веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 тысяч слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л.Успенский.

-Ребята, какие вы знаете словари?

Командиры групп представляют словари омонимов, антонимов, синонимов, паронимов. При этом учащиеся выполняют задания, требующие знаний учащихся в этой области (слайд 6).

  1. Подбери синонимы

  2. Подбери антонимы омонимы

специальность,

обучение животных, помещение в школе,

игра на льду,

скорый поезд.

широкий

твёрдый

старый

скучный

бесполезный

неряшливый

норка

лисички

ключ

наречие

наряд

Профессия, дрессировка, класс, узкий, мягкий, новый,

хоккей, экспресс. интересный, ценный, аккуратный.

- Какое слово получится, если взять

первые буквы слов?

Норка вылезла из норки 2. Прочитай стихотворение и найди

И пошла к знакомой норке. омонимы (слайд7)

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка

Возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка – здесь,

А норки – нет!

3. Рассмотри словарные статьи, укажи, где многозначные слова, а где омонимы.

Косяк1 – брус дверной
или оконной рамы.

Косяк2

  1. Стадо кобылиц
    с одним жеребцом.

2)Стая рыб, птиц.

Сравни: лошади скачут косяком - дверной косяк. Как называются такие слова? (слайды 8, 9, 10).

4. Правильно ли употреблены выделенные слова в предложении? (слайд 11)

1.Его житейские силы были на исходе.

2.Учёные пытаются создать искусный разум.

3.Участники прошли отборный тур соревнований.

4.На столе стояла одиночная хижина.

5.Искуственный интеллект уже

не выдумка фантастов, а реальность. (только в 5 предложении правильный ответ).

Как называются такие слова?

5. Физкультминутка. У нас славная осанка – мы свели лопатки.

Мы походим на носках и пойдём на пятках.

Пойдём мягко, как лисята, ну а если надоест,

То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.

6. Фразеологизмы, их роль в речи.

На чём основан комический эффект стихотворения?

Рано утром мама-курочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

Выражение ни пуха ни пера означает пожелание удачи пред каким-либо испытанием (например, перед экзаменом). Мама-курочка желает сыночку-цыплёнку удачи и говорит: «Ни пуха ни пера», отправляя его в школу. Второй раз это выражение употребляется в стихотворении уже в прямом смысле. Цыплёнок, вероятно, подрался в школе и пришёл домой и без пуха, и без перьев.

-В прямом или в переносном смысле понимается это выражение?

7. Ораторы команд рассказывают об истории разных фразеологизмов: от доски до доски, бить баклуши, на большую ногу (жить), пересолить; уйти несолоно хлебавши.

8. Художники команд представляют свои смешные рисунки, созданные на основе фразеологизмов, понимаемых буквально. Отгадайте, какие фразеологизмы имел в виду автор? Что они обозначают?

-на воре шапка горит; на нём лица нет, яблоку негде упасть, заткнуть за пояс, следы заметать.

9. Информаторы искали фразеологизмы с использование определённого слова. Соревнование «Кто больше?» Голова, глаза, ухо, нос.

Человек с головой мозолить глаза задирать нос держать ухо востро

Морочить голову хлопать глазами вешать нос пропустить мимо ушей

Вскружить голову говорить в глаза водить за нос развесить уши

Потерять голову с глазу на глаз клевать носом медведь на ухо наступил

Отвечать головой глазом не моргнуть остаться с носом уши вянут

Как снег на голову хоть глаз выколи держать нос по ветру ушки на макушке

10. Проверочная работа: цифровой диктант (укажи цифрой предложения, где встречаются фразеологические обороты) 2, 3, 5.

1.Засучив рукава, мама полоскала бельё.

2. Все мы работали засучив рукава.

3.Кот схватил кусок рыбы, и его

как ветром сдуло.

4.Сильным ветром сдуло снег

с крыши.

5.Ты будешь старостой класса –

моей правой рукой.

6.Он не может писать правой рукой.

11. Подведение итогов урока.

Учились вы старательно,

  • Ведь это замечательно

  • И очень увлекательно-

  • У всех давно известных слов,

  • Вдруг открывать секреты!

  • Конечно, тайны языка

  • Не все открыты нам пока.

Рефлексия. Оцени работу своей группы:

  • Дружно Интересно

  • Взаимовыручка

  • Сотрудничество

  • Я был более успешен

  • Я получил хорошую оценку

12. Домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!