СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку "Фразеологизмы в языке, тексте, речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль фразеологизмов в языке, тексте, речи

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Фразеологизмы в языке, тексте, речи"»

Фразеологизмы в языке, тексте, речи

Цель: формирование коммуникативной, грамотной личности.

Задачи: 1. Обобщить знания по теме «Фразеологизмы», полученные в среднем звене, ответить на вопрос: «Какую роль играют фразеологизмы в тексте и речи?»

2. Углубление понятия о фразеологизмах за счет расширения рамок анализируемого материала в целях расширения кругозора и подготовки к ЕГЭ.

3. Развитие коммуникационной компетенции учащихся в процессе использования идеоматических выражений в их речи.

4. Развивать способность оценивания собственной речи и речи окружающих.

5. Формирование языкового эстетического вкуса.

Ход урока:

-Ребята, начнем мы наш урок несколько необычно, с небольшой сценки.

- Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так. Что руки отваливались. На уроках так много писать пришлось. Хотел ведь пораньше уйти, то есть с уроков сбежать – куда там! Наш классный руководитель тут как тут. Нос к носу столкнулись.

- Она у нас калач тёртый, на мякине не проведешь. К ней просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза пятерки ставить не будет.

Как вы думаете, какое сложное и интересное явление русского языка встретилось в этом диалоге? (Фразеологизмы) Слайд 1

Действительно, кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы- фразеологизмы.

- Что мы называем фразеологизмом? (ответ ученика) Слайд 2

Итак, тема нашего урока: «Фразеологизмы в языке, тексте и речи». Слайд 3

Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистической науки.

Нашей задачей на уроке будет (см. задачи)

С презентацией «Основные признаки фразеологизмов» выступает ученик.

-А сейчас из выражений, записанных на доске, I варианту нужно выписать номера, соответствующие свободным словосочетаниям, IIварианту – номера, соответствующие фразеологизмам. Слайд 10

Упражнение.

1) лизать пятки (угодничать, унижаться),

2) делать большие глаза (удивляться),

3) выразительные глаза,

4) пруд пруди (много),

5) серый от пыли,

6) по горячим следам (сразу же),

7) верящий в победу,

8) от корки до корки (целиком),

9) как гром среди ясного неба (неожиданно),

10) возвратиться из похода,

11) черствая корка,

12) превосходный результат,

13) сломя голову (быстро),

14) призадуматься над задачей.

(Взаимопроверка) Ответы на 11 слайде.

(12 слайд) По своей структуре фразеологизмы могут быть разными. Впервые заметил это лингвист Виктор Владимирович Виноградов, семантическая классификация фразеологизмов которого сейчас является общепринятой. Согласно этой классификации, все фразеологические единицы делятся на 3 разряда: (слайд 13)

-фразеологические сочетания,

-фразеологические единства,

-фразеологические сращения.(запись в тетрадях)

(14 слайд) Во фразеологических сочетаниях одно из слов употребляется лишь в сочетании с другим. Подобрать синоним (трескучий мороз – сильный мороз, скоропостижная смерть – внезапная смерть).(запись в тетрадях)

(15 слайд) Во фразеологических единствах каждое слово фразы имеет свое значение, но в совокупности слова приобретают переносный смысл.

Вешать – Помещать в висячем положении

Лапшу - пищевой продукт, приготовляемый из пшеничной муки, замешанной на воде

Уши - орган слуха, а также наружная часть его (у человека в форме раковины)

Обманывать .(запись в тетрадях)

(16слайд) Слова, входящие в состав фразеологических единств, могут иметь и прямое значение, например: держать камень за пазухой (таить злобу, быть готовым отомстить), сматывать удочки (поспешно уходить), закинуть удочку (осторожно намекать на что-либо, предварительно разузнать).

Части их могут отделяться другими словами, сравните: первый блин комом (первый блин у неё комом).(запись в тетрадях)

(17 слайд) Фразеологические сращения – это «застывшие» смысловые единства, свойственные данному языку. Иногда их называют «витаминами» или «изюминками» речи. Значения фразеологических сращений никогда не совпадают со значениями слов, их составляющих, и поэтому они не переводимы на иностранный язык.

(18 слайд) Тесная смысловая спаянность слов фразеологических сращений может закрепляться и поддерживаться рядом условий:

- наличием непонятных устаревших слов – попасть в просак (ранее просак – «станок»),

- наличием грамматических архаизмов – спустя рукава (сейчас «спустив»),

- отсутствием в пределах фразеологических сращений грамматических отношений – [чуть] чем свет (рано), из рук вон (плохо)

(19 слайд) Упражнение: рассуждая, отнесите приведённые примеры к той или иной группе фразеологизмов.

Закадычный друг – верный, проверенный,

закинуть удочку – осторожно намекать на что – либо,

щекотливый вопрос – деликатный вопрос,

поставить крест – 1) разуверившись, перестать думать о чём – либо,

2) отказаться от чего – либо,

сбить спанталыку – приходить в замешательство,

заклятый враг – непримиримый,

бить баклуши – бездельничать (баклуша – чурка, обрубленная для выделки деревянной посуды),

идти в гору – подавать надежду, приобретать вес,

шутка сказать – выражение удивления,

точить лясы – заниматься пустой болтовнёй (первоначально «точить столбики»),

давать по рукам – наказывать.

(слайд 20) проверка

(Слайд 21)

В 22 задании ЕГЭ в числе других языковых явлений нужно найти фразеологизм. У вас на столе лежат КИМы ЕГЭ. Попробуйте самостоятельно выполнить задание 22.

Легко ли вам было найти фрезеологизм? (Поиск фразеологизма вызвал затруднение)

Давайте посмотрим видеофрагмент об этом с советом, как это сделать правильно и быстро (видео)

(22 слайд) Упражнение. Прочитайте отрывки из литературного произведения. (Н.В. Гоголь «Ревизор», комедия), карточки у вас на столе

1. Я люблю поесть. Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. (Хлестаков)

2. Мне кажется. Однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли… (Хлестаков)

3. Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! (Городничий)

(Слайд 23) Укажите автора, название произведения, жанр. Назовите героев, которым принадлежат данные слова. Выпишите устойчивые выражения, определите их значения.

(Слайд 22)

Срывать цветы удовольствия – беспечно предаваться радостям жизни,

подпустил пыли – приврал,

заливает колокольчиком – рассказывает, распуская слухи,

-Как вы думаете, что является источником фразеологизмов?

Ряд известных фразеологизмов имеет реального автора. Источником фразеологических оборотов часто являются художественные произведения.

-Какую роль фразеологизмы играют в речи?

(Фразеологизмы - эмоциональная составляющая речи. Они делаю речь образной, выразительной. Являются достаточно сильным эмоционально – экспрессивным средством выразительности речи. Являются украшением языка. Ту же роль они выполняют и в тексте.)

Работа с учебником ( упр. 175 с.233 ) самостоятельно.

(24слайд) Являясь частью словарного состава языка, фразеологические выражения могут быть однозначными и многозначными, могут иметь омонимы, антонимы, синонимы. В русском языке одно и то же значение можно выразить не только различными словами, но и разными фразеологизмами.

Например: «опытный человек» - тертый калач, стреляный воробей,

«быстро» - со всех ног, только пятки сверкали.

(25 слайд) Упражнение: соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.

1-4 (много), 2-5 (быстро), 3-2 (сразу же), 4-6 (внезапно), 5-7 (исчез) 6-1 (приобретать вес), 7-3 (злиться).

ИТОГ УРОКА (Слайд 26)

Попробуйте короткий итог урока, используя фразеологизмы (напишите буквально 1-2 фразы)

Итак, мы знаем, что фразеологизмы отличаются от слов в речи и языке, создают эмоциональный настрой, мы на них реагируем и видим. Они различны по своей структуре, и вот на этом вас могут подловить авторы – составители КИМов ЕГЭ. В заданиях А22 встречаются не фразеологические обороты, которые не так легко увидеть в тексте. Дома вам предстоит выполнить задания А22 из КИМов 2017 года, варианты 5, 6, 7, 8. Выставляются оценки.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!