СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (1-й урок)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (1-й урок)»

Конспект урока

Тема: Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»

Цели урока:

1. обучающая: познакомить ребят с рассказом И.С. Тургенева «Бирюк»; подготовить ребят к осмыслению и анализу прочитанного; определить роль портрета, поведения в характеристики героя; определить роль интерьера как средство характеристики героя; пробудить мысль, что даже в сложной ситуации, ценой собственного благополучия, человек остается сильной личностью.

2. развивающая: развивать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения; познавательный интерес к чтению художественной литературы, развитие устной речи.

3. воспитывающая: помочь ребятам задуматься о том, что хотя человек нелюдим и скрытен, он может быть хорошим и отзывчивым к чужому горю.

Оборудование: презентация.

План урока:

I. Вступительное слово о цикле Тургенева «Записки охотника» и место рассказа «Бирюк» в этом цикле.

II. Беседа с классом – выявление первоначального восприятия рассказа (проверка знания текста).

III. Работа над образом Бирюка:

  • портрет героя;

  • природа в рассказе. Пейзаж как средство характеристики героя.

IV. Выводы по уроку.

V. Домашнее задание.









I. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке литературы вы уже узнали о биографии одного из выдающихся русских писателей XIX века И.С. Тургенева. Сегодня мы познакомимся с циклом рассказов «Записки охотника» и более подробно остановимся на рассказе «Бирюк», который входит в этот сборник и который вы должны были прочитать.

«Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже 40-х начала 50-х годов XIX века. Иван Сергеевич писал свои «охотничьи» очерки о русском народе в основном во Франции. «Записки охотника» появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков («Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы», «Бежин луг» и др.). В 1852 г. они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. Сам автор называл ее «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Эту книгу Тургенев обдумывал десять лет. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины XIX века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, его высокие духовные и нравственные качества: чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека. «Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из 25 небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Весь цикл рассказан охотником, который повествует о своих наблюдениях, встречах и приключениях. Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа.

Но не только природа важна для Тургенева. Писателя волнует бесправное положение крестьян, судьбы которых определены словами Овсянникова, героя рассказа «Однодворец Овсянников»: «С мужиком как с куклой поступают: повертят, повертят, поломают да и бросят. И приказчик, крепостной человек или управитель из немецких уроженцев, опять крестьянина в лапы заберет». А между тем крестьяне в очерках Тургенева наделены острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир. Они способны откликаться на чужое горе и страдания, чувствовать и понимать прекрасное, любить природу – всеми этими качествами обладает главный герой рассказа «Бирюк».

Этот рассказ был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…».

II. – Вы должны были дома прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Скажите, пожалуйста, какое чувство у вас вызвал этот рассказ? Понравился ли он вам? Почему? (выявление первоначального восприятия).

– Кто же главный герой рассказа? Понравился ли он вам?

Детям нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину, проявляет великодушие.

– Ребята, давайте с вами подробно остановимся на образе главного героя рассказа и посмотрим, что же за человек этот Бирюк.

III. Анализ образа Бирюка.

  • Портрет героя

– Итак, главным героем рассказа Тургенева является Бирюк.

– Давайте посмотрим, что обозначает слово «бирюк»?

бирюк – 1. волк-одиночка

2. (перен.) одинокий, нелюдимый человек.

Пояснение И.С. Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый».

– Запишите эти определения слова в тетрадь.

– Ребята, найдите и прочитайте портрет Бирюка (дети зачитывают описание героя).

Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

– Что же может быть интересного в изображении грубого, необразованного человека? Какие качества личности вы бы выделили в Бирюке?

Работа в тетради (таблица: внешние проявления и внутренние качества).

внешние проявления

внутренние качества

Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный.

Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный.




– Ребята, а как в действительности звали героя? И как называют его другие персонажи?

Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне.

– Как вы думаете, почему Бирюка называют и Фомой Кузьмичом, и Фомой, и Бирюком?

Уважительно, со страхом, с проклятием, с безнадежностью.

  • Природа в рассказе. Пейзаж как средство характеристики героя

– Ребята, мы уже многое узнали о главном герое рассказа. А скажите, когда же он появляется в произведении? В какой момент? (С описания какого природного явления начинается рассказ?)

С описания грозы.

– Давайте найдем в тексте произведения строки, в которых показано начало грозы, и прочитаем их.

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

– Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Через описания пейзажа передается состояние души человека.

– Как вы думаете, что может означать гроза в этом рассказе? Что она символизирует?

Она может быть символом беды, тревоги, неспокойной трудной жизни.

– Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии?

Бирюк.

– Что хочет сказать автор о герое, который появляется «при блеске молнии»?

Бирюк появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру. Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с грозой».

IV. Выводы по уроку: Сегодня на уроке нам с вами удалось дать портрет главному герою рассказа «Бирюк» – это человек суровый, грубый и хмурый. Но даже такой нелюдимый и скрытный человек может быть хорошим и отзывчивым к чужому горю. А об мы поговорим с вами на следующем уроке.

V. Домашнее задание: подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного из персонажа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!