Конспект урока
Тема: Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»
Цели урока:
1. обучающая: познакомить ребят с рассказом И.С. Тургенева «Бирюк»; подготовить ребят к осмыслению и анализу прочитанного; определить роль портрета, поведения в характеристики героя; определить роль интерьера как средство характеристики героя; пробудить мысль, что даже в сложной ситуации, ценой собственного благополучия, человек остается сильной личностью.
2. развивающая: развивать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения; познавательный интерес к чтению художественной литературы, развитие устной речи.
3. воспитывающая: помочь ребятам задуматься о том, что хотя человек нелюдим и скрытен, он может быть хорошим и отзывчивым к чужому горю.
Оборудование: презентация.
План урока:
I. Вступительное слово о цикле Тургенева «Записки охотника» и место рассказа «Бирюк» в этом цикле.
II. Беседа с классом – выявление первоначального восприятия рассказа (проверка знания текста).
III. Работа над образом Бирюка:
IV. Выводы по уроку.
V. Домашнее задание.
I. Вступительное слово учителя.
На предыдущем уроке литературы вы уже узнали о биографии одного из выдающихся русских писателей XIX века И.С. Тургенева. Сегодня мы познакомимся с циклом рассказов «Записки охотника» и более подробно остановимся на рассказе «Бирюк», который входит в этот сборник и который вы должны были прочитать.
«Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже 40-х начала 50-х годов XIX века. Иван Сергеевич писал свои «охотничьи» очерки о русском народе в основном во Франции. «Записки охотника» появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков («Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Певцы», «Бежин луг» и др.). В 1852 г. они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. Сам автор называл ее «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Эту книгу Тургенев обдумывал десять лет. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины XIX века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, его высокие духовные и нравственные качества: чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека. «Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из 25 небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Весь цикл рассказан охотником, который повествует о своих наблюдениях, встречах и приключениях. Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа.
Но не только природа важна для Тургенева. Писателя волнует бесправное положение крестьян, судьбы которых определены словами Овсянникова, героя рассказа «Однодворец Овсянников»: «С мужиком как с куклой поступают: повертят, повертят, поломают да и бросят. И приказчик, крепостной человек или управитель из немецких уроженцев, опять крестьянина в лапы заберет». А между тем крестьяне в очерках Тургенева наделены острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир. Они способны откликаться на чужое горе и страдания, чувствовать и понимать прекрасное, любить природу – всеми этими качествами обладает главный герой рассказа «Бирюк».
Этот рассказ был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…».
II. – Вы должны были дома прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Скажите, пожалуйста, какое чувство у вас вызвал этот рассказ? Понравился ли он вам? Почему? (выявление первоначального восприятия).
– Кто же главный герой рассказа? Понравился ли он вам?
Детям нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину, проявляет великодушие.
– Ребята, давайте с вами подробно остановимся на образе главного героя рассказа и посмотрим, что же за человек этот Бирюк.
III. Анализ образа Бирюка.
– Итак, главным героем рассказа Тургенева является Бирюк.
– Давайте посмотрим, что обозначает слово «бирюк»?
бирюк – 1. волк-одиночка
2. (перен.) одинокий, нелюдимый человек.
Пояснение И.С. Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый».
– Запишите эти определения слова в тетрадь.
– Ребята, найдите и прочитайте портрет Бирюка (дети зачитывают описание героя).
Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.
– Что же может быть интересного в изображении грубого, необразованного человека? Какие качества личности вы бы выделили в Бирюке?
Работа в тетради (таблица: внешние проявления и внутренние качества).
внешние проявления | внутренние качества |
Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный. | Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный. |
– Ребята, а как в действительности звали героя? И как называют его другие персонажи?
Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне.
– Как вы думаете, почему Бирюка называют и Фомой Кузьмичом, и Фомой, и Бирюком?
Уважительно, со страхом, с проклятием, с безнадежностью.
– Ребята, мы уже многое узнали о главном герое рассказа. А скажите, когда же он появляется в произведении? В какой момент? (С описания какого природного явления начинается рассказ?)
С описания грозы.
– Давайте найдем в тексте произведения строки, в которых показано начало грозы, и прочитаем их.
«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».
– Посмотрите, как живо и красиво описывает Тургенев грозу. Через описания пейзажа передается состояние души человека.
– Как вы думаете, что может означать гроза в этом рассказе? Что она символизирует?
Она может быть символом беды, тревоги, неспокойной трудной жизни.
– Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии?
Бирюк.
– Что хочет сказать автор о герое, который появляется «при блеске молнии»?
Бирюк появляется неожиданно. Писатель отмечает его звучный голос, высокую фигуру. Автор хочет подчеркнуть силу героя, сдержанность, показывая его «в контрасте с грозой».
IV. Выводы по уроку: Сегодня на уроке нам с вами удалось дать портрет главному герою рассказа «Бирюк» – это человек суровый, грубый и хмурый. Но даже такой нелюдимый и скрытный человек может быть хорошим и отзывчивым к чужому горю. А об мы поговорим с вами на следующем уроке.
V. Домашнее задание: подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного из персонажа.