СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ОРКСЭ "Чувство Родины".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ»

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Чувство Родины».

Образовательная цель: формирование у детей образа родной страны , Родины; закрепление понятий «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина»; развивать исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.



Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.

Формирование УУД:

-Личностные: уважение к своей Родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Новосибирске, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

-Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.

-Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать нужную информацию.

-Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина».

Оборудование: интерактивный комплекс, карта России в виде большого сердца, раздаточный материал для работы в группах, понятия: «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина», выставка книг.


Девиз урока: «Милая, светлая Родина!

Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой»

М.Шолохов






  1. Орг. момент.



Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы: и ты, и я –

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас?

Ученики: Да!

Учитель: Садитесь, пожалуйста.

  1. Присоединение к теме урока:

- Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

(Дети рассказывают наизусть, заранее раздаются четверостишья)

«Россия – наша Родина»

 Родина для Миши это мама,

Старый дом и вишня у забора.

А для Вани - речка и пригорок,

На травинке Божья коровка.

 

Для ребят, живущих по соседству,

Родина - истории секреты.

И когда закончится их детство,

Об открытиях напишут все газеты.



Родина кому-то это яхта,

Взрослым тоже нравятся загадки.

Камышей полоска у причала,

Ветерок и речка, все в порядке.



 И страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина - Россия.

Учитель - Спасибо! Итак, ребята, о чём это стихотворение?

Ученики - Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине.

Учитель: Да, правильно. Так о чём же мы сегодня будем говорить?

Ученики

  1. Сообщение темы урока (формулируют учащиеся):

+ Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия», а это наша Родина.

+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о том, любви к своей Родине, в песне были слова «все люблю».

+ Я считаю, что на уроке мы будем говорить о красах нашей Родины, так как иллюстрации были очень яркими.

Учитель – Какие вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус.

1 слайд.

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Да, правильно. Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.

2 слайд. Тема урока.

  1. Беседа

Учитель: 

- Что такое Родина?

Ученики (ответы детей)

Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  (ответы детей)

Учитель: 

- Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

Общаетесь ли вы с соседями?

- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Учитель:  Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

-Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

Учитель. – А, что значит «Малая Родина»? (ответы детей)

Учитель. Да, Малая Родина – это место где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой родины.

3 слайд.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ АБШИЛАВА МАРИАМ И СВАНИДЗЕ ДАВИДА. (Рассказ, после грузинский танец).

После выступления закрыть экран.

Учитель - Спасибо, ребята!

Учитель - Учитель: 

- А вы любите свою малую Родину?

Ученики (ответы детей)

- Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

Ученики (ответы детей)

6. Релаксация. Упражнение «Моя Родина». Звучит музыка.

Инструкция: «Закройте глаза, расслабьтесь, и войдите в своё внутреннее пространство. Задайте себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может,  это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть,  это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…

Откройте глаза и ответьте на вопрос: что такое для меня Родина?

Беседа по вопросам:

1.      Что вы увидели?

Ученики (ответы детей)

2.     Какие ощущения испытали?

Ученики (ответы детей)

3.     Что такое Родина в вашем понимании?

Ученики (ответы детей)

- Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

Ученики (ответы детей)

7. Работа в парах.

 Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Ученики (ответы детей)

Учитель - У вас на столе лежат смайлики – настроение. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.

 8. Учитель – Есть такая необыкновенная песня «Наш край» слова Пришельцы, музыка Кабалевского. Я предлагаю её вам послушать.

Открыть экран.

4 слайд. (выключить звук)

ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕСТЁР МИЧУРИНЫХ. (Тоня поёт, а Василиса играет на флейте)

ОТКЛЮЧИТЬ ПОД КОНЕЦ (1мин. 45 сек.)

Учитель – Какие зрительные образы родились у вас, когда вы слушали эту песню?

Ученики (ответы детей)

9. Работа на листах.

Учитель - Я предлагаю вам следующее задание.

Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

Р -  родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.

Учитель - У вас на столе лежат смайлики – настроение. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.



10. Работа с пословицами и интерактивной доской.

Учитель – О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

Посмотрите, пожалуйста. На доску.

Родной край – (сердцу рай)
Нет в мире краше (Родины нашей)
Родина – мать, (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и родина)
Родная земля (и в горсти мила)
Народы нашей страны (дружбой сильны)
Если дружба велика, (будет Родина крепка)
Всякому мила (своя сторона)



Учитель Возьмите, пожалуйста, смайлики – настроение. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.

- Спасибо!

11. Работа по учебнику.

Учитель – Откройте, пожалуйста, учебник на странице 57.

Прочитайте рубрику «Народная мудрость».

Какую главную мысль выражают эти пословицы?

Ученики (ответы детей)

- Да, они говорят о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи, которая есть у любого человека. Это чувство верно выражено в словах «судьба и Родина едины», прозвучавших в песне из известного фильма о гардемаринах. Такое чувство Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

— Нашу прекрасную страну мы называем «отечеством», потому что наши отцы, деды, прадеды, их предки защищали свою землю от врагов, чтобы сохранить нашу Россию, нашу Родину для следующих поколений. На вопрос «с чего начинается Родина?» можно дать и такой ответ: «Родина начинается с памяти». Нельзя забывать тех героев, кто воевал за нашу Родину, кто подарил нам с вами счастливую жизнь.

— Подумайте, какое дерево является символом России? (Берёза)

5 слайд. (учитель читает стихотворение)

«Родина»

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть…

Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

- Это стихотворение было написано К. Симоновым в 1941 г.

Ребята, а что произошло в 1941 году?

Ученики (ответы детей)

— Все ли защитники нашей России были по национальности русскими?

Ученики (ответы детей)

В этом году наша страна отмечала 70-летний юбилей Победы в годы Вов.

5 слайд.

Учитель - Россия – многонациональное государство. И неважно, какой национальности человек, живущий в России и защищающий её границы. Самое важное и ценное для страны – это люди.

— В нашей стране проживают люди разных национальностей, разных культур и вероисповеданий. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну большую и дружную семью народов нашей любимой Родины – России. Поэтому и победили наши прадеды в той жестокой войне 1941-1945 годов.

Учитель - Мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина.

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины».

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я дарю своей Родине…». Например: «Я дарю Родине свой труд учителя». (учитель прикрепляет сердечко). В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.

 (Ответы детей)

(Сердечки учитель прикрепляет на карту в виде большого сердца). (Предложить гостям то же прикрепить сердечко)

  1. Рефлексия:

– Итак, ребята, давайте подведём итог (на слайде появляется вертикально расположенное слово ИТОГ:

6 слайд.

Интересно

Творчество

Обучились

Главное

–Что вам сегодня было интересно на уроке?

+ Мы узнали, как можем проявить свою любовь к Отечеству.

– А что творческого было на уроке?

+ На уроке мы слушали стихотворение, определяли его тему.

–А чему вы обучились на уроке?

+ Мы узнали значения слов Родина, Отечество.

– А что главное было на уроке?

+ Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве!

7 слайд.

(- учитель, + дети)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!