МБОУ СОШ № 49
План - конспект урока
по окружающему миру
по теме
«Почему мы любим кошек и собак?»
1 класс
Подготовила: учитель начальных классов Никитина О.А.
2015-2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Мотивация к учебной деятельности____________________________3
Основная часть
Актуализация знаний_______________________________________4
Самоопределение к учебной деятельности______________________5-6
Работа по теме урока________________________________________7-9
Беседа по теме “Как ухаживать за кошкой и собакой?”_________10-11
Работа в паре_______________________________________________12
Работа в рабочей тетради_____________________________________13
Беседа о бездомных животных________________________________14
Заключение
Рефлексия__________________________________________________15
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Он у нас сегодня необычный, к нам пришли гости, учителя нашей школы. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи и радости открытия новых знаний (слайд 1).
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Давайте вспомним из прошлых уроков, на какие две большие группы можно разделить животных? (дикие и домашние)
- Все ли животные самостоятельно могут добывать себе пищу и строить жилище? (Нет. Домашние животные не добывают пищу самостоятельно. Жилье строит для них человек). Какие животные не умеют самостоятельно добывать пищу? Кто им в этом помогает? (Человек).
- Назовите домашних животных, которых вы знаете.
- У кого из вас есть домашние животные? (поднимите руки).
- А вот эти замечательные животные, которых вы приготовили для проекта, стоят у нас на выставке.
- Свое отношение к домашним животным люди передают в рассказах, сказках, стихах. Обратите внимание на выставку книг, которую вы мне помогли организовать. Эти книги можно взять в школьной библиотеке. Среди них есть и ваши проекты. Вот, например, книжка-малышка, которую сделал А. Тиряхин. Называется “Загадки”.
- А вы любите отгадывать загадки? (Да).
III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Сегодня к нам на урок пришла сама Мудрая Черепаха и принесла загадки. Отгадайте их (слайд 2).
1.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Лапкой умывается,
Но с водой не знается (кошка)
(слайд 3)
2.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком (собака)
- Предположите, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (о кошках и собаках)
- Правильно. Мы будем говорить о любимцах, живущих с нами под одной крышей. А какие чувства испытывают люди по отношению к своим любимцам? (они их любят и заботятся о них).
- В этом разделе мы отвечаем на вопросы со словом “Почему?”. Сформулируйте тему урока, используя это слово.
(слайд 4)
Почему мы любим кошек и собак?
- Как вы думаете, где мы будем находить ответы на этот вопрос? Определите наших помощников. (Спрашивать у учителя, друг у друга, обратиться к учебнику, к Мудрой Черепахе).
- Предположите, чему мы научимся сегодня, о чем мы узнаем на уроке? (Будем учиться, как правильно ухаживать за кошкой и собакой. Поговорим о том, как нужно обращаться с животными, обсудим наше отношение к животным).
- Что мы с Вами планировали? ( Мы планировали свою деятельность).
- Кто уже умеет ухаживать за кошкой и собакой? (Поднимите руки).
- Сегодня вы будете моими помощниками на уроке. А как называют любителей кошек? Собак? (Кошатники, собачники).
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
- Есть люди, чьи профессии тесно связаны с этими животными. Профессии этих людей направлены на изучение поведения собак и кошек, выведение пород этих животных, а также условия содержания, кормления, воспитания.
- Муравьишку Вопросика заинтересовало, как называются профессии этих людей. К чему вы посоветуете ему обратиться? (учебник, словарь, интернет).
- Он воспользовался вашим советом и нашел ответ в интернете.
(слайд 5)
- Фелинолог – это специалист по разведению кошек. Специалист, который дрессирует, содержит и разводит собак, называется - кинолог. Теперь мы с вами узнали, как называются профессии этих людей.
2.
- Ребята, о ком можно сказать так: “животное с бархатными лапками”? (о кошках).
- У нас в классе есть группа ребят, которые любят кошек. Может быть в будущем они станут фелинологами. Что они знают о кошках? Давайте послушаем сообщения из их проектов.
(слайд 6)
1). Все домашние кошки, в общем, похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы: персидская, сиамская, ангорская, сибирская, сфинкс. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок.
2) Все кошки – замечательные охотники. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
3) По поведению кошки можно предсказать погоду. Кошки предугадывают землетрясения, извержение вулкана.
(слайд 7)
4) Кошки проявляют чуткость к больным хозяевам, согревают их своим телом. Она устраивается рядом с больным человеком, дремлет, урчит, позволяет себя гладить и от этого люди быстрее идут на поправку.
(слайд 8)
5) А еще современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
- Спасибо, ребята. Давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю. Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.
Физминутка.
Как умывается кошка?
Как потягивается кошка?
Как царапается кошка?
Как кошка шипит?
Как виляет хвостиком?
- Ребята, а кого из животных называют другом человека? (собаку).
- Продолжим разговор о собаках. Вы знаете, что у нас ребята, которые любят собак. И я думаю, кто-то из них обязательно в будущем станет кинологом. Что они знают о собаках? Послушаем сообщения из их проектов.
(слайд 9)
Очень-очень давно, 15 тысяч лет назад, человек приручил волка. И постепенно, он превратился в собаку. Собака сторожила дом, помогала на охоте отыскивать дичь и приносила ее хозяину, помогала защищаться от врагов. Так собака стала человеку настоящим другом.
(слайд 10)
Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.
Есть собаки спасатели, вытаскивают человека из воды. Есть пастушьи собаки – они помогают пасти стада овец.
А на Крайнем Севере живут ездовые собаки. Они помогают человеку переехать в другое место или перевезти добычу.
(слайд 11)
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный друг, которых рядом и в радости, и в несчастье.
- Ребята, спасибо за информацию, которую вы приготовили для нас. Я хотела бы еще рассказать о собаках, которые помогали человеку во время Великой Отечественной войны. В этом году мы все отмечаем великую дату – 70 лет Победы. Когда мы отмечаем этот праздник? (9 мая).
(слайд 12)
- В годы Великой Отечественной рядом с солдатами на фронте воевали и собаки. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди, - и погибали они, как люди. Но погибая, собаки спасали тысячи человеческих жизней. И сейчас, в память об этих животных, К. Дубищева прочитает стихотворение.
V. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ “КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОШКОЙ И СОБАКОЙ?”
- Домашние животные нуждаются в заботе человека. Муравьишка Вопросик спрашивает “Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за домашними животными?”
(слайд 13)
- Давайте поговорим об этом. Рассмотрите рис. на стр. 42 и расскажите о том, как нужно ухаживать за кошкой.
Комментарии к рисункам.
Для питания животных нужны две миски: для твердого и жидкого кормов (молока, воды). Миски нужно мыть после каждого кормления, воду менять 1 раз в день.
Кошки любят играть. У них должны быть игрушки.
В доме выделяется обязательное место, где она будет точить когти, иначе испортит мебель.
Чтобы кошки были чистыми, их необходимо регулярно вычесывать щеткой и расческой.
Если кошка болеет, нужно обратиться к ветеринару.
У кошки должна быть собственная постель. Ее можно устроить из коробки. Картонного ящика. Постель должна находиться в сухом, теплом месте.
- Оцените свои знания, понятно ил вам “Как ухаживать за кошкой?”. У кого остались еще вопросы?
- А как нужно ухаживать за собакой? Рассмотрите рисунки на с.43 и расскажите, что вы на них видите.
Комментарии к рисункам.
Собак дрессируют специально. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья используют специальные шампуни.
Собак учат правилам поведения в доме. Приучают к туалету, дисциплине.
Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поил и выгуливал.
- Оцените себя. Кому понятно “Как ухаживать за собакой?”. У кого остались еще вопросы?
- Откуда вы получили новую информацию? (из учебника).
VI. РАБОТА В ПАРЕ.
(слайд 14)
- Уход за животными – это трудное, но интересное занятие. Мы должны ухаживать за ними, как за собой. Если взяли животное, то относитесь к нему серьезно. Посмотрите на предметы, которые нарисованы вокруг кошки и собаки на с. 43. Выполните практическую работу в парах.
Внимательно рассмотрите рисунки и обсудите друг с другом, как называются изображенные на них предметы и для чего они предназначены.
- подняли руки (домиком)
- учитель спрашивает несколько пар
- чья пара также рассуждала, поднимите руки домиком
- скажите, что вам помогло выполнить это задание правильно, работая в паре (дружба, смогли договориться, не было разногласий, пришли к общему решению).
(слайд 15)
Физминутка
- А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем. Я буду называть слова, а вы, услышав слово “собака”, хлопаете в ладоши. Будьте внимательны (Кошка, собака, теленок, лошадь, собака, корова, котенок, собака, коза, пес, собака)
VII. РАБОТА В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.
(слайд 16)
- Откройте тетради на с.27. Рассмотрите рисунок. Прочтите задание. Возьмите зеленый карандаш и выполните работу самостоятельно. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу у своего товарища.
- Кто соблюдает правила выгула собаки, мальчик справа или слева?
- Почему опасно гулять с собакой без намордника и поводка?
VIII. БЕСЕДА О БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ.
- Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.
(слайд 17)
Стихотворение Г. Мельникова “Котенок”
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (грустное)
- К сожалению, подобное встречается в нашей жизни. Все чаще на улицах нашего города можно встретить бродячих кошек и собак.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы такого не случилось?
Не забирать котят или щенков от матери
Животное-не игрушка
Не относить животных от места их обитания, чтобы они не заблудились
Спросить у своих родителей, согласны ил они взять котенка или щенка
Подумайте, готовы ли вы кормить питомца, воспитывать его, убирать за ним
- И пусть никогда не случится так, что ваш маленький друг остался бездомным.
IX. РЕФЛЕКСИЯ.
- Вспомним, какой проблемный вопрос мы ставили в начале урока? (Почему мы любим кошек и собак?)
- Смогли ли мы ответить на него? (Да)
- Кто наши домашние питомцы? (кошки и собаки)
- Почему мы их любим? (нам с ними интересно, они могут нас защитить, помочь в трудных ситуациях)
- А как человек проявляет любовь к своему питомцу? (Заботится о нем)
- Давайте прочитаем вывод к теме урока, который нам предлагает Мудрая Черепаха в учебнике на с. 43. Скажите, совпали наши ответы со словами Черепахи? (Да)
- Оцените свои достижения на уроке.
- Я надеюсь, что вы запомните сегодняшний урок и будете добрыми и заботливыми хозяевами своих питомцев. На следующем уроке мы продолжим работу над проектом “Наши питомцы”. А чтобы узнать с каким настроением вы уходите с урока, я предлагаю вам разделиться на группы (любителей собак и кошек), выполнить в технике оригами кошку или собаку и нарисовать ей мордочку, соответствующую вашему настроению.
- Молодцы. Спасибо за урок!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2004.
Рабочая программа по курсу «Окружающему мир». 1 класс/ Сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2015. – 48 с. – (Рабочие программы).
Поурочные разработки по курсу «Окружающему мир». 1 класс/ Сост. Т. Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь учителю).
Интернет-источники:
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
http://www.stihi.ru/2014/08/06/5190
http://povtoriashki.ru/dlya_detey/inerestnie_fakti/zhivotnie/sobachki/
Загадки про Радугу – Детские загадки с ответами… http://detkam.e-papa.ru/zagadki/30/
Персональный сайт учителя – Стихи для проведения…
http://kisla.ucoz.ru/index/stikhi_dlja_provedenija_organizacionnykh_momentov/0-19
. http://2kak.ru/node/215
. http://doggy-puppy.ru/145-karlikovye-porody-sobak-top-10-opisanie-s-foto.html
. http://www.worldofschool.ru/zdorovye/priroda/opasnost-domashnih-zhivotnyh.-pravila-povedeniya-vblizi-zhivotnyh