Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала | Проводится вводная беседа с классом по вопросам: Кто такой школьник? Что его отличает от других? Кого бы ты назвал хорошим учеником? Чему учат в школе? Задание для учащихся. Русские пословицы и поговорки много говорят про получение образования. Объясните, что означают следующие пословицы и поговорки: “Грамоте учиться – всегда пригодится” “Неграмотный, будто слепой” “Корень ученья горек, да плод сладок | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются их самостоятельно формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимает необходимость учения выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и представлении социального способа оценки знаний Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
2. Актуализация знаний | Беседа | Организует беседу по вопросам: - Использует ли современный человек знания, накопленные предыдущими поколениями людей? - Можно ли без них обойтись? Почему? - Какой главный вопрос к теме сегодняшнего урока мы можем задать? | аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют проблемный вопрос урока | Фронтальная работа | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Беседа | Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на вопрос, который мы себе наметили? Что мы должны вспомнить? Какие страны мы можем посетить в нашем путешествии? | отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга. |
4. Этап реализации построения проекта | | 1) Начнем наше путешествие. Что мы считаем окончанием эпохи первобытности? Где и когда возникает одно из первых государств? Покажите на карте. - Кто мог получать образование в Древнем Египте? В чём была ценность и важность образования для египтян? Что было создано египтянами для передачи своих знаний? 2) Следующая страна – Финикия. Покажите на карте. Какие особенности письма были в Финикии? Для чего финикийцам было нужно упрощенное письмо? Чем они занимались? На протяжении урока вы не раз называли такие слова как школа, образование. Давайте вспомним определения этих понятий. Перенесёмся в Россию, в Московскую Русь. - Откройте учебник Обществознания, стр. 53, рисунок «Земская школа в Московской Руси» | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, отвечают на вопросы | | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. |
| | | | | |
5. Изучение нового материала | 1. Экспресс-опрос на выявление мотивации учения «Для чего мы учимся» 2. Работа с текстом учебника и схемой с. 50-51 | 1.Организует экспресс-опрос, выявляя у учащихся мотивы их обучения в школе, фиксирует ответы на доске, ранжирует мотивы учения, организует обсуждение результатов по вопросам: - Почему важно получать среднее образование? - Можно ли в наше время прожить без образования? 2. Организует прочтение текста и работу по анализу схемы: - опираясь на схему (с.50), назовите 3 ступени школьного образования - определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли? - на какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас? - какие ступени образования у вас впереди? - рассмотрите схему на с.51 какое школьное образование можно получить после окончания школы? - зачем необходимо учиться, когда получите школьный аттестат? Организует работу по выполнению задания №1 – 3 стр. 27 – 28 | Участвуют в экспресс-опросе, обсуждают его результаты Анализируют схемы, отвечают на вопросы | индивидуальная работа, фронтальная | Личностные: оценивают жизненные ситуации, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в т.ч. во внутреннем плане; определяют последовательность поставленных целей с учетом конечного результата; |
| 3. Работа с текстом учебника с. 51-52, рубрика «Путешествие в прошлое» 4. Работа с текстом учебника стр.55-57, с заданиями рубрики «В классе и дома»стр.57-58, № 2,3,4 | Организует работу по прочтению текста с последующей беседой по вопросам: Чему учили в школах в конце XVIII века? Работа в группах Нацеливает на самостоятельное изучение пункта «Учись учиться» и выполнение заданий. Организует обсуждение вопросов: -Как вы понимаете слова «учись учиться? -Можно ли самому научиться чему- -то? -Сколько времени вам необходимо на выполнение домашнего задания? -Где делаете уроки? Кто помогает вам в этом? | Знакомятся с информацией учебника, рассматривают иллюстрации, высказывают различные точки зрения, участвуют в обсуждении приводят примеры и доказательства | | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, предлагают помощь и сотрудничество. Познавательные: выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают |
6. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных на уроке сведений | Организует работу над проблемой урока Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. - я узнал, что… - было интересно… - было трудно… - я понял, что… - теперь я могу… - я приобрел… - я попробую… - меня удивило… | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
7. домашнее задание | Написать мини сочинение «школа будущего» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задания | Индивидуальная работа | |