СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию Правовая культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока "Правовая культура" предназначена для 10 класса, но может юбыть адаптирована и для более младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию Правовая культура»

автор – Елена Петровна Мичкасова, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №9 г. Сердобска Пензенской области

Практикум «Правовая культура»

урок обществознания в 11 классе

Цель: формирование правового сознания и правомерного поведения у старшеклассников, знакомство с понятием, структурой и ролью правовой культуры в современном обществе

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование

Предварительное ДЗ: подготовить листовку «Уважай закон!» в электронном варианте

План

Слайд 1. Тему нашего занятия - «Правовая культура» предлагаю начать с экспресс-теста

1. Экспресс-тест. За 30 секунд напишите, как можно больше ассоциаций на тему нашего урока «Правовая культура».

Это моментальный снимок правовой культуры класса.

Заполнение кластера: кто хочет поделиться своими ассоциациями.

Задача-минимум - раскрыть определение понятия «правовой культуры», выяснить ее структуру.

Задача-максимум – повысить свой уровень правовой культуры

Задание: по ходу занятия составьте ОК (еще одна задача – подготовка к ЕГЭ)

2. Понятие и структура «правовой культуры». Предложите свое определение «правовой культуры»

Слайд 2. На слайде научные определения правовой культуры с пропусками, заполните их.

В узком смысле — это система …..(1) отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе …(2) взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми ….(3)

В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок ….(4), реализуемых в процессе труда, …(5), поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

личность, общение, общество, социальный, нормативный, государство

  1. Нормативный

  2. Социальный

  3. Государство

  4. Личность

  5. Общение

Слайд 3. Структура правовой культуры:

- правосознание (совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву, знание законов, понимание правовой терминологии)

  • правовое поведение (законопослушное поведение - ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным соблюдения закона)

- сформулируйте определение «правовой культуры», используя ее элементы

Правовая культура – это уровень правового сознания и правового поведения в обществе.

Слайд 4. «В процессе социализации формируется правосознание как части правовой культуры»

- верно ли утверждение, факт, оценка или теоретическое утверждение

- выделите обществоведческие термины

- дайте им определение

Слайд 5. Примеры проявления … (правосознания):

  • знание Конституции

  • знание основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

  • уважительное отношение к праву.

3. Игры и упражнение на развитие правосознания

3.1. Игра по правовым терминам «Пойми меня»

Приглашаются по 1 представителю от группы, вытягивают карточку с термином и за 20 секунд называют слова-ассоциации с этим термином. Группа должна узнать и объяснить это понятие.

  • Цензура

  • Клевета

  • Преступник

  • Закон

  • Правонарушение

  • Прокурор

  • Конституция

  • Гражданин

3.2. Игра «Право в пословицах»

Узнайте по пословице: о каком праве человека идет речь

  • Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  • Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  • При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

  • Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

  • Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)

  • Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  • Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  • Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  • Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

3.3. Игра «Квалифицируй преступление»

На слайде термины (есть слова, которые вы не понимаете?)

Преступления

Юридическое название

3

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

6

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

7

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

1

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

2

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

4

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

5

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

8

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

9

Максим с Борисом разбили стекла на остановке

Хулиганство

10

Григорий взял без разрешения телефон у одноклассника, когда в классе никого не было

кража



3.4. Продолжите статьи из Конституции РФ (шторка)

Человек, его права и свободы являются …

высшей ценностью

Достоинство личности охраняются …

государством

Каждый имеет право на свободу и

личную неприкосновенность

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …

Государственной Думы

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее …

многонациональный народ



Спасибо, теперь, когда мы убедились, что вы достаточно знакомы с правовой терминологии (речь идет о каком элементе правовой культуры). Назовите другой ее элемент – правовое поведение.

4. Правовое поведение

4.1. Игра «Открытый микрофон»

Обсудите в группе и выскажите свою точку зрения по теме:

  • Я имею право громко включать музыку в любое время суток

  • Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью, несмотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)

  • Родители обязаны принимать все важные решения, касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; планирование семейного бюджета)

  • Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности

  • Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, невзирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время, не ставя в известность взрослых.

Изменились бы комментарии, если бы я попросила прокомментировать с точки зрения гражданина современного демократического правового государства.

Резюме:

  1. каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.

  2. Делая свой выбор в различных правовых ситуациях, помните о последствиях, как для себя, так и для других.

Еще одна составляющая правовой культуры – «качество закона»

4.2. В одной стране есть закон – беременная женщина может ударить рядом курящего человека.

Ваше отношение к этому закону. Что вы можете сказать о менталитете народа. Индия – забота о здоровье подрастающего поколения.

Чтобы улучшить правовую ситуацию в классе, семье, школе, городе, стране, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях. Свобода вашего кулака заканчивается носом вашего соседа.

4.3. Практикум «Создай листовку «Уважай закон»

- в каких классах чаще всего совершаются правонарушения?

В качестве ДЗ у вас было составить листовку в электронном варианте «Уважай закон!» Скорректируйте с учетом урока и возраста для 8-9 класса вашу листовку. Представьте ее.

Работа 5 минут. Представление.

5. Завершим урок экспресс-тестом с которого начали. Те же 30 сек, ассоциации с темой. Поднимите руки, у кого выросло количество слов.

Я вам желаю никогда не нарушать закон! Напомню фразу Вольтера «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны».

Будьте сильными и счастливыми. Уважайте закон и берегите себя!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!