Тема: Рубль - денежная единица России (6 класс)
Учитель математики: Бахарева Татьяна Александровна, МБОУ «СОШ №23»
Цели урока:
Образовательная: закрепление умений решать задачи на проценты, пропорции; читать графики; работать с математическим текстом, находить оптимальные решения.
Развивающая: формирование интереса к данной теме, коммуникативной культуры, совершенствование мыслительных операций
Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, формирование творческих способностей учащихся, через использование исторического материала
Задачи:
Показать значимость данной темы;
Познакомить с историей российского рубля;
Применять знания и умения в практических ситуациях;
Развивать навыки самооценки;
Формируемые УУД:
личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; осуществлять смысловое чтение; понимать сущность алгоритмических действий;
понимать и использовать математические средства наглядности интерпретации, аргументации;
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль и вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма организации деятельности: фронтальная, работа в парах, группах, урок с использованием деятельностного способа обучения, практикум.
Формы контроля: фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль.
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу»
А. С. Пушкин.
Этап мотивации к учебной деятельности
(1 слайд) Память – это опыт, это связь времён и поколений, это целостная картина мира. Листая календарь памятных дат, как минимум, можно найти интересные факты, любопытную информацию и неожиданные параллели, а максимум – найти место для очередного фрагмента в общей картине мира и сделать этот пазл более цельным и совершенным. Попробуем? Выполняя этапы урока, мы будем с вами складывать пазл и откроем его в конце урока.
Памятные даты 2016 года богаты разнообразием и неожиданностями.
Этап актуализации знаний
Сегодня необычный урок. Тему урока узнаем, выполняя следующие задания. Скажите, какой самый главный навык в математике? Конечно - счет.
(2 слайд) Устный счет: На столах лежат листы с заданием, запишите только ответы. 5,24+7,8 2 ∙7 12-0,15 1,2 ∙ 0,25 11,32: 0,1
10% от 7000
С помощью линеек красной и зеленой, проверим ответы поднимая: правильно - зеленая, неправильно – красная. 1 ученик зачитывает ответы. На слайде по одному появляются ответы. За выполнение задания мы получаем 1-ый элемент пазла. (1 элемент пазла)
Демонстрация анимационного ролика (история возникновения денег)
Настало время перейти к теме нашего урока. В последнем примере устного счета ответ 700. 700 лет финансовому символу России, солидный возраст. Узнаем ключевое слово, решив кроссворд.
(3слайд) Работа в парах. На столах лежат листы, нужно внести пропущенные слова. Повторим правила работы в парах: Приложение 1.
Правила работы в паре, в группе.
Работать слаженно, не выкрикивать
Если что- то не понял, переспроси
Работать должны оба, в группе каждый
Один говорит, другой слушает
Если,что то не нравится, выражай недовольства тихо.
Задания: 1. Сотая часть числа. 2. Число, используемое для счета предметов. 3.Знак неравенства. 4. 50% от целого. 5. Что бы найти дробь от числа нужно число _____________ на эту дробь. (2 элемент пазла)
5 |
| | | | у |
| | | | м |
| | | | н |
| 2 | | | о |
| н | | 4 | ж |
1 | а | | п | и |
п | т | 3 | о | т |
р | у | б | л | ь |
о | р | о | о | |
ц | а | л | в | |
е | л | ь | и | |
н | ь | ш | н | |
т | н | е | а | |
| о | | | |
| е | | | |
Слово рубль. Российский рубль - денежная единица Российской Федерации. В 1 рубле 100 копеек. Юбилей рубля – памятная дата 2016 года. Давайте составим тему урока. Правильно: История происхождения рубля. Решение задач, в которых «действующим лицом» является рубль.
В течение урока вы на каждом этапе будете зарабатывать баллы в рублях, и заносить их в оценочные листы. Оцените себя за 1и 2 этап. Максимально 5 рублей. Приложение 2.
Демонстрация ролика (история рубля в России)
Этап реализации
Работа в группах (по 4 человека, первая парта со второй и т.д). Практическая работа. Каждой группе выдаются листы с информацией о монетах: металлические, бумажные. Необходимо в каждой группе заполнить таблицу, дать краткую информацию о банкнотах и монетах. Приложение 3.
Название | Год | Длина | Ширина | Периметр | Площадь |
| | | | | |
| | | | | |
Название | Год | Диаметр | Длина окружности (п=3) | Площадь монеты |
| | | | |
| | | | |
Оцените вклад каждого участника группы и занесите результат в оценочный лист. Всего на группу 40 рублей.
(3 слайд) заполнение ответов в таблице на интерактивной доске, выступления от группы.
Физминутка
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Индивидуальная работа. Тест (решение задач, 2 варианта). Каждая задача оценена в рублях, стоимость задач различна. Приложение 4.
вариант
№1. 10руб Аня заработала 72 рубля. Она отдала маме 1/3 и потратила 1/4 на себя. Сколько денег у нее осталось?
а) 30 руб б) 35 руб в) 36 руб
№2. 15руб 3 кг специальной краски для ванных комнат в среднем стоят 250 рублей. Хозяевам необходимо приобрести 9 кг краски. Сколько будет стоить покупка?
а) 740 руб б) 750 руб в) 500 руб
№3. 20руб После повышения цены на 30% книга стала стоить 520 рублей. Сколько стоила книга до повышения цены?
а) 400 руб б) 120 руб в) 490 руб
№4. 25руб Винни Пух положил в банк некоторую сумму денег под 12% в год. Через год он получил прибыль 3 000 рублей. Сколько денег получил Винни Пух через год (учитывая прибыль)?
а) 28000 руб б) 25000 руб в) 30000 руб
№5. 30руб Зарплата Сергея возросла с 8 до 10 тысяч рублей. На сколько процентов она изменилась
а) 20% б) 25% в) 2%
(4 слайд) Проверим тест. Поменяйтесь листами, взаимопроверка. Ключ ответов на слайде. (4 элемент пазла)
Подсчитайте сколько рублей вы заработали. На что можно потратить ваши деньги.
Этап включения в систему знаний и повторений
Решение задач из сборника ЕГЭ и ОГЭ. Работа в парах. (5 слайд)
Баночка йогурта стоит 24 рубля 60 копеек. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 100 рублей?
Ответ: ___________________________.
100 грамм попкорна стоят 40 рублей. Вы купили 250 грамм попкорна.
Сколько рублей сдачи вы должны получить со 100 рублей?
Ответ: ___________________________.
Строительная фирма планирует купить 70 пеноблоков у одного из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице.
Поставщик | Стоимость пеноблоков (руб. за 1 м3) | Стоимость доставки (руб.) | Дополнительные условия |
А | 2600 | 10 000 | Нет |
Б | 2800 | 8000 | При заказе товара на сумму свыше 150 000 рублей доставка бесплатная |
В | 2700 | 8000 | При заказе товара на сумму свыше 200 000 рублей доставка бесплатная |
Сколько рублей нужно заплатить за самую дешёвую покупку с доставкой?
Ответ ______________________________________________
(проверить решение на доске, работа обучающегося у доски) (5 элемент пазла)
Ответьте на вопросы, рассмотрев график (6 слайд)
Определите по рисунку, в течение какого года цена за тонну нефти менялась не значительно?_____________________
Как изменилась цена за период с 2009 г. по 2011г. и на сколько? _____________________________
В каком году цена нефти была наибольшая? В каком наименьшая? _________________________________________________________
Ответы проверим устно на слайде. Максимальное количество 40 рублей. (6 элемент пазла)
(7 слайд) Выполнив задания на уроке мы собрали пазл – картину, юбилейную открытку рубля.
Преодолев значительный промежуток времени, начиная с XIII века, когда появился рубль, и по нынешний день, он как денежная единица приобрел свои современные очертания и значимость на территории России.
Российский рубль - это не только денежная единица России, но и символ, который на протяжении 700 лет не потерял своей значимости и актуальности в нашей стране.
Россия – Родина святая,
Люблю тебя я всей душой,
Россия - ты обитель рая,
Горжусь великою страной (автор Малышев А.В.)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Рефлексия
Подводя итоги урока, ответим на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? Что мы сегодня делали? Как мы это делали? Зачем мы этим занимались?
Мы не только познакомились с историей рубля, но и решили много задач. Используя оценочные листы, посчитайте свой личный баланс. По количеству рублей в оценочных листах, будут выставлены оценки за урок.
Домашняя работа (дифференцированное) карточки:
№1. Задача Л.Н. Толстого. Покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал продавцу двадцатипятирублёвую. У него не оказалось сдачи, и он послал полученную двадцатипятирублёвую для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что двадцатипятирублёвая фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей. Вопрос: Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку?
№2. Родители хотят сделать подарок ученику 6-го класса к выпускному балу. Они положили в банк 1000 рублей под 10 % годовых. Сколько денег получит учащийся по окончании школы через 6 лет?
№3. Творческое задание. Составьте свою задачу.