СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению на тему «Как зайка летал на воздушных шариках»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему «Как зайка летал на воздушных шариках»»

Литературное чтение (на родном русском языке) 3Б 23.11.Тема:. В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» с.50-56

Цели: формирование представлений об основных нравственноэтических ценностях (роли семьи в жизни человека), значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи; развивать умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; пользоваться начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: учебники, карточки.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

• Вопросы внимательному читателю.

– Как заготавливали черемуху и калину? (Развешивали в чулане или на чердаке кистями.)

– Как закрывали сундук, в котором хранилась малина? (Ни-как. Сундук не закрывался.)

– Что сказала мама после признания мальчика: «Ма-а, я м-мали-ину взя-ал»? («Какой молодец!»)

– На какую работу поменяла мама стояние в углу? (Отнести курицам ведерко с кормом.)

• Вставьте пропущенное слово.

– И я, будто …, открыл его. (Заколдованный.)

– А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался … . (Из груди.)

(Индивидуальная проверка.)

• Закончи пословицы о совести.

1) Хоть мошна пуста, да … (совесть чиста). 2) Рубаха черна, да … (совесть бела).

3) Волосом сед, а … (совести нет).

4) Счастлив тот, у кого … (совесть спокойна). 5) Больная совесть, что … (зуб больной).

6) У кого совесть чиста, у того … (подушка под головой не вертится). 7) Жили, жили, а … (стыда не нажили).

8) Хотя на мне платье черно, да … (моя совесть бела).

9) Они стыд за углом делили, да … (за углом и схоронили).

(Индивидуальное оценивание.)

III. Самоопределение к деятельности

– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

• В родной семье и каша гуще. (В родной семье любая еда вкуснее.) • Вся семья вместе, так и душа на месте. (Когда вся семья дома, всем спокойно, никто ни за кого не переживает.)

• Дерево держится корнями, а человек семьей. (Члены семьи – близкие, родные люди – всегда придут на помощь.)

• Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. – О чем все пословицы? (О семье.)

– Прочитайте еще одну пословицу – название раздела.

– Может ли быть человеку тепло, когда кругом холод? Что кроме теплой одежды может согреть? (Душевное тепло близких, их забота.)

– Что такое душевное тепло? (Это отзывчивость, открытость, готовность поделиться с окружающими людьми душевным теплом, отозваться на просьбу каждого, кому необходима помощь.)

– Догадались ли вы, о чем рассказ, который мы будем читать сейчас? (О семье, о душевном семейном тепле.)

IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику (Слушание текста, с. 50–52.)

– Что вы узнали о Верочке? (Она маленькая, у нее воспаление легких, и ее лечат уколами. Она хочет, чтобы папа рассказал ей сказку про зайку на шариках.)

– Что вы узнали о папе Верочки? (Федор Кузьмич лишился покоя из-за болезни дочки, он готов сделать все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока Работа над содержанием текста

– Найдите слова, которые помогают понять, как сильно переживал за дочь Федор Кузьмич. (Примерный ответ. Лишился сна и покоя; когда приходила медсестра, чтобы сделать уколы, отец уходил из квартиры и приходил только тогда, когда девочка уже не плакала; у Федора все каменело в груди; слезы стояли где-то в горле, не выходили; «Я все сделаю, сам не смогу, позову волшебника».)

– Что посоветовал врач для скорейшего выздоровления девочки? («Поднять дух», устремить ее волю к какой-нибудь радостной цели впереди.)

– Что предлагал отец, чтобы «поднять дух» девочки? (Нарядить ей елку, посмотреть много мультфильмов.)

– Что же хотела девочка? (Послушать сказку про зайку на шариках.)

– Почему папа обрадовался, услышав, что Верочка хочет послушать сказку про зайку? (Он решил, что это совсем простая просьба, ее выполнить легко.)

– Почему отец не мог выполнить такое простое желание? (Он не знал этой сказки, не мог понять, на каких шариках летал зайка.)

– Почему девочка постоянно спрашивала о дяде Егоре? (Эту сказку рассказывал дядя Егор, он мог бы ее рассказать еще раз.)

– Почему дядя Егор не приедет? (Он живет далеко, в другом городе.)

VII. Рефлексия

1. Вопросы внимательному читателю

– … девочка, ее звали Верочка, тяжело заболела. (Маленькая.) – Какая болезнь была у девочки? (Воспаление легких.)

– Как лечили девочку? (Делали уколы.)

– У Федора все каменело в груди. Он бы и плакал, если б … (умел).

– Сколько раз в неделю приходил доктор? (Каждый день.)

– Доктор посоветовал поднять ее дух, устремить ее дух к ка-кой-нибудь … (радостной цели впереди).

– Что ответила девочка на предложение папы нарядить елоч-ку? (Елочка бывает зимой.)

(Проверка. Оцените себя, внимательный ли вы читатель.) – Найдите слова в тексте по их значению.

• Авторитетный человек, от которого многое зависит, – … (влиятельный).

• Оказывающий общую медицинскую помощь населению на назначенном ему участке врач – … (участковый).

• Направить, стремительно двинуть – … (устремить).

• Безотчетно, не будучи направляемым или контролируемым сознанием – … (бессознательно).

• Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил, – … (сказка).

• Колдун, чародей – … (волшебник).

2. Выразительное чтение

(Работа в группах по три человека.)

– Прочитайте диалог Верочки и папы на с. 51. Выразите настроение каждого героя.

(Проверка. Взаимооценка.)

– Удалось ли читавшим передать переживания отца? Настроение девочки?

VIII.Рефлексия .

……………

Подведение итогов урока

– Почему рассказ В. Шукшина включен в этот раздел? (В нем рассказывается о дружной семье, где отец готов сделать все, чтобы помочь дочери.)

Домашнее задание

  1. Перечитать отрывок на с. 50–52.

2. Приготовить пересказ от лица девочки. Подумать, что не нужно включать в пересказ. (Переживания отца, она о них не знает, не знает о разговоре отца с врачом и о том, что происходило на кухне, пока она спала.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!