Литературное чтение (на родном русском языке) 3Б 23.11.Тема:. В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» с.50-56
Цели: формирование представлений об основных нравственноэтических ценностях (роли семьи в жизни человека), значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи; развивать умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; пользоваться начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование: учебники, карточки.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
• Вопросы внимательному читателю.
– Как заготавливали черемуху и калину? (Развешивали в чулане или на чердаке кистями.)
– Как закрывали сундук, в котором хранилась малина? (Ни-как. Сундук не закрывался.)
– Что сказала мама после признания мальчика: «Ма-а, я м-мали-ину взя-ал»? («Какой молодец!»)
– На какую работу поменяла мама стояние в углу? (Отнести курицам ведерко с кормом.)
• Вставьте пропущенное слово.
– И я, будто …, открыл его. (Заколдованный.)
– А меня мучила совесть, и так сильно, что чуть ли не стон вырывался … . (Из груди.)
(Индивидуальная проверка.)
• Закончи пословицы о совести.
1) Хоть мошна пуста, да … (совесть чиста). 2) Рубаха черна, да … (совесть бела).
3) Волосом сед, а … (совести нет).
4) Счастлив тот, у кого … (совесть спокойна). 5) Больная совесть, что … (зуб больной).
6) У кого совесть чиста, у того … (подушка под головой не вертится). 7) Жили, жили, а … (стыда не нажили).
8) Хотя на мне платье черно, да … (моя совесть бела).
9) Они стыд за углом делили, да … (за углом и схоронили).
(Индивидуальное оценивание.)
III. Самоопределение к деятельности
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
• В родной семье и каша гуще. (В родной семье любая еда вкуснее.) • Вся семья вместе, так и душа на месте. (Когда вся семья дома, всем спокойно, никто ни за кого не переживает.)
• Дерево держится корнями, а человек семьей. (Члены семьи – близкие, родные люди – всегда придут на помощь.)
• Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. – О чем все пословицы? (О семье.)
– Прочитайте еще одну пословицу – название раздела.
– Может ли быть человеку тепло, когда кругом холод? Что кроме теплой одежды может согреть? (Душевное тепло близких, их забота.)
– Что такое душевное тепло? (Это отзывчивость, открытость, готовность поделиться с окружающими людьми душевным теплом, отозваться на просьбу каждого, кому необходима помощь.)
– Догадались ли вы, о чем рассказ, который мы будем читать сейчас? (О семье, о душевном семейном тепле.)
IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику (Слушание текста, с. 50–52.)
– Что вы узнали о Верочке? (Она маленькая, у нее воспаление легких, и ее лечат уколами. Она хочет, чтобы папа рассказал ей сказку про зайку на шариках.)
– Что вы узнали о папе Верочки? (Федор Кузьмич лишился покоя из-за болезни дочки, он готов сделать все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа над содержанием текста
– Найдите слова, которые помогают понять, как сильно переживал за дочь Федор Кузьмич. (Примерный ответ. Лишился сна и покоя; когда приходила медсестра, чтобы сделать уколы, отец уходил из квартиры и приходил только тогда, когда девочка уже не плакала; у Федора все каменело в груди; слезы стояли где-то в горле, не выходили; «Я все сделаю, сам не смогу, позову волшебника».)
– Что посоветовал врач для скорейшего выздоровления девочки? («Поднять дух», устремить ее волю к какой-нибудь радостной цели впереди.)
– Что предлагал отец, чтобы «поднять дух» девочки? (Нарядить ей елку, посмотреть много мультфильмов.)
– Что же хотела девочка? (Послушать сказку про зайку на шариках.)
– Почему папа обрадовался, услышав, что Верочка хочет послушать сказку про зайку? (Он решил, что это совсем простая просьба, ее выполнить легко.)
– Почему отец не мог выполнить такое простое желание? (Он не знал этой сказки, не мог понять, на каких шариках летал зайка.)
– Почему девочка постоянно спрашивала о дяде Егоре? (Эту сказку рассказывал дядя Егор, он мог бы ее рассказать еще раз.)
– Почему дядя Егор не приедет? (Он живет далеко, в другом городе.)
VII. Рефлексия
1. Вопросы внимательному читателю
– … девочка, ее звали Верочка, тяжело заболела. (Маленькая.) – Какая болезнь была у девочки? (Воспаление легких.)
– Как лечили девочку? (Делали уколы.)
– У Федора все каменело в груди. Он бы и плакал, если б … (умел).
– Сколько раз в неделю приходил доктор? (Каждый день.)
– Доктор посоветовал поднять ее дух, устремить ее дух к ка-кой-нибудь … (радостной цели впереди).
– Что ответила девочка на предложение папы нарядить елоч-ку? (Елочка бывает зимой.)
(Проверка. Оцените себя, внимательный ли вы читатель.) – Найдите слова в тексте по их значению.
• Авторитетный человек, от которого многое зависит, – … (влиятельный).
• Оказывающий общую медицинскую помощь населению на назначенном ему участке врач – … (участковый).
• Направить, стремительно двинуть – … (устремить).
• Безотчетно, не будучи направляемым или контролируемым сознанием – … (бессознательно).
• Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил, – … (сказка).
• Колдун, чародей – … (волшебник).
2. Выразительное чтение
(Работа в группах по три человека.)
– Прочитайте диалог Верочки и папы на с. 51. Выразите настроение каждого героя.
(Проверка. Взаимооценка.)
– Удалось ли читавшим передать переживания отца? Настроение девочки?
VIII.Рефлексия .
……………
Подведение итогов урока
– Почему рассказ В. Шукшина включен в этот раздел? (В нем рассказывается о дружной семье, где отец готов сделать все, чтобы помочь дочери.)
Домашнее задание
Перечитать отрывок на с. 50–52.
2. Приготовить пересказ от лица девочки. Подумать, что не нужно включать в пересказ. (Переживания отца, она о них не знает, не знает о разговоре отца с врачом и о том, что происходило на кухне, пока она спала.)