СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению Г. Х Андерсен " Дюймовочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  с  использованием ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению Г. Х Андерсен " Дюймовочка"»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ

Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

Педагогические цели урока:

  1. Организовать работу по осмысленному чтению литературной сказки.

  2. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения.

  3. Создать условия для обогащения нравственного опыта детей средствами литературной сказки; (формирование представления о добре и зле).

  4. Организовать работу учащихся в малых группах (в парах).

  5. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов.

  6. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с частью сказки, таблицей «толстых» и «тонких» вопросов, рисунком – планом).

  7. Провести сравнение литературных героев сказки посредством мыслительных операций – анализа и синтеза.

  8. Дать возможность детям оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной формах.

  9. Побудить учащихся к активной работе не только на уроке, но и дома. 

Ожидаемый результат:

  1. Ученики осмысленно читают литературную сказку.

  2. Ученики прогнозируют  ситуацию с помощью ключевых слов.

  3. Ученики проводят сравнение поступков героев через анализ и синтез.

  4. Ученики в своей речи используют слова литературной сказки, расширяют активный словарь.

  5. Ученики умеют работать в малых группах (в парах), выражать свою точку зрения, слушать высказывания других.

  6. Ученики творчески перерабатывают информацию (рисунок, вопросы, синквейн), расширяют свои знания, обогащают свой жизненный опыт.

  7. Ученики получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

  8. Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно.

Используемые технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления),  КСО (работа в парах),  личностно-ориентированные,  информационно-коммуникационные (ИКТ) 

Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, рисунки детей, план части сказки (по учебнику), карточки с частями сказки (продолжение), таблицы «толстые» и «тонкие» вопросы, компьютер, презентация Power Point, проектор, экран.

 







                              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

       Вызов

       Осмысление

       Рефлексия

Игра «Как вы думаете?»

Чтение в парах, составление «толстых» и «тонких» вопросов.

Презентация результатов работы, рефлексивные вопросы, игра «Верите ли вы …»

 Ход урока:

 I. Организационный этап.

 Повторение  биографии  Ганса - Христиана   Андерсена (Слайды №1-8)

 II. Проверка домашнего задания:

    а) выставка рисунков; (Слайды №9-18)

    б) пересказ по плану и рисункам

    ( Пересказ и рисунки учащихся оцениваются).  

                               План сказки

1. Рождение девочки из цветка.

2. Как Дюймовочка жила дома.

3. Жаба украла Дюймовочку.

4. Путешествие по реке на листе кувшинки.

5. В гостях у майского жука.

6. Все лето Дюймовочка прожила одна в большом лесу.

7. Приближалась длинная, холодная зима.

8. Дюймовочка осталась жить у полевой мыши.

   III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи.

      Стадия вызова. (Этот прием дает возможность привлечь внимание учащихся  к  изучаемой  теме,  наметить  план  урока.  При  этом  такой  план не  декларируется  преподавателем,  а становится результатом совместного размышления).

 1. Вопросы:

- Как вы думаете, так заканчивается сказка?

- Что было дальше? Кто знает? (Да)

- Откуда вы узнали? (Смотрели мультфильм)

- Прочитали? Слышали от друзей? Слушали запись? Смотрели мультфильм?

   2. Игра «Как вы думаете?»   (Верны ли утверждения?)

- Как вы думаете, что могло быть дальше?

1. Дюймовочка вышла замуж за крота и осталась жить в его доме под землей. (Нет)

2. Убежала  и  погибла  от  холода  и  голода  зимой. (Нет)

3. Убежала  и  встретила  положительных  героев,  которые  ей  помогли. (Да)

4. Улетела  с  ласточкой  в  теплые  страны. (Да)

  - Сейчас  мы  прочитаем  продолжение  сказки,  но  не  весь  текст,  а отрывки  из  него.  И  узнаем,  что  случилось  с  Дюймовочкой   дальше.

Физкультминутка.

 

 IV.   Работа по теме урока.

           Стадия осмысления.

     Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми текстами.    

     Чтение отрывков из сказки.  Задания.

(Детям  раздаю  карточки  с  отрывками  и  иллюстрациями  к  ним).  Ребята работают  в  парах.

Задание 1. Один  ученик  читает,  другой  слушает  и проверяет  правильность чтения,  потом  меняются  (читатель-слушатель).

Задание 2. К данному отрывку поставить по 2 «толстых» и «тонких» вопроса, которые  потом  зададут  слушателям.

Задание 3. Слушать  чтение  внимательно, думать, правильно отвечать на поставленные вопросы.

 Далее идет фронтальная  работа с каждой частью сказки в отдельности. Каждая пара учащихся читает свой отрывок и задает классу составленные ими вопросы. (Работа с таблицей «толстых» и «тонких» вопросов).

 

                      

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

                                 (составляется по ходу урока)

 

       «тонкие» вопросы

      «толстые» вопросы

1 часть

1. Как звали соседа полевой мыши?

2. Верно ли, что у крота был

    большой дом?



1. Почему солнце никогда  не заглядывало в дом крота?

2. Зачем крот прорыл подземный ход?

2 часть

 1. Как долго ласточка прожила в подземелье?

2. Верно ли, что крот и полевая мышь не любили птичек?



1. Почему ласточка не могла улететь в теплые края?

2. Почему Дюймовочка заботилась о ласточке?

3 часть

1. Когда ласточка улетела

в   зеленый лес?

2. Верно ли, что Дюймовочке  было жалко расставаться с ласточкой?

1. Дайте объяснение, почему

    Дюймовочка не полетела

  с ласточкой, а осталась жить у мыши?

2. Почему Дюймовочке стало  жить очень плохо?

4 часть

1. Верно ли, что Дюймовочка очень любила солнышко?

2. Куда отправлялась ласточка?

 

 

 

1. Дайте объяснение, почему

    Дюймовочка на этот раз

  согласилась лететь с ласточкой?

2. Предположите, чем закончилась бы сказка, если бы Дюймовочка вышла замуж за крота?

5 часть

1. Кого увидела Дюймовочка

    в чашечке цветка?

2. Кем он был?

 

 

1. Как вы думаете, почему

    Дюймовочка сразу согласилась   выйти замуж за короля эльфов?

2. В чем разница выйти замуж  за крота или короля эльфов?

     Гимнастика для глаз.                                                                                             

  После выступления каждой пары и выслушивания ответов детей, подводятся итоги по каждому отрывку. (Слайды №19-23)

      Отрывок 1.  Учитель: -  какая участь ждала Дюймовочку, если бы она вышла  замуж за крота? (Она не видела бы солнышка. Ей было бы скучно)

      Отрывок 2.  Учитель:  - правильно ли поступила Дюймовочка, когда начала заботиться о ласточке? (Правильно)

       Отрывок 3 . Учитель: - что можно сказать о характере девочки? (Дюймовочка добрая)

 -Как понимаете выражение «Человек с большим сердцем? (Добрый и отзывчивый человек)

-Есть ли такие качества у Дюймовочки? (Да)

- Значит, Дюймовочка – девочка с большим сердцем (жалость, сострадание к ближним).

       Отрывок 4.  Учитель: - Дюймовочка очень любила жизнь, природу, цветы, солнышко. И хотела ли она все это потерять? (Нет)

        Отрывок 5.  Учитель: – Дюймовочка стала счастливой в конце сказки. За что она была вознаграждена? (За доброту, отзывчивость, скромность, терпение)

     Подведение итогов.  Оценивание  работы  учащихся.

   V. Итог урока. 

     Стадия рефлексии.

       Рефлексивные вопросы, заданные учителем. (Слайды №24-25)

- Понравилась  ли  сказка? (Да)

- Что  особенно  понравилось? (Приключения Дюймовочки)

- Когда  вам  было  особенно  жалко Дюймовочку? (Когда она страдала)

- Когда  вы за  нее  радовались?  (Сопереживание). (В конце сказки)

-Чему  научились  у  этой  маленькой  девочки? (Быть добрыми к окружающим)

      Игра «Верите ли вы …?  (да- 1, нет-0)

1. Из  горшка  вырос  цветок,  как  роза. (Нет, как тюльпан)

2. Дюймовочка  спала  в  скорлупке  грецкого  ореха. (Да)

3. Рыбки  перегрызли  стебелек  листа. (Да)

4. Майский  жук  решил,  что девочка  красивая. (Да)

5. Дюймовочка  вышла  замуж  за  крота. (Нет)

6. Она  улетела  на  юг  и  там  была  счастлива. (Да)

   VI. Домашнее задание:

- Придумать  продолжение  сказки  или  синквейн (по желанию). Слайд №26 

Приложение.

Часть 1.

   -Но Дюймовочке вовсе не хотелось выходить замуж за соседа - это ведь был крот.

      Вскоре крот, в самом деле, пришел в гости к полевой мыши. Он был такой важный, учёный и богатый; шуба на нём была бархатная и очень красивая.

      Дом у него был в двадцать раз больше, чем  домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот терпеть не мог солнца и не выносил цветов – он ведь их никогда не видел.

     Дюймовочку  заставили петь для  важного гостя, и она спела две песенки, да так хорошо, что крот сразу полюбил её. Но он не сказал ни слова – он был такой степенный и солидный господин.

    А  потом крот прорыл под землёй длинный подземный ход от своего дома к самой норке полевой мыши и пригласил старую мышь и Дюймовочку прогуляться  по  этому  подземному ходу.

 

Часть 2.

     - Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке и несколько ячменных зёрнышек. Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Пришла зима, стало очень холодно, и она упала на землю… Больше ласточка уже ничего не помнила, и как попала сюда, в подземелье, она не знала.

       Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

       Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь совсем не любили птичек.

 Часть 3.

      Когда настала весна и пригрело солнышко, Дюймовочка открыла дыру, которую проделал в потолке крот, чтобы ласточка могла улететь.

      Ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с нею – пусть сядет к ней на спину, и они полетят в зелёный лес. Но Дюймовочке было жалко старую полевую мышь – она знала, что старухе без неё будет очень скучно.

      - Нет, я не могу улететь с тобой, - сказала она   ласточке.

      - Прощай, прощай, милая девочка!- прощебетала ласточка и вылетела на волю.

       Дюймовочка посмотрела ей вслед, и слёзы закапали у неё из глаз - уж  очень полюбила она птичку.

-Тви - вить, тви - вить! – крикнула ласточка и скрылась в зелёном лесу.

       А Дюймовочка осталась в мышиной норе. Теперь ей жилось очень плохо. Ей вовсе не позволяли выходить на солнышко, а поле вокруг норки заросло высокими, толстыми колосьями и казалось  Дюймовочке  дремучим  лесом.

Часть 4.

     Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за своей невестой. Теперь Дюймовочке придётся переселиться в кротовую нору, жить глубоко под землёй, и никогда она не увидит солнца: крот ни за что не позволит ей выходить из норы.

     А бедной  Дюймовочке было так тяжело навсегда распроститься с ясным солнышком! И Дюймовочка вышла взглянуть на солнышко в последний раз.

    Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а Дюймовочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за толстого крота.

    - Уже  наступает холодная зима, - сказала ласточка, - и я улетаю далеко - далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Садись ко мне на спину, только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобою от гадкого крота, улетим далеко, за синее море, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.

      - Да, да, я полечу с тобой! – сказала Дюймовочка. 

Часть 5.

      Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. Ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

    Он очень обрадовался, когда увидел Дюймовочку,- он никогда ещё не видал такой красивой девочки. Он низко поклонился ей и спросил, как её зовут.

   -Дюймовочка,- ответила девочка.

   -Милая Дюймовочка,- сказал эльф,- не хочешь ли ты быть моей женой?

    И Дюймовочка  сразу согласилась.

    Тогда из каждого цветка вылетели эльфы и принесли  Дюймовочке подарки. Самым лучшим подарком были прозрачные крылышки, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке на спину, и она могла теперь летать с цветка на цветок. То – то было радости и веселья.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!