СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе "Cвет жар-птицы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь и творчество старооскольского писателя А.С.Васильева.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "Cвет жар-птицы"»

Тема урока: «Яркий свет жар-птицы вижу…» (Жизнь и творчество А.С.Васильева)

Цели урока:

Образовательные: раскрыть личность и творчество А.С.Васильева, выявить основные мотивы творчества писателя и журналиста.

Развивающие: развивать у школьников память, внимание, логику мышления, интеллект, правильную речь.

Воспитательные: прививать интерес к родной литературе, воспитывать чувство гордости за талантливых писателей Белогорья.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Формы проведения: фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, работа с книгой, самостоятельная работа.

Оборудование:  

-компьютер,

- мультимедийный проектор,

- учебная доска,

- карточки,

- презентация

-видеофильм

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока, постановка цели и задачи.

Учитель: Тема нашего урока «Яркий свет жар-птицы вижу…» Мы узнаем, как прошел свой жизненный путь, каких успехов в творчестве добился наш земляк, белгородский писатель А.С.Васильев.

  1. Изложение нового материала

Учитель: Жизнь человеческая измеряется не только датами рождения и смерти. Это путь, который нужно пройти достойно и оставить после себя добрый след, увидеть яркий свет жар-птицы.

«В эту ночь мне приснился сон. Передо мной поляна, куда должна прилететь жар-птица. Она опускается на поляну и от неё исходит так много света и солнца, что больно глазам… Веки мне точно кто мёдом намазал – не размыкаются, да и только! И все тот самый яркий свет от жар-птицы вижу. Широкий хвост с отливающими золотом и зелёным бархатом перьями… Вся в сиянии изумрудном, жар-птица сама просится ко мне в руки…»

Эти теплые воспоминания детства Александр Семёнович пронёс через всю жизнь. Как и дерево, человек начинается со своих корней.

Александр Семёнович Васильев родился 12 ноября 1920г. в селе Терское, что в 12км. от Мичуринска Тамбовской губернии. Мать – Анастасия Степановна – умерла рано, отец – Семён Прокофьевич – работал бухгалтером в Мичуринском питомнике. Маленький Саша тоже помогал Мичурину.

- Кто такой Иван Владимирович Мичурин? (И.В.Мичурин (1855-1935) – советский биолог и селекционер, автор свыше 300 сортов плодово-ягодных культур, почетный член АН СССР, академик ВАСХНИЛ)

Этот удивительный ученый помог подростку по-другому воспринимать мир растений. В повести «За жар-птицей», с которой мы начали знакомство с творчеством нашего земляка, есть тому подтверждение. Найдите его:

«Колдуя» над цветком яблони, он говорит о растениях-«папах» и растениях-«мамах», и я ему верю, даже мысли не являются о том, что это какая-то детская игра. В самом деле, раз у растений есть и «папы», и «мамы», то должны быть и «дети», и «внуки»! И теперь лес, в особенности наш казенный лес, представляется мне состоящим не просто из деревьев, а из целых семейств, где есть и «мужики», и «бабы», и «детвора»…(с.49)

- Чему же учил мальчика И.В.Мичурин? (Видеть в растениях живые существа, охранять их, помогать расти)

- Ребята, тема нашего урока «Яркий свет жар-птицы вижу». Какой свет увидел когда-то подросток Саша? (Свет жар-птицы, т.е. свет знаний)

-Кто помог ему увидеть этот свет? (И.В.Мичурин)

Найдите в тексте повести подтверждение этому:

«Какая жар-птица? В сказке – это понятно, без доброй сказки человека не вырастишь, но надо знать, где кончается сказка и начинается быль… Ты ему букварь купи, книжки – вот и жар-птица…» (с.51)

- Дайте лексическое значение слову жар-птица

Жар-птица – волшебная птица русских народных сказок со сверкающими перьями.

Произведение «За жар-птицей» - повесть. Давайте вспомним характерные особенности этого жанра. Все ли указанные признаки повести ясно выступают в произведении?

  1. Здесь рассказывается о нескольких эпизодах из жизни героя: поездка на ярмарку, знакомство с Марьиной рощей, встреча с Мичуриным.

  2. Герой повести показан в развитии.

  3. Много действующих лиц: дедушка, Халимон, бабушка, лавочник Горлов, Мичурин.

  4. Несмотря на то, что действующих лиц много, автор подробно останавливается на одном герое.

- Чему нас учит повесть «За жар-птицей»? (Добру, справедливости, любви к природе, уважению к старшим, стремлению к знаниям)

Учитель: Да, к знаниям Александр Семёнович стремился всю жизнь. В 1938г. без экзаменов он был принять в Курский педагогический институт. Во время учёбы работал в газете «Курская правда», писал статьи. В 1941г. учёба была прервана войной. Молодого студента отправляют на фронт военным корреспондентом. (демонстрируется отрывок из фильма)

Из самых горячих точек вёл свои репортажи А.С.Васильев. За участие в Курской битве награждён медалью «За боевые заслуги» и занесён в книгу почетных журналистов страны. Скупые строки биографии… За ними – целая жизнь и война! Война разрушила мирную жизнь людей, принесла смерть и горе, позвала на битву с фашизмом всех от мала до велика. (песня «Вставай, страна огромная…»)

Тема войны преобладает в творчестве А.С.Васильева. Обратимся к произведениям о войне.

  1. Проверка домашнего задания

Дома каждая группа готовила рассказ. Вы должны познакомить всех с сюжетом, определить тему, идею, выразить своё отношение к произведению.

1. Рассказ «Цветы на могиле бойца»

- Какая тема звучит в рассказе?

Тема подвига неизвестного солдата

- Как раскрывает тему подвига неизвестного солдата писатель? Какова идея рассказа?

Автор показывает солдата, который сумел в одиночку остановить немцев. Его подвиг вызывает восхищение. Григорий Рязанов отдал свою жизнь ради жизни других людей. Мы не должны забывать о неизвестных солдатах, их мужестве и героизме. (Цитата)

- А теперь, как обычно, словарная работа. Какие слова показались вам недостаточно понятными?

2. Рассказ «Васятка-ястребок»

Тема: Дети и война

Идея: дети не должны погибать ни в мирное, ни в военное время.

Слов: сушняк, косяк

3.Рассказ «Акимушкин след»

Отрывок из фильма (Читает А.С.Васильев)

Тема: Семья и война, тема памяти.

Идея: каждый человек должен оставить после себя след на земле.

4.Рассказ «Собака профессора Бунэ»

Тема: Взаимоотношение русской и немецкой наций в годы войны, тема долга.

Идея: гуманизма и милосердия.

Учитель: После войны А.С.Васильев работал в «Полярной правде», «Соцземледелии», «Тамбовской правде», «Киевской правде», «Курской правде». С 1953г. работал в Старом Осколе редактором газеты «Путь Октября», «На стройке». Являлся постоянным корреспондентом газеты «Зори». С 1982г. член Союза писателей России. Малую родину А.С.Васильев обрёл в Старом Осколе, посвятив ей всю оставшуюся жизнь. В одних только «Зорях» опубликовано более 300 статей писателя, многочисленные рассказы, повести, роман. Александр Семёнович был знаком, дружил или состоял в переписке с Мичуриным, академиком Вавиловым, маршалом Жуковым, В.Овечкиным, М.Шолоховым. Наверное, они помогли А.С.Васильеву жить, творить, не падать духом, чувствуя дружескую поддержку. Писатель был всегда верен правде жизни, предельно откровенен и никогда не ловчил.

5. Закрепление изученного материала

- А каким вы, ребята, представляете себе писателя, исходя из того, что мы сегодня узнали, услышали, посмотрели?

- С творчеством каких русских писателей ассоциируется творчество А.С.Васильева?

- Назовите основные мотивы творчества А.С.Васильева

- В чем ценность творчества А.С.Васильева?

6. Подведение итогов урока

Учитель: Жизненным кредо стали для Александра Семёновича слова:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Будущему поколению А.С.Васильев завещал «жить по совести, без обманов, приписок и лжи» (отрывок из фильма)

7. Рефлексия

Продолжите предложения:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно …

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что…

- Я приобрел…

- У меня получилось…

- Меня удивило…

- Урок дал мне для жизни…

- Мне хотелось бы поблагодарить…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!