Тема урока: «Яркий свет жар-птицы вижу…» (Жизнь и творчество А.С.Васильева)
Цели урока:
Образовательные: раскрыть личность и творчество А.С.Васильева, выявить основные мотивы творчества писателя и журналиста.
Развивающие: развивать у школьников память, внимание, логику мышления, интеллект, правильную речь.
Воспитательные: прививать интерес к родной литературе, воспитывать чувство гордости за талантливых писателей Белогорья.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Формы проведения: фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, работа с книгой, самостоятельная работа.
Оборудование:
-компьютер,
- мультимедийный проектор,
- учебная доска,
- карточки,
- презентация
-видеофильм
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока, постановка цели и задачи.
Учитель: Тема нашего урока «Яркий свет жар-птицы вижу…» Мы узнаем, как прошел свой жизненный путь, каких успехов в творчестве добился наш земляк, белгородский писатель А.С.Васильев.
Изложение нового материала
Учитель: Жизнь человеческая измеряется не только датами рождения и смерти. Это путь, который нужно пройти достойно и оставить после себя добрый след, увидеть яркий свет жар-птицы.
«В эту ночь мне приснился сон. Передо мной поляна, куда должна прилететь жар-птица. Она опускается на поляну и от неё исходит так много света и солнца, что больно глазам… Веки мне точно кто мёдом намазал – не размыкаются, да и только! И все тот самый яркий свет от жар-птицы вижу. Широкий хвост с отливающими золотом и зелёным бархатом перьями… Вся в сиянии изумрудном, жар-птица сама просится ко мне в руки…»
Эти теплые воспоминания детства Александр Семёнович пронёс через всю жизнь. Как и дерево, человек начинается со своих корней.
Александр Семёнович Васильев родился 12 ноября 1920г. в селе Терское, что в 12км. от Мичуринска Тамбовской губернии. Мать – Анастасия Степановна – умерла рано, отец – Семён Прокофьевич – работал бухгалтером в Мичуринском питомнике. Маленький Саша тоже помогал Мичурину.
- Кто такой Иван Владимирович Мичурин? (И.В.Мичурин (1855-1935) – советский биолог и селекционер, автор свыше 300 сортов плодово-ягодных культур, почетный член АН СССР, академик ВАСХНИЛ)
Этот удивительный ученый помог подростку по-другому воспринимать мир растений. В повести «За жар-птицей», с которой мы начали знакомство с творчеством нашего земляка, есть тому подтверждение. Найдите его:
«Колдуя» над цветком яблони, он говорит о растениях-«папах» и растениях-«мамах», и я ему верю, даже мысли не являются о том, что это какая-то детская игра. В самом деле, раз у растений есть и «папы», и «мамы», то должны быть и «дети», и «внуки»! И теперь лес, в особенности наш казенный лес, представляется мне состоящим не просто из деревьев, а из целых семейств, где есть и «мужики», и «бабы», и «детвора»…(с.49)
- Чему же учил мальчика И.В.Мичурин? (Видеть в растениях живые существа, охранять их, помогать расти)
- Ребята, тема нашего урока «Яркий свет жар-птицы вижу». Какой свет увидел когда-то подросток Саша? (Свет жар-птицы, т.е. свет знаний)
-Кто помог ему увидеть этот свет? (И.В.Мичурин)
Найдите в тексте повести подтверждение этому:
«Какая жар-птица? В сказке – это понятно, без доброй сказки человека не вырастишь, но надо знать, где кончается сказка и начинается быль… Ты ему букварь купи, книжки – вот и жар-птица…» (с.51)
- Дайте лексическое значение слову жар-птица
Жар-птица – волшебная птица русских народных сказок со сверкающими перьями.
Произведение «За жар-птицей» - повесть. Давайте вспомним характерные особенности этого жанра. Все ли указанные признаки повести ясно выступают в произведении?
Здесь рассказывается о нескольких эпизодах из жизни героя: поездка на ярмарку, знакомство с Марьиной рощей, встреча с Мичуриным.
Герой повести показан в развитии.
Много действующих лиц: дедушка, Халимон, бабушка, лавочник Горлов, Мичурин.
Несмотря на то, что действующих лиц много, автор подробно останавливается на одном герое.
- Чему нас учит повесть «За жар-птицей»? (Добру, справедливости, любви к природе, уважению к старшим, стремлению к знаниям)
Учитель: Да, к знаниям Александр Семёнович стремился всю жизнь. В 1938г. без экзаменов он был принять в Курский педагогический институт. Во время учёбы работал в газете «Курская правда», писал статьи. В 1941г. учёба была прервана войной. Молодого студента отправляют на фронт военным корреспондентом. (демонстрируется отрывок из фильма)
Из самых горячих точек вёл свои репортажи А.С.Васильев. За участие в Курской битве награждён медалью «За боевые заслуги» и занесён в книгу почетных журналистов страны. Скупые строки биографии… За ними – целая жизнь и война! Война разрушила мирную жизнь людей, принесла смерть и горе, позвала на битву с фашизмом всех от мала до велика. (песня «Вставай, страна огромная…»)
Тема войны преобладает в творчестве А.С.Васильева. Обратимся к произведениям о войне.
Проверка домашнего задания
Дома каждая группа готовила рассказ. Вы должны познакомить всех с сюжетом, определить тему, идею, выразить своё отношение к произведению.
1. Рассказ «Цветы на могиле бойца»
- Какая тема звучит в рассказе?
Тема подвига неизвестного солдата
- Как раскрывает тему подвига неизвестного солдата писатель? Какова идея рассказа?
Автор показывает солдата, который сумел в одиночку остановить немцев. Его подвиг вызывает восхищение. Григорий Рязанов отдал свою жизнь ради жизни других людей. Мы не должны забывать о неизвестных солдатах, их мужестве и героизме. (Цитата)
- А теперь, как обычно, словарная работа. Какие слова показались вам недостаточно понятными?
2. Рассказ «Васятка-ястребок»
Тема: Дети и война
Идея: дети не должны погибать ни в мирное, ни в военное время.
Слов: сушняк, косяк
3.Рассказ «Акимушкин след»
Отрывок из фильма (Читает А.С.Васильев)
Тема: Семья и война, тема памяти.
Идея: каждый человек должен оставить после себя след на земле.
4.Рассказ «Собака профессора Бунэ»
Тема: Взаимоотношение русской и немецкой наций в годы войны, тема долга.
Идея: гуманизма и милосердия.
Учитель: После войны А.С.Васильев работал в «Полярной правде», «Соцземледелии», «Тамбовской правде», «Киевской правде», «Курской правде». С 1953г. работал в Старом Осколе редактором газеты «Путь Октября», «На стройке». Являлся постоянным корреспондентом газеты «Зори». С 1982г. член Союза писателей России. Малую родину А.С.Васильев обрёл в Старом Осколе, посвятив ей всю оставшуюся жизнь. В одних только «Зорях» опубликовано более 300 статей писателя, многочисленные рассказы, повести, роман. Александр Семёнович был знаком, дружил или состоял в переписке с Мичуриным, академиком Вавиловым, маршалом Жуковым, В.Овечкиным, М.Шолоховым. Наверное, они помогли А.С.Васильеву жить, творить, не падать духом, чувствуя дружескую поддержку. Писатель был всегда верен правде жизни, предельно откровенен и никогда не ловчил.
5. Закрепление изученного материала
- А каким вы, ребята, представляете себе писателя, исходя из того, что мы сегодня узнали, услышали, посмотрели?
- С творчеством каких русских писателей ассоциируется творчество А.С.Васильева?
- Назовите основные мотивы творчества А.С.Васильева
- В чем ценность творчества А.С.Васильева?
6. Подведение итогов урока
Учитель: Жизненным кредо стали для Александра Семёновича слова:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Будущему поколению А.С.Васильев завещал «жить по совести, без обманов, приписок и лжи» (отрывок из фильма)
7. Рефлексия
Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно …
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне хотелось бы поблагодарить…