Урок
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Цели:
Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире.
Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения.
Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности книжной миниатюры.
• Основные понятия и термины: книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Так как содержание прошлого урока не связано с новым материалом, в ходе проверки учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы и выполнить задания:
= Показать на карте границы расселения славян.
= Охарактеризовать занятия славян в середине I века н. э.
= Как возникли славянские государства? Показать их на карте.
= Рассказать об образовании славянских государств: Болгарском, Чешском, Польском, Великоморавском.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.
2. Каролингское возрождение.
3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.
1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.
Учитель в рамках учебника раскрывает данный вопрос, привлекает иллюстрацию учебника (с. 49).
Учащиеся приходят к выводу: восприятие окружающего мира было полностью религиозным. Причины этого крылись в следующем:
низкий уровень развития науки и техники;
изолированность жизни в деревнях и замках;
развитие народа, страны, окружающего мира было проникнуто верой в Страшный суд, где только Творец будет судить и живых и мертвых.
2. Каролингское возрождение.
Учитель предлагает учащимся вместе доказать, что при Карле Великом произошел расцвет культуры, а также просит класс подумать: почему Карлу I нужны были образованные люди в империи? (Для управления обширными территориями).
Каролингское возрождение наблюдалось в различных областях:
1) в образовании,
2)в архитектуре,
3)в литературе.
В образовании. Карл I стал приглашать просвещенных людей Европы к своему двору. Были открыты школы для священников, написаны учебники. Монах Августин получил при дворе императора должность руководителя школьным делом.В школах изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику, Евангелие.
В архитектуре. В Аахене и других крупных городах строились каменные дворцы и церкви.
Возникновение Академии
Академия - кружок для научных и литературных занятий. Карл I и его семья, придворные в Аахене образовали такой кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения: жития, хроники, эпические поэмы и гимны.
Учащиеся делают вывод: постепенно росло число образованных людей. Но после распада империи Карла I Каролингское возрождение угасло.
3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги. Карл I, поставив перед собой задачу - поднять уровень грамотности среди своих подданных, справился с ней лишь частично.
Грамотных людей в раннее средневековье было крайне мало:
их не было среди крестьян;
редко встречались среди феодалов;
короли не всегда умели читать и писать;
грамотными были только служители церкви. Вопрос:
=» Почему в период раннего средневековья образованными были только священники?
Потому что они должны были читать Библию, знать молитвы, вести богослужение, читать проповеди. Так же как и Карл Великий, христианская церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности. Церковь сохранила: письменность, научные знания, школы. Поэтому Карл I приказал открыть школы для подготовки священников. Школы были открыты при больших монастырях.
Учитель знакомит учащихся со структурой полного школьного образования.
Высший уровень: изучались арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Низший уровень: изучались грамматика, риторика, диалектика.
Церковная школа: в ней обучались совместно и взрослые, и дети. Первоначально наизусть учили молитвы, тексты из Библии, учились чтению, письму, пению, счету.
Нерадивых и непослушных учеников били
В больших монастырских школах создавались мастерские, в которых переписывались книги. Переписывание книг, особенно богослужебных, философских, считалось делом, угодным Богу.
Задание. С помощью текста учебника на с. 50-51 и иллюстрации на с. 7 объяснить, почему рукописные книги были подлинными произведениями искусства.
Рассматривая страницу рукописной книги, учащиеся знакомятся с искусством каллиграфии и миниатюры. Представлен четкий шрифт, затейливо украшенные заглавные буквы в начале красной строки.
Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной ценностью. Люди могли видеть книги в церкви во время богослужений. На Евангелии приносили клятвы, присягали на верность королю.
Влияние христианства на литературу
Таким образом, в период раннего средневековья люди становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали и знали текст Библии, жития святых.
Житие - особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала святыми.
В монастырях создавались хроники - изложение исторических событий в хронологической последовательности. Хроники, как правило, начинались от «сотворения мира» и доходили до современных событий. В хрониках особое внимание уделяли деятельности церкви и правителей. В них переплетались быль и легенды. Появляются эпические поэмы и гимны.
Эпические поэмы - сочинения, рассказывающие о народных героях.
Гимны - произведения, рассказывающие о Христе, его поучениях, учениках.
III. Закрепление изученного материала.
Схема № 8
Влияние христианства на развитие культуры
Христианство |
Сохранение христианской церковью в своих интересах остатков античной образованности |
Церковные, монастырские школы |
Церковные, монастырские школы |
Литература: жития святых, хроники |
IV Итог урока
Домашнее задание: §10