СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории средних веков "КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представления людей об окружающем мире в период ран­него средневековья. Каролингское возрождение. Влияние христианства на развитие культуры в области ли­тературы, образования, искусства рукописной книги.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории средних веков "КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ"»

Урок

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Цели:

  1. Раскрыть представления средневековых людей об окру­жающем мире.

  2. Показать роль христианства в развитии литературы, искус­ства, просвещения.

  3. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности книжной миниатюры.

Основные понятия и термины: книгопечатание, капел­ла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Так как содержание прошлого урока не связано с новым материа­лом, в ходе проверки учитель предлагает учащимся ответить на следую­щие вопросы и выполнить задания:

= Показать на карте границы расселения славян.

= Охарактеризовать занятия славян в середине I века н. э.

= Как возникли славянские государства? Показать их на карте.

= Рассказать об образовании славянских государств: Болгар­ском, Чешском, Польском, Великоморавском.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Представления людей об окружающем мире в период ран­него средневековья.

2. Каролингское возрождение.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области ли­тературы, образования, искусства рукописной книги.

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего средневековья.

Учитель в рамках учебника раскрывает данный вопрос, привле­кает иллюстрацию учебника (с. 49).

Учащиеся приходят к выводу: восприятие окружающего мира было полностью религиозным. Причины этого крылись в сле­дующем:

  • низкий уровень развития науки и техники;

  • изолированность жизни в деревнях и замках;

  • развитие народа, страны, окружающего мира было проник­нуто верой в Страшный суд, где только Творец будет судить и жи­вых и мертвых.





2. Каролингское возрождение.

Учитель предлагает учащимся вместе доказать, что при Карле Великом произошел расцвет культуры, а также просит класс подумать: почему Карлу I нужны были образованные люди в империи? (Для управ­ления обширными территориями).

Каролингское возрождение наблюдалось в различных об­ластях:

1) в образовании,
2)в архитектуре,
3)в литературе.

В образовании. Карл I стал приглашать просвещенных лю­дей Европы к своему двору. Были открыты школы для священни­ков, написаны учебники. Монах Августин получил при дворе им­ператора должность руководителя школьным делом.В школах изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику, Евангелие.

В архитектуре. В Аахене и других крупных городах строи­лись каменные дворцы и церкви.

Возникновение Академии

Академия - кружок для научных и литературных занятий. Карл I и его семья, придворные в Аахене образовали такой кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения: жития, хроники, эпические поэмы и гимны.

Учащиеся делают вывод: постепенно росло число образо­ванных людей. Но после распада империи Карла I Каролингское возрождение угасло.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги. Карл I, поставив перед собой задачу - поднять уровень грамотности среди своих подданных, справился с ней лишь частично.

Грамотных людей в раннее средневековье было крайне мало:

  • их не было среди крестьян;

  • редко встречались среди феодалов;

  • короли не всегда умели читать и писать;

  • грамотными были только служители церкви. Вопрос:



=» Почему в период раннего средневековья образованными были только священники?

Потому что они должны были читать Библию, знать молит­вы, вести богослужение, читать проповеди. Так же как и Карл Великий, христианская церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности. Церковь сохранила: письменность, научные знания, школы. Поэтому Карл I приказал открыть школы для подготовки священников. Школы были открыты при больших монастырях.

Учитель знакомит учащихся со структурой полного школьного образования.

Высший уровень: изучались арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Низший уровень: изучались грамматика, риторика, диалектика.

Церковная школа: в ней обучались совместно и взрослые, и дети. Первоначально наизусть учили молитвы, тексты из Библии, учились чтению, письму, пению, счету.

Нерадивых и непослушных учеников били

В больших монастырских школах создавались мастерские, в которых переписывались книги. Переписывание книг, особенно богослужебных, философских, считалось делом, угодным Богу.

Задание. С помощью текста учебника на с. 50-51 и иллюстра­ции на с. 7 объяснить, почему рукописные книги были подлинными про­изведениями искусства.

Рассматривая страницу рукописной книги, учащиеся знако­мятся с искусством каллиграфии и миниатюры. Представлен четкий шрифт, затейливо украшенные заглавные буквы в начале красной строки.

Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной ценностью. Люди могли видеть книги в церкви во время бого­служений. На Евангелии приносили клятвы, присягали на вер­ность королю.



Влияние христианства на литературу

Таким образом, в период раннего средневековья люди стано­вились грамотными благодаря тому, что учились в церковных шко­лах, где читали божественные книги. Образованные люди читали и знали текст Библии, жития святых.

Житие - особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала свя­тыми.

В монастырях создавались хроники - изложение историче­ских событий в хронологической последовательности. Хроники, как правило, начинались от «сотворения мира» и доходили до современных событий. В хрониках особое внимание уделяли деятельности церкви и правителей. В них переплетались быль и легенды. Появляются эпические поэмы и гимны.

Эпические поэмы - сочинения, рассказывающие о народных героях.

Гимны - произведения, рассказывающие о Христе, его по­учениях, учениках.

III. Закрепление изученного материала.

Схема № 8

Влияние христианства на развитие культуры

Христианство


Сохранение христианской церковью в своих интересах остатков античной образованности



Церковные, монастыр­ские школы

Церковные, монастыр­ские школы

Литература: жития свя­тых, хроники




IV Итог урока

Домашнее задание: §10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!