Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Куезбашево
Муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
Открытый урок – путешествие по истории Древнего мира
для 5 класса
«В городе богини Афины»
Провел: Кутлубаев Айрат Маратович,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
с.Куезбашево
В ГОРОДЕ БОГИНИ АФИНЫ
Город, увенчанный фиалками,
Который должен быть воспет в песне…
Твердыня эллинов, Афины
Пиндар. V век до н.э.
Цели урока: расширить представление учащихся о жизни в Афинах; познакомить их с развитием ремесел и искусства; показать особенности архитектуры Афин.
Оборудование: изображения афинского Акрополя; план Акрополя; Парфенон; фриз Парфенона (шествие девушек); Эрехтейон; богиня Афина; греческие керамические сосуды; керамическая посуда, карта Древней Греции, атласы по истории Древнего мира для 5 кл.; магнитофон, кассета с записью «Сиртаки».
Основные этапы урока:
- повторение пройденного материала;
представление индивидуального задания, беседа;
изучение нового материала (элементы драматизации, работа с учебником, беседа)
закрепление материала и контроль
План изучения нового материала:
Сравнительная характеристика Афин, Египта и государств Западной Азии:
А. Природные условия
Б. Торговые связи
В. государственное управление
Район гончарных мастерских – Керамик.
Сердце Афин – Агора.
Архитектура Акрополя:
А. Парфенон
Б. Эрехтейон
Слово учителя: Представьте, что мы не в классе, а в Аттике (покажите на карте, где находится Аттика). Вы не ученики, а афинский демос (народ). Некоторые ребята получили задание: они будут не просто жителями Афин, а гончарами, архитекторами, торговцами. Прибыли к нам и заморские купцы. Они будут задавать вопросы, а вам предстоит на них отвечать.
«Купцы» выступают перед учениками и задают вопросы.
Я прибыл из страны Большого Хапи. Что это за страна? Как называете ее вы, греки? Где она находится? Что я привез на своих кораблях? Как называется порт, где стоят мои корабли?
Я приехал из Финикии. В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Финикией же назвали ее вы, греки. В переводе с греческого языка финикийцы – это красноватые. Почему вы нас так называете? Как добывали пурпурную краску? Какой цвет имели ткани, выкрашенные в пурпур? Что, кроме тканей, я привез? (стекло, бусы, вино, рабов).
Я прибыл из Вавилона. Что мы называем морем Восхода и морем Заката? (Персидский залив и Средиземное море) Перед разгрузкой корабля мне пришлось заплатить деньги. Как называется эта плата? Куда пошли мои деньги? Кто их получил? Только ли купцы платят налоги в казну Афинского государства? (налоги платят также переселенцы).
Слово учителя.
Итак, ребята, мы повторили с вами те государства, которые уже изучили. Сегодня познакомимся с еще одним городом-государством – это Афины. Мы совершим путешествие в этот город, я буду вашим экскурсоводом, а вы – путешественниками.
Учитель выразительно читает эпиграф к уроку в сопровождении музыки «Сиртаки». Древнегреческий поэт Пиндар с гордостью и благоговением писал о своем городе.
Каждый город имеет свою историю. У одного она короткая и яркая, у другого – длительная и ничем не знаменательна, а третий знает периоды падения и взлета. Одним из таких городов был город Афины. Это главный город Аттики, один из самых древних городов Европы, возник в 5 – 6 км от моря. Найдите на карте Аттику, Афины. Жители боялись внезапных нападений пиратов. На равнине расположен плоский холм с обрывистыми склонами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными стенами, - Акрополь.
Афины быстро росли. Посмотрите - на стр. 166 учебника есть план Афин в 5 в. до н.э. На Акрополе не хватало места, люди стали селиться у подножия Акрополя. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, кожевники, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался – Керамик (по-гречески слово «керамос» означает «глина»).
Действия учеников:
Ученик, играющий роль гончара, рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах, показывает изображения пифоса, амфоры, килика. Купцам многое осталось непонятным, и они хотят задать вопросы.
«Купцы» задают вопросы:
В мастерских работают и рабы, и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, подносят топливо к печи, а творческую работу выполняют работу, например, роспись ваз, выполняют только свободные граждане или переселенцы. Почему?
Название какого сосуда читается одинаково справа налево и слева направо? (килик, открытая и низкая чаша с 2 ручками на ножке).
Слово учителя:
Рассказ об Агоре (стр.169 учебника). Она находилась между Керамиком и Акрополем. Агора – это базарная площадь. Подумайте, какие товары на афинском рынке были в изобилии? А чего всегда не хватало? Почему? Обобщая мнения школьников, учитель обращает внимание на то, что в Аттике плохо росли ячмень и пшеница, в неурожайные годы хлебы не хватало, бедняки голодали. Зато на рынке в изобилии были виноград и оливки, вино, овощи, масло, шерсть, шкуры, сыр, рыба.
Ребята, каждый из вас побывал на базаре. Кого можно чаще встретить – мужчин или женщин? А вот в Афинах на рынок ходили мужчины. Ежедневные покупки делали мужья. Богатый грек приходил на рынок в сопровождении 1-2 рабов, которые расчищали для него дорогу, а потом несли покупки домой. А чем же занимались древнегреческие женщины?
Действия учеников:
Одна из учениц рассказывает о жизни гречанок и о Сапфо.
Учитель предлагает «Купцам» вернуться к высокому холму в центре города.
Организуется беседа с «демосом»:
примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы).
Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (Крутые склоны, крепость, только одна тропинка, ведшая внутрь стен)
В 5 в. до н. э. Персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? (Ксеркс).
Ксеркс приказал разрушить все постройки на Акрополе и сжечь город. Но афиняне отстроили Акрополь заново (изображение богини Афины). Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Эту статую в честь Марафонской битвы изготовил прославленный скульптор Фидий. Статуя называется «Афина – воительница».
Главный храм города – Парфенон (показывается изображение) – посвящен богине Афине. Слово «парфенос» по-гречески значит «девушка». У Парфенона четыре портика (изображение «Фриз Парфенона», шествие девушек).
Слово учителя:
крыша Парфенона имеет 2 ската. Карниз и оба ската образуют треугольник – фронтон, заполненный статуями. На восточном фронтоне изображен миф о рождении Афины. Кто может рассказать о нем? (Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из нее в полном вооружении появилась богиня мудрости и справедливой войны богиня Афина).
Приглядимся к западному фронтону. Здесь находится изображение мифа о споре Афины с Посейдоном: Получеловек – полузмей основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из них двоих быть покровителем города?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали ее и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула свое копье в землю Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим.…Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с ее именем.
Спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города (изображение Эрехтейона см. в учебнике на с.136).
Итак, мы завершаем нашу экскурсию. Окинем еще раз взглядом прекрасный город Древней Эллады – Афины. Понравился вам город? Какие впечатления оставил он у вас оставил? Поделитесь ими. Что нового для себя вы узнали? Что осталось в вашей памяти? Может, кто-то составит рассказ об этом городе? Как бы вы рассказали папам и мамам об этом городе?
Выслушиваются ответы учеников, выставляются оценки.
-Ребята, понравился вам город? Я очень рада, что Афины вам понравились. Может быть, кто-то захочет прочитать об этом городе дополнительную литературу. Я хочу предложить вам следующие книги:
«Путешествие в Афины»
И. Кон «Мифы Древней Греции»
Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: «Если ты не видел Афин, то ты мул, а если видел и не восхищен, то ты – пень». Я думаю, все вы мысленно восхитились Афинами, и у вас появилось желание все это увидеть своими глазами.
Наша страна не погибнет по воле Зевеса
И по решению других присноблаженных богов.
Ибо хранитель такой, как Афина – Паллада,
Гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
Домашнее задание: прочитать параграф 37, найти дополнительную литературу об Афинах.