СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествие "В городе богини Афины".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Куезбашево

Муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан








Открытый урок – путешествие по истории Древнего мира

для 5 класса


«В городе богини Афины»








Провел: Кутлубаев Айрат Маратович,

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория










с.Куезбашево



В ГОРОДЕ БОГИНИ АФИНЫ

Город, увенчанный фиалками,

Который должен быть воспет в песне…

Твердыня эллинов, Афины

Пиндар. V век до н.э.


Цели урока: расширить представление учащихся о жизни в Афинах; познакомить их с развитием ремесел и искусства; показать особенности архитектуры Афин.

Оборудование: изображения афинского Акрополя; план Акрополя; Парфенон; фриз Парфенона (шествие девушек); Эрехтейон; богиня Афина; греческие керамические сосуды; керамическая посуда, карта Древней Греции, атласы по истории Древнего мира для 5 кл.; магнитофон, кассета с записью «Сиртаки».

Основные этапы урока:

- повторение пройденного материала;

  • представление индивидуального задания, беседа;

  • изучение нового материала (элементы драматизации, работа с учебником, беседа)

  • закрепление материала и контроль

  1. План изучения нового материала:

Сравнительная характеристика Афин, Египта и государств Западной Азии:

А. Природные условия

Б. Торговые связи

В. государственное управление

  1. Район гончарных мастерских – Керамик.

  2. Сердце Афин – Агора.

  3. Архитектура Акрополя:

А. Парфенон

Б. Эрехтейон


Слово учителя: Представьте, что мы не в классе, а в Аттике (покажите на карте, где находится Аттика). Вы не ученики, а афинский демос (народ). Некоторые ребята получили задание: они будут не просто жителями Афин, а гончарами, архитекторами, торговцами. Прибыли к нам и заморские купцы. Они будут задавать вопросы, а вам предстоит на них отвечать.

«Купцы» выступают перед учениками и задают вопросы.

  • Я прибыл из страны Большого Хапи. Что это за страна? Как называете ее вы, греки? Где она находится? Что я привез на своих кораблях? Как называется порт, где стоят мои корабли?

  • Я приехал из Финикии. В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Финикией же назвали ее вы, греки. В переводе с греческого языка финикийцы – это красноватые. Почему вы нас так называете? Как добывали пурпурную краску? Какой цвет имели ткани, выкрашенные в пурпур? Что, кроме тканей, я привез? (стекло, бусы, вино, рабов).

  • Я прибыл из Вавилона. Что мы называем морем Восхода и морем Заката? (Персидский залив и Средиземное море) Перед разгрузкой корабля мне пришлось заплатить деньги. Как называется эта плата? Куда пошли мои деньги? Кто их получил? Только ли купцы платят налоги в казну Афинского государства? (налоги платят также переселенцы).

Слово учителя.

Итак, ребята, мы повторили с вами те государства, которые уже изучили. Сегодня познакомимся с еще одним городом-государством – это Афины. Мы совершим путешествие в этот город, я буду вашим экскурсоводом, а вы – путешественниками.

Учитель выразительно читает эпиграф к уроку в сопровождении музыки «Сиртаки». Древнегреческий поэт Пиндар с гордостью и благоговением писал о своем городе.

Каждый город имеет свою историю. У одного она короткая и яркая, у другого – длительная и ничем не знаменательна, а третий знает периоды падения и взлета. Одним из таких городов был город Афины. Это главный город Аттики, один из самых древних городов Европы, возник в 5 – 6 км от моря. Найдите на карте Аттику, Афины. Жители боялись внезапных нападений пиратов. На равнине расположен плоский холм с обрывистыми склонами. На его вершине ровная площадка. Здесь и возникло поселение, окруженное мощными каменными стенами, - Акрополь.

Афины быстро росли. Посмотрите - на стр. 166 учебника есть план Афин в 5 в. до н.э. На Акрополе не хватало места, люди стали селиться у подножия Акрополя. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, кожевники, каменщики, ткачи. Гончары селились к северо-западу от Акрополя. Район так и назывался – Керамик (по-гречески слово «керамос» означает «глина»).

Действия учеников:

Ученик, играющий роль гончара, рассказывает о Керамике, чернофигурных и краснофигурных сосудах, показывает изображения пифоса, амфоры, килика. Купцам многое осталось непонятным, и они хотят задать вопросы.

«Купцы» задают вопросы:

  • В мастерских работают и рабы, и свободные мастера. Рабы вымешивают глину, подносят топливо к печи, а творческую работу выполняют работу, например, роспись ваз, выполняют только свободные граждане или переселенцы. Почему?

  • Название какого сосуда читается одинаково справа налево и слева направо? (килик, открытая и низкая чаша с 2 ручками на ножке).

Слово учителя:

Рассказ об Агоре (стр.169 учебника). Она находилась между Керамиком и Акрополем. Агора – это базарная площадь. Подумайте, какие товары на афинском рынке были в изобилии? А чего всегда не хватало? Почему? Обобщая мнения школьников, учитель обращает внимание на то, что в Аттике плохо росли ячмень и пшеница, в неурожайные годы хлебы не хватало, бедняки голодали. Зато на рынке в изобилии были виноград и оливки, вино, овощи, масло, шерсть, шкуры, сыр, рыба.

Ребята, каждый из вас побывал на базаре. Кого можно чаще встретить – мужчин или женщин? А вот в Афинах на рынок ходили мужчины. Ежедневные покупки делали мужья. Богатый грек приходил на рынок в сопровождении 1-2 рабов, которые расчищали для него дорогу, а потом несли покупки домой. А чем же занимались древнегреческие женщины?

Действия учеников:

Одна из учениц рассказывает о жизни гречанок и о Сапфо.

Учитель предлагает «Купцам» вернуться к высокому холму в центре города.

Организуется беседа с «демосом»:

  • примерно 3 тыс. лет назад с севера двигались воинственные греческие племена, захватывавшие область за областью. Как они назывались? (дорийцы).

  • Дорийцы не смогли овладеть Акрополем. Почему? (Крутые склоны, крепость, только одна тропинка, ведшая внутрь стен)

  • В 5 в. до н. э. Персы вошли в Афины. Как звали персидского царя? (Ксеркс).


Ксеркс приказал разрушить все постройки на Акрополе и сжечь город. Но афиняне отстроили Акрополь заново (изображение богини Афины). Статуя Афины – архитектурный центр Акрополя. Эту статую в честь Марафонской битвы изготовил прославленный скульптор Фидий. Статуя называется «Афина – воительница».

Главный храм города – Парфенон (показывается изображение) – посвящен богине Афине. Слово «парфенос» по-гречески значит «девушка». У Парфенона четыре портика (изображение «Фриз Парфенона», шествие девушек).

  • Что такое портик? Прочтите определение в учебнике – стр. 170 - (это полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны).

Слово учителя:

  • крыша Парфенона имеет 2 ската. Карниз и оба ската образуют треугольник – фронтон, заполненный статуями. На восточном фронтоне изображен миф о рождении Афины. Кто может рассказать о нем? (Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из нее в полном вооружении появилась богиня мудрости и справедливой войны богиня Афина).

  • Приглядимся к западному фронтону. Здесь находится изображение мифа о споре Афины с Посейдоном: Получеловек – полузмей основал в Аттике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывистыми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из них двоих быть покровителем города?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали ее и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула свое копье в землю Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим.…Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с ее именем.

  • Спору Афины и Посейдона посвящен храм Эрехтейон. Именно здесь они спорили, кому быть покровителем города (изображение Эрехтейона см. в учебнике на с.136).


Итак, мы завершаем нашу экскурсию. Окинем еще раз взглядом прекрасный город Древней Эллады – Афины. Понравился вам город? Какие впечатления оставил он у вас оставил? Поделитесь ими. Что нового для себя вы узнали? Что осталось в вашей памяти? Может, кто-то составит рассказ об этом городе? Как бы вы рассказали папам и мамам об этом городе?

Выслушиваются ответы учеников, выставляются оценки.

-Ребята, понравился вам город? Я очень рада, что Афины вам понравились. Может быть, кто-то захочет прочитать об этом городе дополнительную литературу. Я хочу предложить вам следующие книги:

  1. «Путешествие в Афины»

  2. И. Кон «Мифы Древней Греции»

Афиняне считали свой город самым красивым в мире. Древнегреческая пословица гласила: «Если ты не видел Афин, то ты мул, а если видел и не восхищен, то ты – пень». Я думаю, все вы мысленно восхитились Афинами, и у вас появилось желание все это увидеть своими глазами.


Наша страна не погибнет по воле Зевеса

И по решению других присноблаженных богов.

Ибо хранитель такой, как Афина – Паллада,

Гордая грозным отцом, длани простерла над ней.


Домашнее задание: прочитать параграф 37, найти дополнительную литературу об Афинах.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!