Тема. Россия в системе международных отношений
Цель:
Образовательная: сформировать у обучающихся представления об основных направлениях деятельности России в системе международных отношений.
Развивающая: продолжить формирование у обучающихся умения работать с учебником, историческим документом на примере темы «Россия в системе международных отношений».
Воспитательная: способствовать формированию у обучающихся положительного отношения к истории своего государства, исторической личности и её деятельности, значения для страны.
Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)
Предметные: Иметь основные направления деятельности России в системе международных отношений в середине XVIII века;
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с текстом, анализировать его; работать со схемами, дополняя их недостающей информацией.
Коммуникативные: умение, на основе ранее изученного материала, давать развернутые ответы, опираясь на источники, аргументируя собственную точку зрения.
Регулятивные: умение организовывать собственную учебную деятельность для достижения цели урока.
Личностные: формируется положительное отношение к истории своего государства, исторической личности и её деятельности.
В результате урока ученики будут:
знать: направления внешней политики России в середине XVIII века;
уметь: работать с учебником, историческим документом;
владеть: основными понятиями по теме урока.
Тип урока:
Изучение нового материала
Основное содержание темы:
Международные отношения в середине 18 века, Россия и Франция, Россия и Англия, Россия и Австрия, Россия и Пруссия, Россия и Швеция, Россия и Речь Посполитая, Россия и Турция
Образовательные ресурсы (оборудование урока):
Презентация Power Point, раздаточный материал, История России. 8 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2018. — 127 с.
Ход урока
Организационный момент
Перед уроком дети делятся на 4 группы.
Добрый день, ребята! Рад видеть Вас на уроке. Присаживайтесь!
Тема нашего сегодняшнего занятия: Россия в системе международных отношений.
Приветствие учителя.
Записывают тему в тетрадь
.
На данном этапе урока отсутствуют
Официальное начало урока.
Подготовка к работе.
Осознание и принятие темы, основных задач урока.
Актуализация знаний
Ребята, давайте с Вами вспомним, что мы называем эпохой дворцовых переворотов. Сможете ли вы назвать всех правителей этой эпохи? В случае отсутствия ответа, студент-практикант переходит к объяснению, что бы мы могли сказать о дворцовых переворотах? С каким понятием эта эпоха неразрывно связана
Дворцовый переворот - это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.
Единого научного определения дворцового переворота нет, причём отсутствуют и чёткие временные границы этого явления. Так, В. О. Ключевский (автор термина) датирует эпоху дворцовых переворотов с 1725 до 1762 годы. Однако на сегодняшний день есть и другая точка зрения — 1725-1801 гг. (Дело в том, что В. О. Ключевский не мог в публичной лекции, читавшейся в середине 80-х годов XIX века, упоминать о перевороте 1 марта 1801 года — это было категорически запрещено).
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с Вами определим, как складывались дипломатические отношения России с ведущими мировыми державами.
Предполагают, что можно быстрая смена правителей, путём захвата ими власти. Называют правителей: Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) 1725-1727 гг.
Петр II 1727-1730 гг.
Анна Иоанновна 1730-1740 гг.
Анна Леопольдовна 1740-1741 гг.
Елизавета Петровна 1741-1761 гг.
Петр III 1761-1762 гг.
Задание: дают определение понятию внешняя политика
Закрепляют понятие эпоха дворцовых переворотов.
Изучение нового материала
Для начала давайте с Вами вспомним, с какими государствами активно взаимодействовала Россия?
Какие войны 18 века вы можете вспомнить с этими государствами?
Только ли войны вела с ними Россия?
Сейчас я предлагаю Вам поработать в группах. Используя текст учебника п.17, а также исторический документ (не для всех групп) (ПРИЛОЖЕНИЕ), Вам необходимо охарактеризовать «Взаимоотношения России с европейскими странами в XVIII веке».
Для 1 группы:
Как Россия взаимодействовала с Францией?
Как Россия взаимодействовала с Англией?
Для 2 группы:
Как Россия взаимодействовала с Австрией?
Какие отношения были между Россией и Пруссией?
Для 3 группы:
Какие отношения были между Россией и Швецией?
Какие были отношения у России с Речью Посполитой?
Для 4 группы:
Какими были отношения Российской империи с Турцией?
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
После самостоятельного выполнения задания, представитель от каждой группы зачитывает результат своей работы. Остальная часть класса оформляет полученную информацию в виде таблицы:
Договоры
(при наличии)
Основные события
Итог
Примерный ответ:
Во период дворцовых переворотов Россия активно взаимодействовала с такими государствами как: Франция, Англия, Пруссия, Польша, Турция, Австрия, Швеция.
Войны которые вела Россия:
1. Война за Польское наследство,
2. Война за Австрийское наследство,
3. Русско-шведская война 1741 -1743 гг.,
4. Семилетняя война,
5. Русско – турецкая война 1735 – 1739 гг.,
Нет, Россия не только вела войну с этими государствами, с этими государствами в названный промежуток времени Россия заключала различные дипломатические соглашения.
Подведение итог.
Давайте подведём итоги.
Экономические и дипломатические отношения России и Франции в первой половине XVIII века развивались достаточно слабо.
Россия поддерживала культурные и экономические связи с Англией.
Во время Семилетней войны Россия и Австрия заключили союз против Пруссии.
Русско-шведская война 1741–1743 годов завершилась поражением Швеции.
В XVIII веке Речь Посполитая стала сферой интересов России, Австрии и Пруссии.
В первой половине XVIII века Россия включила в сферу своих интересов Балканские и Причерноморские территории.
Слушают учителя
Задают вопросы, если такие возникли в ходе систематизации и обобщения новых знаний и умений.
Домашнее задание.
Дома Вам необходимо выполнить задания из раздела «Работаем с картой» (стр.8).
Записывают домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЕ I
АНГЛО-РУССКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР 1734 ГОДА.
Документ «Об Англо-русском торговом договоре 1734 года».
Русско-английский договор поддерживал дружественный характер взаимоотношений договаривающихся сторон и устанавливал свободную торговлю, морскую и сухопутную, в тех областях обоих государств, «где ныне навигация и купечество другому которому народу позволено или впредь позволено быть может».
Но при этом русские купцы могли вывозить в Англию только русские товары, а английские — ввозить в Россию и свои и чужие, платя пошлину не только ефимками, но и русской серебряной монетой.
Английским купцам разрешалось обзаводиться недвижимой собственностью в Петербурге, Архангельске и Москве, что позволяло им шире вести свои торговые операции, чего всегда добивались иностранцы.
Но главная привилегия заключалась в разрешении транзитной торговли через Россию с Персией, что обеспечивало англичанам широкий сбыт их промышленных товаров и ввоз ценнейшего сырья для европейской шелковой промышленности . Таким образом, по договору 1734 г. Англия получила ряд выгод, не компенсировавшихся таковыми для России; договор наносил серьезный ущерб политике протекционизма .
Особо благоприятные для Англии условия договора 1734 г. не замедлили сказаться: английские купцы хлынули в Россию, так что в ближайшие годы только в Петербурге насчитывалось 40 с ЛИШНИМ купцов, прочно, СВОИМИ домами обосновавшихся в столице.
Английские товары, предназначавшиеся для Персии, рекой потекли в Петербург: в 1740 г. их было привезено на 239 255 руб.; в Англию было вывезено через Россию 1140 пудов персидского шелка почти на 84 тыс. руб.
Одновременно русское правительство, в интересах расширения внешней торговли, пошло также на уступку Голландии и Швеции, разрешив вывоз хлеба, весьма стесненный при Петре I, сначала только через Архангельск, а затем и через другие порты, в том числе Петербург.
В конце концов в годы неурожаев это усугубляло народное бедствие, о чем пышет М. Чулков. «Сие (т. е. вывоз хлеба.— Ред.) учинено по представлению Коммерц-коллегии президента фон Мейдена (т. е. Менгдена.— Ред.), и отпущено было тогда (1741 г.— Ред.) из России хлеба непомерное количество, а особливо из Лифляндии»
Не из расчетов на прибыль, а по нужде продавали крестьяне необходимый, часто последний хлеб в условиях разрешенного экспорта. Так иностранцы делали свое дело в России, не считаясь с внутренним положением страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
С Францией:
Во время Семилетней войны Россия и Франция были союзниками. Людовик XV выступил против прусского правителя Фридриха II, так как он был союзником Англии. А Елизавета Петровна не хотела усиления влияния Пруссии в Прибалтике и Центральной Европе. Не очень активно развивались торговые отношения между Францией и Россией. Больший ущерб от этого испытывала Франция, так как в Семилетней войне она была вынуждена воевать как на континенте, так и в колониях. Это требовало значительных финансовых затрат. В то же время французскому флоту была нужна модернизация. Слабое техническое оснащение флота мешало Франции воевать с Англией на море.
С Англией:
В 1734 году был подписан англо-русский торговый договор, по которому для Англии создавались максимально комфортные условия в торговле:
Английские купцы получали ряд преимуществ и льгот.
Устанавливались таможенные льготы на ввоз сукна в Россию.
Англии разрешалась транзитная торговля с Персией.
В период правления Елизаветы Петровны отношения продолжали носить дружественный характер.
Устойчивый характер носили русско-английские культурные связи. Они не прерывались даже во время Семилетней войны. Россию интересовали достижения Англии в сфере образования и науки. Большой интерес вызывали английские технические достижения.
С Австрией:
Итоги Войны за испанское наследство изменили внешнюю политику Австрии. Она была вынуждена защищать свои границы от Франции. Сфера интересов Австрии была сосредоточена на Балканах и в Речи Посполитой. В борьбе с Османской империей и Польшей Австрия могла рассчитывать на помощь России.
С Пруссией:
В начале XVIII века Пруссия не представляла серьёзной угрозы соседним государствам. Ситуация изменилась после прихода к власти Фридриха II. Он создал прекрасно обученную армию, которая насчитывала 150 тысяч человек. Прусская армия стала одной из самых сильных в Европе. Фридрих II ставил перед собой задачу установить первенство Пруссии среди германских государств. Также он хотел расширить территорию своего королевства.
Амбициозные планы Фридриха II вызывали опасения у Австрии, России, Речи Посполитой и германских государств.
В 1743 году Елизавета Петровна заключила оборонительный союз с Фридрихом II. Однако интересы России и Пруссии относительно стран Восточной Европы напрямую столкнулись уже во время Семилетней войны. Конфликт между этими государствами поражал современников крайним упорством обеих сторон. После дворцового переворота 1762 года и прихода к власти Екатерины II отношения Пруссии и России стали более сдержанными. Однако к открытому конфликту стороны не переходили.
С Швецией:
После поражения в Северной войне Швеция хотела реванша. В 1741 году она объявила войну России, которая продлилась до 1743 года. Целью войны для Швеции было возвращение территорий, утраченных по условиям Ништадтского мира. Также Швеция рассчитывала получить земли между Ладогой и Белым морем.
Однако эта война оказалась для Швеции неудачной. Русским удалось занять всю территорию Финляндии и вынудить шведов заключить мир, который подтверждал условия Ништадтского мира. Также за Россией признавались все завоевания в Прибалтике.
С Польшей:
В первой половине XVIII века изменилось положение Речи Посполитой. Во время Северной войны это была сильная страна, которая стремилась получить ливонские земли, принадлежавшие Швеции. Однако неудачи в Северной войне ослабили государство. К тому же Речь Посполитая была ареной военных действий, что привело к разорению населения и ослаблению экономики. В Речи Посполитой существовал принцип «либерум вето», по которому любой депутат сейма мог прекратить обсуждение вопроса, высказавшись против. Это мешало проведению реформ и привело к экономическому и военному отставанию государства.
С Турцией:
После завершения австро-турецкой войны 1683–1699 годов Османская империя была ослаблена. Её экономика была подорвана военными действиями. Нарастали внутриполитические проблемы, велась борьба за власть. В разных районах государства вспыхивали восстания. Султаны были неспособны обеспечить порядок, многие их указы игнорировались.
В то же время Россию всё больше интересовали южные территории. С 1735 по 1739 год длилась Русско-турецкая война. Поддержку Османской империи оказала Франция. А союзником России выступила Австрия, но в ходе войны выяснилось, что этот союз был ненадёжным. В 1736 году русским удалось захватить Азов, в 1737 году – Очаков, а в 1739 году была сдана крепость Хотин. Но решающего значения эти победы не имели.
В 1739 году был подписан Белградский мир. По его условиям:
Россия получала Кабарду. Возвращала себе Азов, но при условии уничтожения там всех военных укреплений. Отказывалась держать флот в Азовском море.
Несмотря на то, что Россия так и не получила выхода к Чёрному морю, она чётко обозначила свои интересы на Балканах и в Северном Причерноморье. Впоследствии это привело к новым конфликтам с Османской империей.