СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории для 11 класса по теме "Россия в Первой мировой войне"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории для 11 класса по теме "Россия в Первой мировой войне"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории для 11 класса по теме "Россия в Первой мировой войне"»

Конспект урока по теме:

«Россия в Первой мировой войне.

Предмет – история

Класс – 11

Составил: Нугаев М.М учитель истории и обществознания

Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне;

-систематизировать и обобщить знания о первой мировой войне и об участии в ней России;
- формировать умения работать с дополнительными источниками информации

Задачи: -

- выяснить причины и цели участия России в первой мировой войне;
- определить, какой характер носила война со стороны России;
- охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;
- проанализировать, как менялись настроения в русском обществе в ходе войны;
- сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

^ Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:-

  • личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;

  • метапредметные – развивать умение работать с историческим источником (как одним из видов текста); формулировать и обосновывать выводы; развитие коммуникативной компетентности учащихся;

  • предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать оценочные суждения.


Оборудование:

1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.».

2. Документы: №1«Из воспоминаний председателя Государственной думы М.В. Родзянко»; №2 П.Н. Милюков . Из речи, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.


Структура урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся1

1

Мотивацион-ный

Учащиеся формулируют тему урока

Учитель создаёт эмоциональный настрой, помогающий сформулировать тему урока,

создаёт проблемную ситуацию







Обучающиеся высказывают свои предположения, прогнозируют и выделяют основную мысль.


Говоря о Петрограде июля 1914 года обратимся к воспоминаниям председателя Государственной думы М.В.Родзянко: «…мы видим людей, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…, заявляя …мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

Глядя на Петроград февраля 1917 года мы видим забастовки с общей численностью участников около 100 -200 тыс. человек с лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!».

Вопрос: Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?


2

Актуализа-

ция знаний

Повторить фактологический материал по теме

«Первая мировая война».

Организует работу с тестами.



Обучающиеся работают с тестами.

Взаимопроверка (работа в парах).



Фронтальный опрос:

учащиеся вспоминают причины войны, какое событие послужило поводом к её началу, даты начала и окончания первой мировой войны.

Далее выясняем, какой характер носила война со стороны её участников. Конкретизируем, почему захватнический, империалистический. Для этого определимся с тем, какие цели преследовали государства.

Германия. 

Положить конец господству Англии на море;
захватить колонии западноевропейских стран;
отвоевать у России Прибалтику, Крым, Приазовье;
аннексия промышленно развитых районов северо-восточной Франции.

Австро-Венгрия.

 Захватить Сербию; утвердить своё господство на Балканском полуострове; Отвоевать у России часть Польши, Волынь, Подолию.

.^ Турция. 

Претендовала на русское Закавказье; стремилась восстановить своё влияние на Балканах.



Япония. 

Захватить острова в Тихом океане и «арендные территории» Китая.

Франция.

 Вернуть Эльзас и Лотарингию; присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн.

Великобритания. 

Сохранить колонии и господство на море; отнять у Турции богатые нефтью Месопотамию, часть Аравийского полуострова.

Таким образом, война носила захватнический характер.

Исходной датой начала войны является 1 августа 1914 года.(Вопросы к учащимся)

Какое именно событие произошло в этот день? (Германия объявила войну России.)

Почему Германия объявила войну России? (Мобилизация.)

В связи с чем в России началась всеобщая мобилизация? Почему Россия вступила в войну? Мужики в России говорили: « Знамо дело - опять германец да австрияк напали на нашего царя. Опять же - подмагнуть надо славянам, турка-нехрестя проучить».

Какие же цели преследовала Россия, вступая в войну? Сохранить своё влияние в Балканских странах; присоединить Галицию и земли по Неману; установить контроль за черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Таким образом, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

Выясним, когда Россия начала принимать непосредственное участие в боевых действиях. Для этого вспомним, как развивались события на Западном фронте в первый месяц войны. (Быстрое вступление немецкой армии на территорию Франции, угроза захвата Парижа. Германские солдаты уже видели невооружённым глазом силуэт Эйфелевой башни.) 

В этих условиях Франция обратилась к России с просьбой – начать военные действия на Восточном фронте. Русский генеральный штаб принял решение о начале наступления, не закончив сосредоточения всех сил. На 15-й день мобилизации Россия смогла сконцентрировать только 1/3 их часть. 17 августа началось наступление на Восточную Пруссию 1 и 2 армий под командованием Ренненкампфа и Самсонова.

Сначала военные действия развивались успешно для русских войск. Немцы вынуждены были перевести несколько корпусов с Западного фронта на Восточный. Но в силу того, что русские армии действовали разрозненно, у немцев появилась возможность разгромить их поодиночке, чем они и воспользовались. В районе Грюнвальда была практически уничтожена армия Самсонова, затем был нанесён удар по армии Ренненкампфа.

Гораздо успешнее действовала русская армия на Юго-Западном фронте в сражениях с Австро-Венгрией. В ходе наступательной операции, начавшейся 18 августа, русские войска вторглись в Галицию и одержали победу в Галицийской битве (август- сентябрь 1914 г.) В результате русские заняли почти всю Восточную Галицию, города Львов и Галич.

Осенью 1914 года в Польше сражения происходили с переменным успехом. В ноябре произошла крупнейшая Лодзинская битва, закончившаяся поражением немецких войск.

Осенью 1914 г. фронты обеих противоборствующих армий достигли побережья Северного моря на территории Бельгии. Для борьбы с Россией немцы перебросили сюда дополнительные силы. Командование русской армии по-прежнему рассчитывало осуществить глубокое вторжение в Германию и взять в Берлин, в то время как немцы надеялись уничтожить группировку противника к западу от Вислы. Но ни одна из сторон не смогла осуществить свои планы, и война приняла затяжной характер.

В конце ноября 1914 г. на Брестском совете командующие фронтами русской армии приняли решение перейти от активных боевых действий к пассивным. Главной причиной подобного решения стал, в первую очередь, недостаток вооружения, артиллерии, снарядов и т. д.

Почему русская армия не смогла развить свой успех в первый год войны? (документ № 1). Русские войска в ходе восточно-прусской операции показали, что по уровню своей подготовки они ничем не уступают германским. Однако первое сражение выявило некомпетентность высшего русского командования, которое не смогло должным образом использовать свои войска и полученные возможности.

1 ноября 1914 г. Россия объявила войну Турции. В ходе русско-турецкой войны войска Турции были разгромлены.

1915 год. Какие планы были у Германии и её союзников на этот год?

Главные события года развивались на Восточном фронте, так как Германия и Австро-Венгрия перенесли активность именно сюда, намереваясь разбить Россию и добиться её выхода из войны. Против России было брошено более ½ сил австро-германского блока.

В мае- июне 1915 года австро-германские войска обрушились на 3-ю русскую армию по всей длине Восточного фронта, и германская армия прорвала фронт.

Русские войска не могли обеспечить постоянных обстрелов неприятеля, так как на это не хватало ни тяжёлых орудий, ни снарядов. Началось отступление, которое впоследствии получило название «Великое отступление». Сообщение учащегося.

Апрель 1915 г.- отступление русских войск из Галиции (Горлицкий прорыв).

Июль 1915 г.- отступление русских войск из Царства Польского.

С чем было связано отступление русских армий и оставление позиций? (техническая отсталость, плохая организация, неудовлетворительное командование, сложности со снабжением боеприпасами, отсутствие поддержки со стороны союзников).

В результате этих событий русская армия ушла практически со всех

Завоёванных в 1914 году территорий. Были потеряны Галиция, Литва, часть Латвии и Белоруссии, а война стала вестись на землях Российской империи. Но полностью разгромить Россию и вывести её из войны Германии не удалось.

1916 год. В начале 1916 года командование Германии постановило, что на Восточном фронте оно будет решать только оборонительные задачи, а основной, сокрушительный удар нанесёт по своим противникам на Западе. Третий год войны начался с Верденского сражения.

В 1916 году в России положение с обеспечением армии стало выправляться, и войска в достаточном количестве стали получать оружие, снаряды, патроны, снаряжение, обмундирование и обувь. Все эти обстоятельства позволили командованию перейти к активным действиям на фронтах.

В мае 1916 г. началось грандиозное наступление русских войск в Галиции, вошедшее в историю в неразрывной связи с именем командующего генерала А.А.Брусилова. Сообщение учащегося.


Тест

1.В годы Первой мировой войны А.И. Гучков возглавил

1)Государственную думу

2)Всероссийский союз городов

3)Центральный военно-промышленный комитет

4)Всероссийский земский союз

2.Какое из названых событий произошло позже других?

1)создание Прогрессивного блока

2)создание Антанты

3)Брусиловский прорыв

4)Сарыкамышская операция

3.Германия объявила России войну в ответ на

1) отказ Николая Второго выступить посредником в переговорах с Сербией

2)вступление русской армии на территорию Австро-Венгрии

3)объявление в России мобилизации

4)объявление в России военного положения

4. Что из перечисленного относится к итогам Первой мировой войны для России

1)потеря Польши

2)получение контрибуции от Германии

3)установление контроля над черноморскими проливами

4)установление протектората над Сербией.

5.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его подписания

«Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то соответствующими их правительствами, заявляют о нижеследующем:

Российское, английское и французское правительства взаимно обязуются не заключать сепаратного мира в течение настоящей войны.

Три правителя соглашаются в том, что, когда настанет время для обсуждения условий мира, ни один из союзников не будет ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников».

1)1905 3)1914

2)1907 4)1918

6)Наступлением русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 г. командовал

1)П. Ренненкампф 3)А.Брусилов

2)А.Самойлов 4)Н.Рузский

7.На начальном этапе Первой мировой войны русская армия основные силы сосредоточила на фронте против

1)Италии 3)Турции

2)Австро-Венгрии 4)Японии

8.Какое из названных событий произошло раньше других

1)капитуляция Германии 3)распада Антанты

2)капитуляции Австрии 4)заключения сепаратного мира с Германией



3

Постановка учебной задачи. Деятельность по решению поставлен-ной проблемы

Подвести обучающихся к постановке задач урока


Учитель организует работу с текстом исторического источника и материалам параграфа по группам. Приложение№3 (группа №1),

Приложение №4

(группа №2)

Текст параграфа учебника (группа№3)


Обучающиеся работают в группах.

Работают с текстом документов (используют инсерт).

Отвечают на вопросы.


Теперь нам необходимо выяснить, какое отношение к войне сложилось в русском обществе и как оно менялось год от года.

Для этого ознакомьтесь с документами 2, 3, 4 и сделайте самостоятельно вывод по поставленному вопросу.

1-й год войны - стабилизация внутриполитического положения. В стране преобладало патриотическое воодушевление, звучали призывы к гражданскому миру, согласию, значительно сократилось число волнений и забастовок.

2-год - настроения в обществе меняются в связи с военными неудачами, осложняется внутриполитическое положение, оживляется рабочее движение, появляется лозунг «патриотической тревоги».

3-год. Всё более заметным фактором российской жизни становится хозяйственная разруха (документ 4). Отношение к войне становится негативным. Становятся популярными лозунги большевиков о «революционном пораженчестве».

Таким образом, в ходе войны произошло ухудшение экономического положения всех слоёв населения. Нарастало озлобление, ненависть к власти. Уже было непонятно, за что воевали русские солдаты.

1917 год. Положение на фронте несколько стабилизировалось. Однако в русской армии резко усилились антивоенные настроения: солдаты устали от войны, цели которой они не понимали. Широкое распространение получило братание с противником, дезертирство, невыполнение приказов. Дело доходило даже до убийства солдатами офицеров.

Германия, зная об этих настроениях в русской армии, надеялась заставить Россию заключить сепаратный мир. Весной 1917 г. такое предложение поступило, но Временное правительство отвергло его, так как в планы не входило мирное разрешение дел. Восстановить боеспособность армии, по мнению правительства, можно было только одним путём: организацией победоносного наступления.

В июне 1917 г. началось наступление на Юго-Западном фронте, но перешедшие в контрнаступление австро-германские войска в ходе нескольких боёв быстро одержали верх над деморализованными русскими воинскими частями. Последней операцией Германии против России в 1917 г. стал захват Моонзундских островов в Рижском заливе.

Осенью 1917 г. власть в России захватили большевики. Первым документом новой власти стал Декрет о мире, призывающий все воюющие страны немедленно начать мирные переговоры. В ноябре этого же года советское правительство фактически прекратило огонь на всех фронтах. Но страны Антанты отвергали все предложения о перемирии и мирных переговорах. Германия его приняла.

В декабре 1917 г. в Брест-Литовске начались переговоры о заключении официального перемирия и соглашении о мире без аннексий и контрибуций. Узнав об условиях Германии, Россия решила их не принимать и затягивала переговоры. Германская сторона прекратила перемирие и начала военные действия. Практически не встречая сопротивления, германские армии перешли в наступление по всей линии фронта, в ходе которого заняли Псков, Киев и Нарву.

Положение на фронте ухудшалось с каждым часом, и Россия вынуждена была пойти на перемирие. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир, согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку.


Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко

«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.

В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.

Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»

Вопросы и задания к документу:

1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?

2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?

3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?

4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).


Приложение №4. Из речи П.Н.Милюкова, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.

«Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе…

Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге… и упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, -как вы назовёте это: глупостью или изменой?

…Когда со всё большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить . что организовать страну –

значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию – что это:- глупость или измена?...Мало того,…когда намеренно вызываются волнения и вспышки путём провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, что это делается, сознательно или бессознательно?

Когда в разгар войны «придворная партия» подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников, и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать всё, что я сказал раньше, то это…Нет, господа, воля ваша, уж слишком много глупости!

Задание к документу :

1.На основе документа выделите причины катастрофического падения престижа императорской власти (не менее трёх причин).



4

Рефлексия

Проанализиро -вать факторы, приведшие к изменению восприятия войны российским обществом.

Учитель даёт установку на формулирование вывода. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Ставит обобщающие вопросы.

Обучающиеся высказываются, выражая свою точку зрения.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Используя текст документа. материалы параграфа и знания по истории, назовите причины, которые привели к нарастанию взаимного отчуждения власти и народа. Назовите не менее четырёх причин.

В заключении необходимо сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в первой мировой войне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!