СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по искусству "Преобразующая сила искусства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный план откртого урока по искусству

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по искусству "Преобразующая сила искусства"»

Урок по теме «Преобразующая сила искусства»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

Продолжить знакомить учащихся с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Создать условия для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующего на человека и общество.

Образовательный аспект:

1) Учить размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

2) Научить создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

3) Помочь учащимся в постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

4) Учить учащихся устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Воспитательный аспект:

Воспитание художественного вкуса, культуры восприятия произведений изобразительного искусства, музыки, литературы, фотоискусства.

Развивающий аспект урока:

Формирование у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие действительности, образное и ассоциативное мышление, фантазию, эстетический вкус, художественные потребности, мотивировать

 установку на личностный поиск и открытие для себя ценностей прекрасного;

Развитие эмоций учащихся, включая в содержание урока яркие примеры, изобразительный, литературный и музыкальный ряд;

Развитие у учащихся умения понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства; проводить сравнения, обобщения, выделять ассоциативные связи, делать выводы и умозаключения;

Развитие способности адекватно воспринимать произведения художественной культуры, осознавать их эстетическую ценность, высказывать мнения о достоинствах произведения, уметь аргументировать свою позицию.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуальная

Методы обучения:

по источнику приобретенных знаний (словесный, наглядный, практический, интерактивный);

по уровню познавательной активности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Структура урока:

Актуализация темы урока.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Организация восприятия учебного материала.


Организация осмысления.

Анализ.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Средства и оборудование:

компьютер, компьютерная презентация, музыкальный центр;

аудиозаписи музыкальных произведений, литературный ряд: стихи,кадры из кинофильмов


-Актуализация темы урока.

Искусство – это то, что нас окружает в повседневной жизни, приходит к нам в дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде, в аудиозаписях. Можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах.

Искусство обладает огромной действенной силой, незаметной на первый взгляд. Читая книгу, смотря кинофильм или спектакль, посещая художественный музей или выставку, слушая классическую музыку или современную, человек как будто отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искусством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, он получает новый опыт: сопереживает положительным персонажам, негодует, когда видит несправедливость по отношению к слабым и беззащитны







В человеческой душе нет ни одной грани, ни одной струны, которые не были бы подвержены воздействию искусства. Но искусство не только дает знания. Оно ставит перед людьми проблемы, заставляет размышлять, осмысливать и оценивать жизнь. Поэтому огромно воздействие искусства на мысль человека.

-Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Искусство прямо или косвенно говорит нам о смысле бытия, является образным суждением о сути действительности. Оно идеологическое явление и потому всегда обогащает человека идейно.

А идейное воздействие порождает и нравственное значение. Идеи о должной, совершенной, достойной человека жизни. Влияет на духовный мир и поведение человека в жизни, на отношение его к другим людям, к коллективу, народу, обществу. Пробуждая в человеке эстетическое начало, искусство нравственно облагораживает людей, помогая развитию их человечности. Отсутствие душевных крыльев (нечуткий, неотзывчивый человек), неспособность к искренним порывам станут препятствием в творчестве, в движении к будущему.

Каждый человек выбирает и вбирает от искусства то, что ему нужно в данный момент жизни. Кто-то черпает вдохновение, кто-то силу для дальнейших подвигов в обыденной жизни. Искусство дает право выбора.

-Организация восприятия учебного материала.

Искусство – это творение людей, которые способны донести до масс определенные характеры, эпизоды жизни. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие и познавательные ценности, и эмоциональное восприятие. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются , воспроизводятся в памяти, уточняются существующие стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей.

«Искусство есть один из средств общения между людьми».

Г.В. Плеханов



Искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только поэтому определенное настоящее, и главное, будущее. Любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без нее он теряет свою национальную целостность.

Любой вид деятельности можно условно назвать искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме.


Художники всегда размышляли о предназначении искусства, свое­го творческого дара. «И чувства доб­рые я лирой пробуждал» - писал А. Пушкин.

«Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам на­шего существа. Не свои — наши мыс­ли заставляет поэт петь внутри нас. Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» — гово­рил А. Франс.

-Организация осмысления.

Настоящее искусство спокойно, нена­вязчиво, оно «не терпит суеты», «вос­питание искусством — это «тихая ра­бота» (Ф. Шиллер). Массовая культура, напротив, ог­лушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не ос­талось. И искусство, и массовая куль­тура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.

- Какие герои художественных произведений вам интересны?

- Над какой-либо важной жизненной про­блемой они побудили вас задуматься?


Прочитайте стихотворные строки английского поэта и драматурга XVI в. У. Шекспира.


Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя б на час один

В нем музыка свершить переворота.

  1. Подберите музыкальное произведение (классическое или современное), на примере которо­го вы смогли бы раскрыть смысл этого высказывания.

  2. Какие взгляды, вкусы, характер формирует общение человека с произведениями высокого искусства, а какие — с продуктами массовой культуры? Докажите на примерах свое мнение.

«Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанавливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожденное реальной жизнью, гармонизирует внутренний мир воспринимающего его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно, ненавязчиво, оно «не терпит суеты», «воспитание искусством – это «тихая работа».

Ф. Шиллер

Художественные образы служат эс­тетическими идеалами, которые про­являются в отношении к жизни, в характеристиках положительных и отрицательных персонажей и вопло­щаются в самых разных формах: в героической поэме и сатире, в трагедии и комедии. Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанав­ливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожден­ное реальной жизнью, гармонизиру­ет внутренний мир воспринимающе­го его читателя, слушателя, зрителя.

-Преобразующая сила искусства

Волшебная сила искусства!

Ее не увидишь глазами,

Ее лишь услышишь сердцами,

Лишь ей поддаются все чувства

Картина, звук песни и слово.

1.Очевидцы рассказывали, как во время концерта знаменитого танцовщика и хореографа Махмуда Эсенбаева, на котором были представлены постановки танцев всего мира, немой юноша в избытке чувств, крикнул: «Браво!». Подобных случаев о чудесной силе искусства известно достаточно.

-Выступление Махмуда Эсенбаева(Видео)

2.В Древнем мире повсеместно использовалось лечебное воздействие искусства на организм человека. То, что сегодня называют арт – терапией, использовали в Китае, Индии, Древней Греции, где существовали свои методики, лечебные центры. В эпических песнях Гомера есть упоминание о том, как с помощью определенных мелодий останавливали сильное кровотечение.

-Арт- терапия

3.Вслед за Пифагором Аристотель продолжил мысль о том, что, «слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом». На этих открытиях была основана система воспитания в школах Эллады.

Древнегреческая школа

4.С древнейших времен служители религиозных культов хорошо представляли себе, как влияет на человека храмовое искусство. Специально подобранные тексты, изображения, музыка усиливали воздействие молитвы.

А)

Для одних людей такое искусство было поддержкой, успокоением, других возвышало, вносило гармонию, очищало от земных страстей.

Б)

Духовная музыка зарубежных и русских композиторов построена на вековых традициях, она содержит глубокую символику, ее влияние очень многогранно.

-Орган в католическом храме(Прослушивание органной музыки)


5.Такими же свойствами обладают иконы, великие произведения мирового изобразительного искусства. Рассказывают, как русский поэт Василий Жуковский, проведя час рядом с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час это время принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.

-«Сикстинская мадонна»(просмотр картины)

6.Подобный случай описан Глебом Успенским в известном рассказе «Выпрямила». Простой провинциальный учитель Тяпушкин, случайно увидевший в Лувре статую «Венеры Милосской» меняется, неожиданно для себя. «С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения».

-«Венера Милосская»(просмотр картины)

7.Современник Успенского, писатель Короленко в повести «Слепой музыкант» рассказал историю мальчика, для которого музыка становится единственным способом найти себя в жизни. Звуки дудочки, услышанной им на конюшне, зародили в нем ту искорку, из которой развился настоящий музыкант.

-«Слепой музыкант» (Просмотр кадров из кинофильма)

8.Мировая литература знает немало примеров непосредственного воздействия на читателей тех или иных произведений. После появления комедии Фонвизина «Недоросль» резко увеличилось количество помещичьих сынов, желающих учится в университетах – молодые люди не хотели быть похожими на Митрофанушку.

-«Недоросль» - иллюстрация

9.О влиянии хорошей книги писатель Николай Носов вспоминал о том, как в детстве ему пришлось попасть в компанию беспризорников. Грязные, оборванные мальчишки увидели в его сумке книгу и попросили почитать. Слушали, затаив дыхание историю « Дяди Тома», которая была чем – то похожа на их жизнь.

(кадры из фильма «Сволочи»)

10.Европейцы в начале XX века, еще не видевшие бомбардировок Дрездена американской авиацией, где могла безвозвратно погибнуть бессмертная картина Рафаэля, предложили для спасения Парижа в годы Первой мировой войны выставить из Лувра шедевры Леонардо да Винчи. Они надеялись, что вражеская артиллерия не станет стрелять в -«Джоконду» и «Мадонну с младенцем и святой Анной» великого Леонардо да Винчи(просмотр картины).

-«Святая Анна» Леонардо да Винчи

...Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

11.Влияние искусства возрастает в дни больших испытаний, войны, когда людям очень нужна его поддержка

.А).

- В блокадном Ленинграде голос и стихи поэтессы Ольги Берггольц были подтверждением того, что жизнь продолжается и стоит за нее бороться.

-Ольга Берггольц на ленинградском радио –(_СТИХИ)

Б)

Умирающие от дистрофии художники продолжали писать, еле удерживая кисть Маленькие балерины в Вагановском училище с распухшими суставами занимались у станка

.В)

О симфонии Шостаковича, написанной в блокадном городе, американцы тогда же сказали, что если русские пишут во время такую музыку, стоит второй фронт открыть на их стороне. И, возможно, это сберегло чьи – то жизни.

-Д. Шостакович в дни блокады – фото,симфония № 7 Д.Шостаковича

12.Когда фронтовые газеты начали печатать поэму «Василий Теркин» Твардовского, бойцы меняли свой паек и папиросы на возможность прочесть свежий номер. А скольким раненым помогла повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», посвященную подвигу Алексея Маресьева, вернувшегося в строй на протезах. Фильм по этой книге стал одним из самых любимых в нашей стране.

-«Повесть о настоящем человеке» - кадр из фильма

Вообще, влияние кино трудно переоценить. Плакать, смеяться во время киносеанса приходилось многим. Иногда кинолента оставляет очень глубокий след в жизни людей.

Одна белорусская актриса, посмотрев «Дочь», сказала: «После этого фильма хочется пойти и делать добрые дела».

-Известный режиссёр после просмотра фильма «Слушая тишину» пошёл и перевёл крупную сумму в фонд детского дома.

«Остров» - кадр с П. Мамоновым

-Актрисе Вере Алентовой, сыгравшей главную роль в фильме «Москва слезам не верит» пришло письмо от разочаровавшейся в жизни незнакомки: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, и солнце светит. Я как будто выздоровела, за что огромное вам спасибо».

-«Москва слезам не верит» - кадр из фильма

У каждого из нас могут быть свои истории, свои незабываемые случаи. Кого – то романы Достоевского заставят вспомнить о душе и совести. «Совестливость — вот чувство, которое обязана будоражить литература». Другим песни Высоцкого помогут сохранить в себе порядочность, умение дружить. Третьим в трагическую минуту жизни поддержку окажет «Реквием» Моцарта или Шестая симфония Чайковского, которую хирург Юдин слушал перед каждой серьезной операцией

-. «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу», - говорил сам Петр Ильич Чайковский.

-М. Нестеров «Портрет хирурга

С. Юдина»(Звучит Шестая симфония Чайковского)

-ИТОГ!В чём же великая преобразующая сила искусства? Иван Алексеевич Бунин считал: «Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».

-Иван Алексеевич Бунин - портрет

Волшебная сила искусства:

И все вдруг вокруг стало ново.

И ты захотел улыбнуться,

И сделать счастливей другого.




  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание:

Художественно-творческие задания

  1. Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п.

  2. Составьте программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен, включенных в программу концерта?


Источники:

  1. http://ua.coolreferat.com (предназначение искусства);

  2. http://photoakademy.kiev.ua (воздействие искусства на человека);

  3. http://www.engineer.bmstu.ru (что такое искусство?);

  4. http://www.referat.ru;

  5. http://otvet.mail.ru.


5










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!