Урок в 9 классе.
Тема: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по
окружности с постоянной по модулю скоростью.
Цели урока: 1. Дать школьникам представление о криволинейном
движении, периоде, частоте; представление о направлении и
значении скорости и ускорения при движении по
окружности.
2. Продолжить формирование умения применять
теоретические знания для решения практических задач;
способствовать развитию умения сравнивать,
анализировать.
3. Прививать ученикам интерес к науке, к предмету физики.
Оборудование: Для учителя – слайды «Криволинейное и прямолинейное
движение», «Движение по окружности», штатив с шариком
на нити, штатив с закрепленным желобом, магнит,
кроссворд.
Для учащихся – штатив с закрепленным на нити шариком,
часы с секундной стрелкой, листы с тестовыми заданиями,
карточки.
Оформление доски: на доске записана тема урока, зарисована сетка кроссворда, записаны задачи для самостоятельного решения, учеником приготовлен рисунок для ответа, записано домашнее задание.
План урока.
I. Организационный момент | 1 |
II. Актуализация полученных знаний. | 5 |
III. Объяснение нового материала. | 18 |
IV. Закрепление материала. | 6 |
V. Контроль знаний. | 6 |
VI. Домашнее задание. | 1 |
VII. Подведение итогов урока. | 3 |
Ход урока
1 .Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке физики.
Великий французский физик Паскаль говорил: «… наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен».
Сегодня на уроке мы попытаемся чуть-чуть продвинуться в нашем познании окружающего мира.
Давайте вспомним, что мы уже изучили в 9 классе.
УЧЕНИК: Мы изучали прямолинейное равномерное и прямолинейное равноускоренное движение.
УЧИТЕЛЬ: А только ли прямолинейное движение встречается в окружающем нас мире?
УЧЕНИК: Нет. Прямолинейное движение встречается редко. Чаще тела движутся не по прямой, а по кривой линии.
УЧИТЕЛЬ: Значит, какая перед нами стоит задача, что мы сегодня должны сделать на уроке?
УЧЕНИК: Мы изучим криволинейное движение.
УЧИТЕЛЬ: А что значит «изучить движение»?
УЧЕНИК: Изучить движение – это значит ввести какие-то его характеристики.
УЧИТЕЛЬ: Правильно! То есть сегодня на уроке мы с вами рассмотрим особенности криволинейного движения, введем новые характеристики движения и, как пример криволинейного движения, рассмотрим движение по окружности.
2. . Актуализация полученных знаний.
УЧИТЕЛЬ: Но прежде, чем перейти к новой теме, вспомним, что мы знаем о движении, об основных физических величинах, понятиях. Проведем физическую разминку и разгадаем кроссворд (Сетка кроссворда нарисована на листе ватмана. Ученик вписывает в сетку кроссворда правильный ответ, учащимся задаются дополнительные вопросы. Вид работы – общеклассная, индивидуальная).
| | | | | | | | | | | | | | 1. Физическая векторная величина, |
| 1 2 | | | | | | | | | | | | | измеряемая в метрах. |
| | | | | | | | | | | | | (перемещение) |
| 3 4 | | | | | | | | | | | | | 1а. Что называется перемещением? |
| | | | | | | | | | | | | 1б. Какие единицы перемещения |
| 5 6 | | | | | | | | | | | | | Вы знаете? |
| | | | | | | | | | | | | 2. Единица измерения угла. |
7 | | | | | | | | | | | | | | (радиус) |
| 8 | | | | | | | | | | | | | 2а. Каким прибором измеряют углы? |
| | | | | | | | | | | | | | |
3. Физическая величина, единицами измерения которой служат век, год.
(время)
3а. Назовите единицу времени в СИ.
3б. С помощью каких приборов измеряют время?
4. Физическая величина, показывающая быстроту измерения скорости.
(ускорение)
4а. Что называется ускорением?
4б. В каких единицах измеряется ускорение?
5. Длина траектории.
(путь)
5а. Представьте, что вы пробежали по стадиону один круг. Что больше – путь или перемещение?
5б. В каком случае путь равен перемещению?
6. Физическая векторная величина, характеризующая быстроту движения.
(скорость)
6а. Какие единицы скорости вы знаете?
6б. Какой прибор измеряет скорость?
7. Одна из основных единиц измерения в физике.
(метр)
7а. назовите основные единицы СИ.
7б. Какие физические величины им соответствуют?
8. Изменение положения тела в пространстве с течением времени.
(движение)
8а. Назовите виды движения в зависимости от ускорения.
8б. Какое движение называется равномерным? Равноускоренным?
Пока класс работает с кроссвордом, 5 учащихся (сильных) выполняют задание на месте по карточкам.
3. Объяснение нового материала.
УЧИТЕЛЬ: Мы разгадали кроссворд. По вертикали в нем выделено слово, которое будет ключевым в изучении новой темы «Криволинейное движение». Что это за слово?
УЧЕНИК: Траектория.
УЧИТЕЛЬ: Вспомним, что такое траектория?
УЧЕНИК: Траектория – это линия, вдоль которой движется тело.
УЧИТЕЛЬ: Различаются ли движения по виду траектории? Рассмотрим примеры движения.
Демонстрация: 1) падения пластилинового шарика вертикально вниз; 2) скатывания шарика по желобу; 3) вращения шарика на нити; 4) скатывания шарика по желобу рядом с магнитом.
УЧИТЕЛЬ: Как можно классифицировать наблюдаемые движения?
УЧЕНИК: падение и скатывание шарика – это прямолинейное движение, а вращение и скатывание рядом с магнитом – это криволинейное движение.
УЧИТЕЛЬ: Вспомните определение прямолинейного движения и по аналогии попытайтесь дать определение движения криволинейного. Запишите его в тетрадь (Записывают самостоятельно, потом зачитывают).
УЧЕНИК: Криволинейное движение – это движение, траектория которого кривая линия.
УЧИТЕЛЬ: Приведите примеры прямолинейного и криволинейного движения.
УЧАЩИЕСЯ: (предполагаемые ответы) прямолинейное: падение карандаша с парты, движение трамвая без поворота; криволинейное: движение планет, поворот автомобиля
УЧИТЕЛЬ: А теперь введем характеристики криволинейного движения, подумав какими величинами его описать. Рассмотрите две траектории криволинейного движения. Подумайте, как описать первый вид движения?
УЧЕНИК: В первом случае траекторию можно разбить на прямолинейные участки, как описывать прямолинейное движение мы знаем.
УЧИТЕЛЬ: Правильно! А во втором случае какие будут предложения? Как описать второй вид движения?
УЧЕНИК: Траекторию можно разбить на дуги окружностей.
УЧИТЕЛЬ: В тетради при помощи циркулей сделайте это (учащиеся самостоятельно выполняют построение). То есть криволинейное движение можно представить как движение по окружности. Рассмотрим движение тела по окружности. Это самый простой и самый распространенный вид криволинейного движения.
Демонстрация слайда движения по окружности.
УЧИТЕЛЬ: Приведите еще примеры движения тел по окружности.
УЧЕНИК: Движение планет, стрелки часов.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Чтобы охарактеризовать движение, нужно ввести какие-то величины. Подумайте в чем особенность движения по окружности?
УЧЕНИК: Это движение повторяется.
УЧИТЕЛЬ : Запишем характеристики движения по окружности.
Первая характеристика:
Период Т- время одного полного оборота.
УЧИТЕЛЬ: В чем измеряется?
УЧЕНИК: Так как это время, то измеряется в секундах.
УЧИТЕЛЬ: Если за время t тело совершает N оборотов, как найти период?
УЧЕНИК: Нужно общее время разделить на число оборотов.
УЧИТЕЛЬ: Правильно! Запишем формулу:
T =
УЧИТЕЛЬ: А теперь заслушаем сообщение о периоде (сообщение приготовлено учеником заранее).
Сообщение 1. Период – это величина, которая достаточно часто встречается в природе, науке и технике. Так, мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси и средний период этого вращения равен 24 ч; полный оборот Земли вокруг Солнца происходит примерно за 365,26 сут.; рабочие колеса гидротурбин делают один полный оборот за 1 с, а винт среднего или легкого вертолета имеет период вращения от 0, 15 до 0,3с; период же кровообращения у человека равен примерно 21- 22 с.
УЧИТЕЛЬ: приведите еще примеры периодов вращения известных вам тел (запишите в тетради 1-2 примера самостоятельно).
Итак, период вращения Земли и Луны, чему они равны?
УЧЕНИК: Период вращения
Земли 365 с, а Луны 30 с.
УЧИТЕЛЬ: Кто быстрее вращается?
УЧЕНИК: Быстрее вращается Луна.
УЧИТЕЛЬ: Значит какая вторая характеристика движения?
УЧЕНИК: Быстрота вращения.
УЧИТЕЛЬ: Правильно! Или частота. Частота () – число оборотов за единицу времени.
Единица измерения: = с-1.
Если за время t тело совершает N оборотов, то частота вращения = .
Посмотрите внимательно на формулы для периода и частоты, которые мы записали, какой вывод можно сделать о соотношении величин периода и частоты?
УЧЕНИК: Период и частота – взаимно обратные величины, период обратно пропорционален частоте, а частота обратно пропорциональна периоду.
УЧИТЕЛЬ: Запишите самостоятельно эту зависимость себе в тетрадь.
Что за величина частота, чем она интересна? Заслушаем сообщение (заранее приготовлено учеником).
Сообщение 2. Для измерения частоты существуют специальные приборы – так называемые круги для измерения частоты, действие которых основано на оптической иллюзии. На каждом таком круге нанесены черные полоски и указано значение частоты. При вращении черные полоски образуют круг определенной толщины при соответствующей ему частоте. Для измерения частоты используются и тахометры. Вот некоторые сведения о частоте вращения технических устройств: коленчатые валы двигателей тракторов имеют частоту вращения от 60 до 100 1/с, ротор газовый турбины вращается с частотой от 200 до 300 1/с ; пуля, вылетающая из автомата Калашникова, вращается с частотой 3000 1/с.
УЧИТЕЛЬ: Чем мы еще характеризуем любое движение?
УЧЕНИК: Любое движение характеризуется скоростью.
УЧИТЕЛЬ: Подумаем, как направлена скорость при движении по окружности? Вспомним: буксует автомобиль, куда вылетает грязь из-под колес? Представили?
А теперь откройте учебник стр. 69 рисунок 38 ( самостоятельная работа с учебником). Какой можно сделать вывод из этих примеров?
УЧЕНИК: Скорость при движении по окружности направлена по касательной.
УЧЕТЕЛЬ: Запишите это в тетради и зарисуйте направление скорости при движении по окружности
Теперь посмотрите на рисунок. Что можно сказать о направлении скорости? Изменяется ли оно?
УЧЕНИК: Да направление скорости изменяется.
УЧИТЕЛЬ: Можно ли сказать, что скорость изменяется ?
УЧЕНИК: Да. Скорость изменяется.
УЧИТЕЛЬ: А почему мы это утверждаем? Вспомните какая величина скорость? Векторная или скалярная?
УЧЕНИК: Скорость- величина векторная, т. е. для нее важно как значение, так и направление. И если изменяется направление, значит изменяется сама скорость.
УЧИТЕЛЬ: А значит движение по окружности - это какое движение: равномерное или равноускоренное?
УЧЕНИК: Это движение с ускорением.
УЧИТЕЛЬ: Этот вывод запишите себе в тетради (самостоятельно).
Значит, какая четвертая характеристика криволинейного движения?
УЧЕНИК: Это ускорение.
УЧИТЕЛЬ: Выясним, чему равно и куда направлено ускорение при движении по окружности.
(Далее новую тему объясняет ученик. Задание ему было дано заранее).
Определим, как направлено ускорение тела, если оно движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Для этого обратимся к рисунку. На нем изображено тело (материальная точка), движущееся по окружности радиуса r. За очень малый промежуток времени t это тело переходит из точки А в точку В, которая расположена очень близко к точке А. В этом случае разницей в длине дуги АВ и хорды можно пренебречь и считать, что тело движется по хорде. Но направления скоростей v0 и v, которые имело тело соответственно в точках А и В, все-таки различны. Ускорение движения тела определяется по формуле:
.
Вектор ускорения сонаправлен с вектором, равным геометрической разности скоростей (v – v0). Чтобы найти этот вектор, перенесем вектор параллельно самому себе в точку А и соединим концы векторов скоростей отрезком прямой, направленным от к . Это и будет вектор (v – v0). Мы видим, что он направлен внутрь окружности.
При стремлении к нулю промежутка времени t отрезок АВ стягивается в точку. Вектор ускорения при этом направлен к центру окружности. Поэтому ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, называется центростремительным. Центростремительное ускорение в любой точке направлено по радиусу окружности к ее центру.
УЧИТЕЛЬ: Запишите себе в тетрадь куда направлено ускорение при движении по окружности. Хорошо.
Рассматривая подобие треугольников, получим
Вывод этой формулы нам подготовят к следующему уроку следующие ученики . . . (задание дается учащимся с высоким уровнем знаний).
4. Закрепление.
УЧИТЕЛЬ: Итак, что же мы сегодня узнали о криволинейном движении? Вспомните, просмотрите свои записи.
А теперь проверим хорошо ли вы усвоили сегодняшнюю тему. Вам необходимо решить экспериментальную задачу. Работаем в группах по 4 человека (на столах у учащихся штатив с шариком на нити).
ЗАДАНИЕ 1: Определите период обращения шарика.
ЗАДАНИЕ 2 (для учащихся с высоким уровнем знаний). Исследуйте от чего зависит период вращения?
Затем обсуждаем результаты, выясняем, что период вращения зависит от скорости вращения и радиуса.
УЧИТЕЛЬ: А теперь чуть-чуть отвлечемся и совместим физику и лирику.
( На экране - 2 задачи. Решают самостоятельно, затем взаимопроверка).
1 – вариант.
Задача 1. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом . . .
Как называется такое движение кота? Определите частоту его движения, если за 1 мин он делает 6 «кругов» (оборотов). Чему равен период?
ОТВЕТЫ: = 0,1 с-1, Т = 10 с.
2 – вариант.
Задача 2. А.М. Горький «Макар Чудра»
А они оба (Лойко Зобар и Рада. – А.С.) кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой.
Определите период обращения героя, если его частота обращения равна 2 с-1.
ОТВЕТ: Т = 0,5 с.
(краткое обсуждение задач).
УЧИТЕЛЬ: Настало время проверить, как вы усвоили новый материал. Итак, перед вами на столе тесты. Тесты разноуровневые: начальный, средний, достаточный уровни. На листочках пишите свою фамилию и начинайте работать. На выполнение теста 5 минут.
После выполнения теста открываются правильные ответы. Ребята оценивают себя (самоконтроль).
Критерии оценки:
Достаточный уровень: «5» - 5
«4» - 4
«3» - 3
Средний уровень: «4» - 4-5
«3» - 3
Начальный уровень: «3» - 4-5
(Учащиеся сдают листочки с оценками ).
5. Домашнее задание.
Записывают в дневник: § 18, 19 (ответ по обобщенному плану)
«5» - Упр 17(3) устно, упр 18(4) письменно.
«4» - Упр 17(2) устно, упр 18(1) письменно.
6. Подведение итогов урока.
УЧИТЕЛЬ: Итак, что же мы сегодня изучили, что узнали нового?
(Далее следуют ответы учеников).
Ввели понятие криволинейного движения.
Ввели его характеристики: период, частоту, скорость, ускорение.
Вспоминаем, что такое период, частота; куда направлена скорость при движении по окружности; куда направлено и чему равно ускорение.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Ну а кого же можно поощрить оценкой?
Учащиеся оценивают работу одноклассников (взаимооценка).
Оценивается :
Работа с кроссвордом(отдельные ученики).
Ответы учащихся с мест во время объяснения.
Ответы учащихся, подготовивших сообщение.
Ответ ученика, объяснявшего новую тему.
Кроме того, все ученики получили оценки за выполнение теста и 5 учеников получат оценки за работу по карточкам.
УЧИТЕЛЬ: Спасибо за урок. До свидания.
ЗАДАЧИ НА КАРТОЧКАХ
Охарактеризуйте движение тела, график проекции скорости которого изображен на рисунке.
Уравнение движения тела s = 2t + t2. Опишите это движение (укажите значения характеризующих его величин), постройте график sx (t).
Зависимость от времени координаты точки, движущейся вдоль оси х, имеет вид: х = 2 - 10t + 3t2. Опишите характер движения. Каковы начальная скорость и ускорение? Запишите уравнение для проекции скорости.
Со станции вышел товарный поезд, идущий со скоростью 36 км/ч. Через 0,5 ч в том же направлении отправился скорый поезд, скорость которого 72 км/ч. Через какое время после выхода товарного поезда его нагонит скорый поезд?
Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с2. Какова скорость лыжника в начале и конце уклона?
Ответы к тестам
Начальный уровень
В-1. В-2.
Б 1. Б
А 2. Б
Б 3. А
А 4. А
А 5. А
Средний уровень
В-1. В-2.
Б 1. Б
Б 2. Б
Б 3. А
А 4. А
А 5. Б
Достаточный уровень
В-1. В-2.
А 1. А
А 2. А
Б 3. Б
Б 4. Б
А 5. А
11