СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даёт представление учащимся об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. римского-Корсакова "Садко".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".»

5 класс

2 четверть

Урок№4

Тема урока: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Цель урока: создать условие для формирования представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Задачи урока:

- ознакомление с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы на примере оперы Н.А. Римского - Корсакова "Садко";

- развитие самостоятельного творческого мышления;

формирование художественно – эстетического вкуса;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;


Планируемые результаты:

Личностные: эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Регулятивные УУД: умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные УУД: умение выражать свое отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально и в группе.

Предметные: владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.


Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование: компьютер, телевизор, синтезатор.

Музыкальный материал:

  1. Звуки настраивающегося оркестра;

  2. Фрагменты из оперы «Садко».










Ход урока.

Организационный момент:

Дети входят в класс под звуки настраивающегося оркестра, рассаживаются по местам в соответствии с номерами билетов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Здравствуйте ребята!

Ребята, каждый из вас получил билет, на котором написано слово ложе. Что означает это слово?

Действительно – это место в театре.

Посмотрите на экран, как выглядит это место в театре.

Прислушайтесь! Что вы слышите?

Звук настраивающегося оркестра. Как называется театр, в котором звучит музыка в исполнении оркестра.

Здравствуйте!

Место в театре






Разглядывают иллюстрацию.


Звук оркестра



Музыкальный театр














На экране Большой театр

Целеполагание

Сегодня мы отправляемся в путешествие в музыкальный театр.В этом году мы путешествовали с вами в театр?

Сформулируйте тему нашего урока?


Какие спектакли показывают в музыкальном театре.

Какой спектакль мы будем слушать, и смотреть определите сами, рассмотрев данную иллюстрацию.

Итак, тема сформулирована. У вас у всех на столах лежит путеводный лист. Для того. Что бы путешествие было удачным, для любого путешественника просто необходима цель путешествия и план. Поставить цель нашего урока вам поможет таблица, возьмите в руки путеводный лист, запишите обязательно свои фамилии и определите старшего вашей команды. А затем заполните, что вы знаете об опере. Что хотите узнать? На это задание вам две минуты.

Первое





Первое путешествие в музыкальный театр. (записывают в тетрадь).

Опера. Балет.



Опера. (дописывают в тетрадь.)















Мы знаем, что оперу исполняют оперные певцы, для постановки оперы нужны декорации. Костюмы. Звучит симфонический оркестр. Узнать, как композиторы раскрывают содержание оперы, какими музыкальными красками раскрашивают героев оперы.

Слушать, смотреть, анализировать, исполнять.




















Актуализация нового знания

Разгадайте кроссворд на листе и назовите спектакль, который мы с вами сегодня будем слушать.












Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу, о которой сегодня будет идти речь, написал известный русский композитор 19-20 века Н. А. Римский-Корсаков.

Ребята без чего нельзя написать оперу?

Что такое либретто. Прочитайте в учебнике на стр.

В основу оперы лешла былина о Садко-путешественнике и мореправатели. Откройте маленькие книжечки и прочитаем краткий сюжет оперы.









С какими картинами мы свами сегодня познакомимся.







































































Помогла ли вам музыка ярче представить страны, о которых пели гости?

Какую роль в спектакле играют костюмы и декорации?

В опере соединены разные виды искусства. Какие?

Театр – это пространственно-временное искусство.

Какова связь музыки и литературы в жанре ОПЕРА?Какая тема нашего урока? Какую цель мы ставили себе перед уроком?  Как вы думаете, вы приблизились к этой цели?

А чему еще вы учились на уроке? – запишите в третьей колоночке.







Кроссворд




1

 

 

 

 

 



2

 

 

 

 

 

 

 



3

 

 

 

 

 

 

 





4

 

 

 

 

 

 

 


5

 

 

 

 

 





1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.

2.Высокий женский голос.

3.Главная мысль музыкального произведения.

4.Большой коллектив музыкантов.

5.Высокий мужской голос.








Без либретто



Записывают понятие либретто в тетрадь.


II. Картина «Берег Ильмень-озера: на берегу бел-горюч камень. Светлая летняя ночь. Садко сидит на камне. В руках у него гусли»

Грустно на душе у Садко: «людям стали уж не надобны мои Гуселки яровчаты». Он поет о своих мечтах. Видит Садко, как стая лебедей плывет к берегу. Приплыли они и превратились в девиц красных, а среди них царевна морская Волхова, дочь царя морского.  Плененная пением Садко, царевна морская пообещала ему на прощание три рыбки золото-перо, что живут в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.

                                                                                                     

IV картина. Дальше действие происходит на пристани. Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень - озера рыбу золото перо и выходит победителем из спора. Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский, индийский и веденецкий — каждый по очереди поют о своей стране». В мнении народа Веденец (Венеция) побеждает. Снарядив корабли, Садко отправляется в далёкое плавание.

План слушания и анализ.

  1. Первая песня Садко «Заиграйте мои гусельки».

Мелодия

Темп

Динамика

Интонация

Лад

Антракт «Игра, театральные маски».

Песня Варяжского, Веденецкого, Индийского гостя.

  1. Север

  2. Восток

  3. Юг

Почему вы так решили запишите интонацию, мелодию, тембр.

Какой голос исполняет песню? (бас – низкий, баритон – средний, тенор –высокий).

Слушают первый раз только вступление, работают самостоятельно.

2 раз - смотрят видео)

- Вслушайтесь в музыку и скажите, ребята, откуда приехал первый гость? - Он с севера.

- Почему? Какая музыка по характеру? - Музыка холодная, мрачная, суровая, маршевый ритм, низкие регистры, медленный темп.

- Какая картина природы этой страны изображена? это море. Холодное, мрачное, темное, взволнованное. Поднимаются волны.

- А как выглядит сам гость? Какое выражение лица у него? Как он одет? Кто он? Может ли об этом рассказать только короткое вступление? (звучит вступление) - Может. Он суровый, строгий, немного злой. Походка спокойная, твердая. Одет тепло. Он в кольчуге и в железных латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин. В музыке слышны интонации грозного морского прибоя. Оркестр звучит мрачно.

- Он называет свой народ «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного моря (Скандинавия). У них много врагов, они умеют защитить себя.

- Какой голос исполняет песню? -- Бас.

Исполнить песню Варяжского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально). Что сказал новгородский люд, услышав песню Варяжского гостя? – ОЙ! Не на радость к варягам плыть, ой, и живут там все разбойнички» (ищут в учебнике).

  1. Слушаем песню индийского гостя.

А вы мне скажите, что же есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?

— Это Индия. Гость из Индии. Он поет о птице счастья. Слышим восточные интонации,

- Какое море нарисовал композитор? – Красивое, тихое, спокойное.

- Так в чем же для Индийского гостя состоит это счастье? --В покое, сне, тишине.

- Какой голос исполняет «Песню индийского гостя»? --Тенор. Высокий голос.

---Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть- чуть покачивается. Музыка мягкая, нежная. Звучат духовые деревянные и струнные инструменты.

Что сказал народ после песни Индийского гостя? – «ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой».

Исполнить песню Индийского гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).

Песня Веденецкого гостя.

-Теперь выходит второй гость. Откуда он? --Этот гость из южной страны, возможно, из Италии.

--Почему вы так решили? - Музыка мягкая, теплая, нежная, напевная, покачивающаяся. Звучат струнные. Проигрыш и 2 часть – танцевальные, итальянские напевы

- Куда приглашает он садко? - Этот гость приглашает в свой родной город.

Как он называет его? Что главное для него в любимом городе? - Веденец!

Так на Руси во времена Садко называли город Венецию.

- А что Вы знаете об этом городе? — Это город, где вместо улиц - каналы, красивые дворцы. Он стоит на воде. Там очень красиво.

Какой голос исполняет песню? - Голос льется свободно. Это баритон.

--Как Вы

думаете, а в чем счастье для Веденецкого гостя? – в наслаждении и восхищении красотой родного города и природы.

Что говорит народ о славном городе? (учебник) –«А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми».

Исполнить песню Веденецкого гостя в характере. Уч. с.56. (Хором, индивидуально).

В какую страну поплыл Садко? – в Веденец. А вы бы куда отправились?

13. Самооценка. А сейчас я прошу вас оценить свою работу.

Поставьте на листочке себе оценку за выполненную работу.

Если Вы легко справились 5

Если задания вызвали затруднения, 4

Если вы не смогли справиться с заданиями – 3

– Мы видим море, корабль, хоромы. Представляем, как одевались люди в то время. Спектакль становится красочным и ярким.

- музыка, литература, ИЗО и сценическое действие. И поэтому оперу относят к синтетическим жанрам искусства.

– чтобы написать оперу нужно Либретто. Песни не могут быть без слов. В основе оперы лежит былина.

Опера-былина «Садко» - эпическая. И также как и в былине, действие в ней развивается неспешно.

Свои путеводные листы сдают и получают оценку.

Д.З.нарисовать костюм одного из заморских гостей по выбору.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!