СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ОПК по теме "Золотое правило нравственности", 4 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для проведения урока Основ православной культуры в 4 классе по теме "Золотое правило нравственности". Во время урока используются следующие формы работы: тестовая проверка знаний, игры, тренинговые упражнения, работа в парах, беседа, творческая работа и другие активные формы и методы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОПК по теме "Золотое правило нравственности", 4 класс»

Урок по теме «Золотое правило нравственности»

4 класс. ОПК

Цель урока: Дать понятие о «золотом правиле нравственности» как необходимом условии в выстраивании межличностных отношений; активизировать познавательную деятельность обучающихся через их включение в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представления о морали. Содействовать формированию у обучающихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Задачи урока:

Личностные:

- развивать этические чувства как результат морального поведения;

- знакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;

- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные:

- формировать умения высказывать суждения, самостоятельно находить и обрабатывать информацию.

Предметные:

- ознакомить с «золотым правилом нравственности», пониманием его значения для общества;

- ознакомить с моральными нормами и этическими ценностями;

- формировать первоначальные представления о христианской этике.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование урока: мультимедийная презентация, предметные картинки, карточки с заданиями, сигнальные карточки, макет дерева с яблоками.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, игры, тренинговые упражнения.


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели.

Девиз урока:

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

  1. Введение в тему урока через актуализацию знаний

Тестовая работа на повторение

1.Что такое нравственность:

А.способ поведения;

Б.общепринятые традиции;

В.наука об отношениях между людьми.

2. Нравственный поступок – это:

А.зависть;

Б.месть;

В.забота.

3.Безнравственный поступок – это:

А.дружба;

Б. эгоизм;

В. сострадание.

Актуализация опорных знаний «Дерево нравственности» (на доске макет дерева с плодами).

Учитель. Ребята, это дерево нравственности, а плоды – это правила поведения людей. О таких правилах мы с вами уже говорили. Давайте их вспомним. Я предлагаю вам сорвать плод, называя правила нравственности. (Дети называют правила, учитель срывает плод и отдает ученикам).

Например:

- Никогда не обижай человека.

- Делайте добрые дела.

- Любите и прощайте людей.

- Лучше отдайте свое, чем чужое.

- Будьте милосердны к людям.

- Будьте отзывчивы.

- Помогайте тому, кто в этом нуждается.

- Будьте честными.

- Будьте терпимыми к чужим недостаткам.

- Уважай мнение других.

- Не смейтесь над недостатками других людей.

- Умей поддержать человека в трудную минуту.

Учитель. Мы вспомнили с вами много правил нравственного поведения людей. У нас с вами остался один плод. Посмотрите на него, чем он отличается от тех плодов, которые мы сорвали. Он больше, по цвету – золотой.

Как будет звучать тема урока? Золотое правило нравственности.

Сегодня мы познакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило названо золотым?

  1. Целеполагание. Дети называют цели урока.

Учитель. Что вы хотели бы узнать по теме урока?

- Как звучит «золотое правило нравственности»?

- Почему это правило называют «золотым»?

- Как надо применять его в жизни?

4. Изучение нового материала.

Первичное осмысление темы урока

Учитель. Ребята, а кто из вас знает, когда и где появилось «золотое правило нравственности». (Дети, которые подготовили сообщения, выходят к доске и пересказывают содержание информации.)

1 ученик. Золотое правило нравственности возникло не в один день, о нем говорили многие. Мудрецы, которые жили в разные времена, в разных странах, искали его на протяжении многих веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил один человек, которого звали Будда – «просветлённый». Будда был принцем, он оставил свое царство и очень много путешествовал. Узнавая мир, он увидел, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Его правило звучало так - «не делай другим того, что сам считаешь злом».

2 ученик. Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций. Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «что старики должны жить в покое, все друзья должны быть верными, а молодежь должна любить старших». По его словам «только добро ведет к счастью».

3 ученик. В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

4 ученик. Правило нравственности люди знали с древних времен, но оно многими древними народами забылось. С приходом в мир Иисуса Христа, это правило вернулось в мировую культуру. Началось это более 2000 лет тому назад. Иисус Христос неоднократно повторял его в своих проповедях. В Евангелии мы можем прочитать это правило: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «люби ближнего твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Учитель. Ребята, мы послушали информационные сообщения. А какова главная мысль этих правил, которые определяли для людей мудрецы-философы. (Показ правил на слайде, дети еще раз прочитывают и определяют главную мысль – золотое правило нравственности).

- не делай другим того, что сам считаешь злом;

- только добро ведет к счастью;

- не делай другим того, что причинило бы боль тебе;

- люби ближнего твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим;

- возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Вывод: Поступайте с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.

Физкультминутка.

- Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладони, если отрицательное – топаете ногами.

Смелость, честность, зависть, щедрость, милосердие, отзывчивость, злоба, грубость, доброта, терпимость, ненависть, сострадание и другие.

Практическое осмысление темы урока. Работа с текстом сказки братьев Бондаренко «Солнечный зайчик» (Текст сказки лежит на партах. Можно сделать маленькие книжки-малышки). Сказка читается по частям.

А) Чтение первой части сказки (может читать учитель, можно слушать аудиозапись).

Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:

- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.

Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унес зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:

- Зеркальце теперь мое, и солнечный зайчик тоже мой.

Б) Беседа по первой части.

- Как вы думаете, что стал делать Хомяк с зеркальцем?

Принимаются все варианты ответов детей.

В) Чтение второй части сказки.

Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крыльце и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:

- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:

- Так это ты украл мое зеркальце?

И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.

Так было и на другой день, и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…

Г) Беседа по второй части сказки.

- Что бы вы сделали на месте Хомяка?

Д) Чтение окончания сказки.

Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнес Суслику, когда его не было дома.

Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:

- Идем скорее: я нашел свое зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.

И все опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:

- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик.

А Хомяк говорит Суслику:

- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.

Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.

Е) Беседа по третьей части сказки.

- Какие чувства вы испытываете к Хомяку? (Варианты ответов: жалость, сопереживание, осуждение, уважение).

- Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?

- О чем забыл Хомяк?

- Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?

- Какие другие средства были у Хомяка, чтобы иметь своего солнечного зайчика? (Все предложения детей записываются на доске): купить, попросить, обменять, поделить, поискать, попросить на время, отнять, шантажировать, выманить обманом…

- Какие варианты для вас неприемлемы? Как вы считаете, какой выход самый правильный?

Игра «Какой герой?»

У детей на столах находятся рисунки-силуэты Суслика и Хомяка, цветные карандаши.

Учитель называет качество характера: добрый, щедрый, завистливый, трудолюбивый, аккуратный, вороватый, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, раскаявшийся, ответственный, жадный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

Учащиеся рисуют на туловищах нарисованных зверушек кружки: красный – если герою сказки присуще положительное качество, зеленый – если герою сказки присуще отрицательное качество характера, если нет такого качества – ничего не рисуем.

Вывод. Что у вас получилось? Не удивляйтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом герое есть и хорошие, и плохие черты. В котором из наших героев больше положительных черт характера?

Учитель. «Золотое правило нравственности» - это общий принцип для обоснования морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что – злом?». Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах: как применять «золотое правило нравственности» в жизни?

(Учитель раздает карточки, на которых записаны предложения по выполнению правила, обучающиеся должны составить последовательность (алгоритм) поведенческих шагов применения правила в жизни).

  1. Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах..

  2. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т.е. попытаться встать на его место.

  3. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной.

  4. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?». Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

Вывод: Что необходимо сделать, чтобы выполнить это главное правило?

- Встать на место этого человека и применить на себе данное действие или слово, которые ты собираешься направить на другого.

Практическое задание: продолжи предложение с учетом «золотого правила»

- «Я не буду …, потому что …»

- «Я хочу…»

Учитель. Человек, который помнит «золотое правило нравственности», живет по его принципам, всегда внимателен, бережлив, вежлив, милосерден, добр. Я хочу, чтобы вы всегда помнили эти правила:

- Попробуй не наступить, а уступить

- Не захватить, а отдать

- Не кулак показать, а протянуть ладонь

- Не спрятать, а поделиться

- Не кричать, а выслушать

- Не разорвать, а склеить.

Попробуйте и вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет ваше сердце. Старайтесь ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

Игра «ДА-НЕТ» (предлагаются ситуации, дети сигнализируют свое согласие зеленым жетоном, а несогласие – красным).

- В счастье зазнавайся.

- Когда тебя обижают другие – обижай и ты их.

- Избегай споров в пустых вещах.

- Помогай ближнему советом, примером.

- Не радуйся счастью и здоровью других.

- На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.

- Ложась спать, вспомни, не обидел ли ты кого в течение дня капризами, упрямством, плохими словами.

- Засыпай с твердым убеждением исправиться и быть добрым ребенком.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

- Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.

- Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

(Я начинаю: … я желаю тебе здоровья.

- Спасибо. Я желаю тебе мира и добра…)

Дети отвечают на главный вопрос «Чему учит нас правило?», каждый ученик получает цветок добра.

  1. Домашнее задание.

- выполнить доброе дело в течение недели и запишите его на цветке добра.

- подобрать одну пословицу, отражающую «золотое правило нравственности».





С илуэты Хомячка и Суслика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!