Бинарный урок основ православной культуры и краеведения
«О чём рассказывает икона»
Цели урока:
- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,
- познакомить с историей развития древнерусской иконописи;
- познакомить с особым «языком » иконы;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.
Оборудование:
ТСО: Интерактивная доска, проектор, ноутбуки.
Презентация, словари, звёздочки розового и жёлтого цвета.
Ход урока.
Организация класса.
Постановка темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок. Его будут вести два учителя, я и учитель истории и краеведения. Для того чтобы узнать тему нашего урока давайте отгадаем кроссворд.
Слово, которое вы получите по вертикали, и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Священная книга христиан (Библия)
Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди. (Крест)
Как называется обращение к Богу? (Молитва)
Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)
- Какое слово получилось? Проверьте себя. Слайд 1.
(Самооценка. Тот, кто ответил на все вопросы получает красную звёздочку, кто допустил ошибки, получает жёлтую звёздочку)
Тема нашего сегодняшнего урока связана с иконой.
«О чём рассказывает икона» Слайд 2.
Прослушайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни», написанной поэтом М.Ю. Лермонтовым.
Музыкальный эпиграф:
«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю»
Из стихотворения видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Слайд 3.
План урока. (читают дети) Слайд 4.
- Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди.
Беседа.
- У кого из вас дома есть иконы?
Для верующих христиан икона играет особую роль. Раньше иконы располагались на самом видном месте в доме.
- А кто из вас помнит как называется это место? Слайд 5.
Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.
- Вспомните как называется самое красивое место в храме – иконостас. Слайд 6.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 51 – 53, на слайде презентации и скажите какие образы чаще всего изображают на иконах.
III. Изучение нового материала
1. История русской иконописи.
- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.
- А что такое икона?
Работа с различными источниками (Интернет, словарь, учебник…) Слайд 7.
Оценка. Жетоны.
Физминутка для глаз.
Когда появились иконы?
Учитель истории.
Как же появилась первая икона? Совершим экскурс в историю.
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
В давние - предавние времена ученики Иисуса Христа (апостолы) написали «Евангелие». Вспомним, как переводится это греческое слово. (Ответ учащихся – «благая весть».)
Ученики и последователи Христа считали, что благую весть должны узнать самые разные люди, как можно больше людей. Но в те времена мало кто из людей умел читать. Не умели читать бедные люди, не умели читать рабы. Но им очень хотелось узнать, о чем говорится в Евангелии. Вот тогда и решили рисовать (точнее писать) для людей, не умеющих читать. В средние века церковное искусство так и называли – «Библия для неграмотных».
По свидетельству церковного историка Евсевия, первая икона появилась ещё во времена земной жизни Христа, она получила название «Нерукотворный образ», так как была создана не художником, а возникла от соприкосновения ткани (полотенца) с ликом Христа.
По тому же преданию, евангелист Лука оставил после себя несколько изображений Богородицы, написанных при её жизни. Это иконы Казанской Божьей Матери, Владимирской Божьей Матери и Смоленской Божьей Матери. (слайд) Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они появились или были особо почитаемыми.
Позже на иконах появились изображения апостолов, мучеников, святых и ангелов.
Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь. Если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать», потому что они не только показывают, они и рассказывают, объясняют. Просто у икон есть свой особый язык, которым они повествуют священную историю.
Какие бывают иконы.
Работа с текстом
Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. В селе Вальдиватское самым почитаемым образом является образ Владимирской Божьей Матери.
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.
Житийные иконы, изображающие житие и чудеса того или иного святого.
Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.
Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
Вопросы к тексту:
Какие виды икон существуют?
Какие образы занимают первостепенное место в православной иконографии?
Что такое именная икона?
Какой образ считается самым почитаемым в селе Вальдиватское? Слайд 8.
Краеведение.
Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в наш школьный краеведческий музей. Слайд 9.
Мы неоднократно посещали его. И знаете, что одна из самых удивительных и интересных экспозиций связана с православным христианством, историей храма в селе Вальдиватское. Здесь собраны и хранятся уникальные экспонаты: иконы, книги церковная утварь.
Перед вами образ Святителя. Слайд 10.
- Ребята, что вы знаете о том, как эта икона появилась в нашем музее?
Почерневший от огня оклад, но ясный и просветлённый лик Святого, не тронутый пламенем. Со временем он становится наиболее ясным и отчётливым. Благодатное сияние святости и духовности видим мы.
В центре икона Николая Угодника, одного из самых почитаемых на Руси святых. В одной руке его церковь, как символ святости, а в другой меч, олицетворяющий защитника, заступника Русской земли. Выточена она в начале 19 века неизвестным мастером. Представляет собой деревянное полотно с бронзовым окладом. В правом и левом углах мы видим ангелов, которые помогали ему во всех его деяниях. Эта икона была найдена в котловане строящегося дома в районе ПМК. Очевидно, что после разрушения храма в нашем селе, икона была спрятана почитателями святого. Икона не погибла, долгое время хранилась в доме певчей храма Екатерины Додоновой. Она рассказывала, что именно этой иконой был приостановлен пожар в селе в 1971 году. После смерти Екатерины Ивановны, икона была передана в дар музею её родственниками.
- Ребята, что вам известно об этом святом? .
- А как его имя связано с нашим краем? (Ежегодно 22 мая паломники приходят на священную Сурскую землю, где впервые забили святые роднички на Николиной горе. Они просят здоровья и заступничества у святого Николая Чудотворца.
- А кто из вас был в этих святых местах? Какие впечатления?
(Стихотворение Маши Кобловой) Слайд 11.
Икона Владимирской Божьей Матери. Слайд 12.
Много особо почитаемых и чудотворных икон на Руси, одна из них связана с нашим селом – это икона Владимирской Божьей Матери.
Из поколения в поколение передаётся легенда, повествующая об этом.
Видеоролик. Слайд 13.
Изображение иконы. В настоящее время она хранится у Вахтеевой Валентины. Об иконе.
IV. Закрепление материала.
Тест. Слайд 14.
Какие образы изображены?
Какие иконы хранятся в школьном музее?
Какая икона наиболее почитаемая у вальдиватцев?
Проверка. Слайд 15.
Русского человека икона сопровождает в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращаются с молитвой, были и есть почти в каждом доме. Ими благословляют родители вступающих в брак, их берут с собой, отправляясь в странствие, икона приглашает людей к молитве, а главное к подражанию жизни святых.
Вот и подошел к концу наш урок.
Рефлексия. Слайд 16.
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Сегодня на уроке мне запомнилось, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
Д/з. Учебник: стр. 52 – 54. Слайд 17.
Творческие проекты:
Иконы в моём доме.
Приметы, обычаи и обряды, связанные с иконой.
Моя именная икона.
Святые родники Карсунской земли.