СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира по теме "Кто такие птицы?" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие птицы?" 1 класс, УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме "Кто такие птицы?" 1 класс»

Тема урока:

« Кто такие птицы?»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; познакомить с разнообразием птиц.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемый результат:

предметные:

учащиеся научатся: узнавать птиц на фото;

получат возможность исследовать строение пера птицы;

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию;

отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению;

принятие социальной роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.


Использованное оборудование: компьютер; запись с голосами птиц; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков); карточки с заданием;

у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.





Технологическая карта урока

Этап урока




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности

Ребята! Доброе утро! Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Садитесь. Начинаем урок, на котором вы узнаете новое, интересное и важное об окружающем мире. Хотите вы этого?

Приветствуют друг друга и взрослых.

2.Актуализация знаний.















3. Определение темы и задач урока.









4. Изучение нового материала.

















































Физкультми- нутка.





5.Практическая работа.

























6.Обобщение, систематизация, применение знаний.



























Физкультминутка






























7. Подведение итогов урока и рефлексия.

(Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)













8. Рекомендации для занятий дома.

Муравей Вопросик взял в лапки лупу и рассматривает кого-то. Угадайте, кого.

Летит - жужжит.

Сядет - молчит. (жук)

К какой группе животных относится жук?

-Чем отличаются насекомые?

А теперь он рассматривает другое животное.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом - такая злюка!

Конечно это ……

К какой группе животных относится щука?

- Как отличить рыб от других животных?

Игра «Кто лишний?»

Жук, стрекоза, ворона, комар.

Шмель, муха, кузнечик, павлин.

Сом, воробей, щука, карась.


Кто уже догадался, какая будет тема урока?

- Кто у вас остался? Назовите одним словом животных (Птицы)


-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц; познакомимся с многообразием птиц.

-Как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)


2) Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)

- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

- Подумайте, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья)


Обобщение:

-Итак, какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело ко­торых покрыто перьями).


- Рассмотрите рисунок (стр.36).

- Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

- Рассмотрите тело птицы.

3) Знакомство со строением птицы.


-Из каких частей состоит тело голубя?

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят

- В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами. Как вы думаете, где живут птицы с такими мохнатыми лапами? А почему природа им подарила такие лапы?

Хвост выполняет много задач. Летящей в воздухе птице он служит рулем - с его помощью птица поворачивает, тормозом - с его помощью замедляется полет. Дятел хвостом упирается в ствол, чтобы крепче держаться на дереве, он усеян острыми шипами, которые впиваются в кору. А у некоторых птиц хвост - украшение, которым они привлекают к себе внимание.

Работа в парах.

- Мальчики показывают девочкам части тела голубя. Девочки смотрят и внимательно слушают, исправляют, если мальчики ошибаются.

– Что интересного знаете о голубях?

(Превращаемся в почтового голубы, летим, несем письмо родным путешественника, а теперь другая птица – цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя)

К какой группе животных относится голубь и цапля? Почему?

Практическая работа.

-Рассмотрите предложенные перья.

-Одинаковые они или разные?

-Чем они различаются?

- Что общего? Посмотрите через лупу. (Учитель показывает стержень, опахало и бородки перьев).

(Какое перо по весу?

- Положите перо на ладонь и подуйте на него.

(Летит, легкое.)

Вывод: (перья прочные, легкие.)

-Отрежьте кончик пера ножницами.

(Внутри оно пустое, полое.)

-Вот почему перья легкие.

-Капните водой из пипетки на перо.

(Капелька скатилась, перо не намокает.)

-Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

-Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

Итак, назовите особенности строения пера птицы.

-Для чего птице нужны разные перья?

Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.

Давайте повторим. Для чего птице служат перья?



1) Работа по учебнику.

Беседа о зимующих и перелетных птицах.

- Назовите птиц, которых видите на странице учебника.

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? Посмотрите на плакате зимующих и перелетных птиц. Какие из них вам не знакомы?

(Перелетные и зимующие)

- Почему их так называют?

(Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)


2)Игра «Улетают-остаются»

Перелетные птицы – машем руками, как крыльями.

Зимующие – присели.

Синица, ворона, ласточка, снегирь, утка, цапля, сова, скворец, иволга.


-Все ли птицы летают?

(Нет, не умеют летать пингвин и страус)

- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?

(Тело этих животных покрыто перьями.)

- Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.

Киви – птица, изображенная на гербе страны Новая Зеландия. Но даже многие люди, которые там живут, не видели птицу киви. Днем она прячется в норе, а ночью выходит на охоту. Питается насекомыми, причем, находит их по запаху.

Наш Приморский край населяют множество птиц. Давайте попробуем узнать их по голосам.

У кого самый красивый голос? Конечно, ведь недаром про человека который хорошо поет, говорят – поет, как соловей.

Множество птиц живет в лесах, в полях, у рек нашего Приморского края, но больше всего их можно увидеть на озере Ханка. Здесь весной и осенью перелетные водоплавающие птицы собираются в огромных количествах. Чтобы птиц сохранить создан Ханкайский заповедник.


Давайте попробуем описать птицу по плану.

План.

1.Название.

2.Размер.

3.Окрас.

4.Особенности.

Работа по карточкам.

1. Закрасьте кружок, около которого изображено главное отличие птиц от других животных.

2.Закрасьте кружки над птицами, которые остаются на зиму в родных краях.

3. Закрасьте кружок, около птицы киви.


Самопроверка по эталону.


А теперь пришло время Мудрой черепахе задать вам свои вопросы.

-Вспомним учебную задачу урока. Каких животных назы­вают птицами?

(Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

-Оцените свою работу на уроке.


Раскрасить птиц и нарисовать птичку в рабочей тетради.












Познавательные: логические УУД













Рассуждают. Делают вывод.



















Делают вывод.



Рассматривают рисунок и показывают части тела голубя














Рассуждают, объясняют.














Работа в парах









Выполняют практическую работу


Наблюдают, отвечают на вопросы


Коммуникативные

УУД

Работа в парах.

На столах лежат перья и лупы.

(Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т. д.)

Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают.

Познавательные:

логические УУД

Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).


Дети высказываются.















Дети рассматривают на слайдах изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них.





Рассматривают изображение птицы






Слушают аудио записи











Развитие монологической речи





Индивидуальная работа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!