СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Общие тенденции в развитии архитектуры России XIX века"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по МХК с использованием музыки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Общие тенденции в развитии архитектуры России XIX века"»

Общие тенденции в развитии архитектуры России XIX века

Урок составила Двойченко Ольга Владимировна. Учитель МХК и музыки МБОУ СОШ №7 с УИОП г.Железнодорожный.

Данная разработка урока составлена с применением метода искусствоведческого анализа историко-генетического сравнения архитектуры с исследованием взаимовлияния культур для учащихся 8 класса.

Цель урока. Основной целью данного урока я определила развитие критического мышления учащихся и повышение мотивации к обучению.

Задачи урока. Используя интерактивные и искусствоведческие методики в сочетании с элементами самоанализа, добиться развития интереса к искусству, к его более глубокому пониманию и осмыслению.

Методика историко-генетического сравнения используется на всех этапах урока и заключается в особенностях преподнесения материала. Анализируя и сопоставляя стилистические особенности различных архитектурных сооружений, учащиеся сами дают ему определение и оценку, что даёт более яркое представление о содержании материала, представляет искусство более глубоко и делает его понятным, оказывает эмоциональное воздействие, делает урок театральным. При знакомстве с материалом, ученики реализуют субъективный подход в организации учебной деятельности, приобретают познавательные и коммуникативные учебные действия. Таким образом, исключается лекционно-монологическое преподнесение учебного материала, урок становится ярким, запоминающимся и главное его создают и формируют сами дети. Функция учителя – направляющая.

Учитель – 19 век – век прорыва в науке и искусствах. За этот век было создано и изобретено больше, чем за предшествующие 300 лет. А какие архитектурные стили вы вообще знаете

Ученики - романский, готический, барокко, классицизм, ампир, рококо.

Учитель - Знание этих стилей «в лицо» нам сегодня пригодится на уроке. XIX век в русской архитектуре оставил значительный след, и его нам сегодня предстоит подробно рассмотреть. Внимание на экран, назовите стилистическую принадлежность этого здания и обоснуйте свой ответ. Называя стиль, не забывайте прибавлять приставку НЕО, мы ведь в XIX веке. Особняк Белосельских-Белозерских в Петербурге арх. Штакеншнайдер. Городской дворец богатой петербургской семьи.

Ученики – Этот стиль очень похож на барокко, это видно по лепнине на фасаде и овальному завершению крыши, а так же по двуцветному оформлению фасада, что очень характерно для русской архитектуры. Достаточно вспомнить русское узорочье (русский стиль) и русское барокко с их пестротой и красочностью.

Учитель – Действительно, черты барокко просматриваются в стилистике этого здания. Этот стиль мы назовём необарокко. Теперь давайте сравним его с настоящим европейским барокко (раннее итальянское барокко), с церковью Санта Сусанна в Риме и выясним, что их отличает, а что общего. Для чего мы используем приставку НЕО? Сравним – декор, форму фасада, предназначение, наше зрительское впечатление.















Ученики – Общее у них стремление к пирамидальной конструкции фасада (возвышение центральной части здания). Ломаные, как бы текучие формы в завитках фасадной лепнины. Наличие скульптурных элементов и колонн, которые в церкви расположены двумя рядами, а в доме Белозерских только на втором этаже. Церковь Санта Сусанна это культовая постройка, поэтому наличие скульптурного изображения святых уместно и понятно. Дом Белозерских, вместо привычной для барокко скульптуры на фасаде, украшен колоннадой. Этот элемент делает здание более величественным и помпезным. Форма фасада Петербургского дворца (прямоугольник) больше напоминает по стилю классицизм, а контрастное сочетание цветов (белый, розовый и почти чёрный) напоминает нам о русском происхождении заказчика. Использование окон различных форм и их размер (большие и их много) говорит о большом количестве света внутри помещения, чего не скажешь о церкви, где окон на фасаде мы не видим вообще, только ниши, заменяющие их. Церковь оставляет впечатление маленького, уютного и изящного здания. Дом Белосельских наоборот похож на величественное сооружение, напоминает о высоком положении хозяев и их желание показать всем своё богатство. Барокко как раз тот стиль, который призван демонстрировать богатство и роскошь изначально, Выбор стиля Белосельскими был сделан правильно!

Учитель – Так какой можно сделать вывод - это барокко или нет? Чего мы обнаружили больше - общего или отличий?

Ученики – Связь с барокко наблюдается в терминах, которые мы называли, но общее воплощение получилось иное. В архитектуру дома Белосельских как бы примешались другие стили из других эпох и культур.

Учитель – Смешение различных стилей в искусстве называется эклектика. Это новое понятие, с которым вам сегодня предстоит познакомиться. Сейчас пропишите в тетради стиль (необарокко) и выпишите слова, которые характеризовали его, представляя ваше собственное отношение к этому стилю и его идее.

Ученики – Величественно, помпезно, масштабно, богато. Вычурно, безвкусица, пересыщено, неуместно. Необычно, изящно, степенно, достойно.

Учитель – у нас получились различные оценки. Но это дело вкуса, кому-то нравится барокко, а кому-то классицизм. Посмотрим следующую картинку и попробуем обозначить стиль.

Ученики – Очень похоже на классицизм (неоклассицизм!). Греческие традиции просматриваются во многих элементах здания. Колонны, которые в виде рельефа окантовывают здание по всему периметру, геометрические формы преобладают над декором, которого мы почти не наблюдаем. Ровные ряды окон смотрятся строго, подчёркивая порядок построения.

Учитель – Верно, это ещё один стиль эклектики. Давайте сравним его с настоящим классицизмом и посмотрим, что отличает классицизм от неоклассицизма. Вилла Капра Андреа Палладио и здание Мариинского театра в Петербурге.













Ученики – В здании Мариинского театра отсутствует знаменитый греческий портик, в привычном виде, но вместо этого колонна здесь повсюду. Функцию портика выполняет трёхярусный куб в центре сооружения. Здание величественно вытянуто вдоль улицы. Геометрия преобладает и как бы давлеет над нами. Вилла Капра же наоборот смотрится скромнее, но основным элементом украшения является греческий портик, который представлен со всех сторон квадратного здания. Круглый купол в центре здания подчёркивает пирамидальность и лаконичность сооружения. Редкая скульптура подчёркивает строгость всего здания. Общее у этих зданий то, что колонна здесь повсюду, являясь основным элементом декора, но используется она по-разному. В виде рельефа на здании Мариинского театра и как «островок Греции» в здании виллы.

Учитель – пришла пора высказать своё мнение о стиле и написать слова, характеризующие стиль неоклассицизм.

Ученики – Сухо, сдержанно, помпезно. Строго, достойно, по-столичному. Грандиозно, статично, величественно.

Учитель – Предлагаю вам посмотреть последнюю картинку и определить стиль. Баженов усадьба Царицыно. Правда Баженов – архитектор XVIII века и замыслил это сооружение в XVIII веке, но воплотить не смог по независящим от него обстоятельствам. Достроена вся усадьба была уже в наше время, но постарались сохранить все идеи Баженова, по его чертежам. Замечу, что идеи эклектики уже тогда родились на русской земле, но не пришлись «по вкусу» веку XVIII.

Ученики – Готика (неоготика)! Это видно чётко по стрельчатым аркам и устремлённым ввысь шатровым куполам. Излюбленная деталь русского православного зодчества, которая была позаимствована у европейской готики, но очень удачно вписавшаяся в русскую архитектуру.

Учитель – Предлагаю вам сравнить неоготику с европейской готикой и аналогичным образом проанализировать, сравнив. Бургосский собор в Испании и Царицыно в Москве.













Ученики – Сложная архитектура! Стрельчатая арка украшает оба здания, но воспринимается эта арка совершенно по-разному. Цветовое её воплощение делает её совершенно иной, но очень трудно сказать какая красивее. В каждой арке своя неповторимая красота. Двуцветие делает Царицынскую арку нарядней и роднее. Резная симфония формы Бургосского собора воспринимается так же красочно из-за светотеневого многообразия. Высотность собора обусловлена его предназначением, подавить зрителя, представить бога во всём величии и силе, поэтому он вытянут по вертикали и устремлён вверх каждой деталью. Царицыно, наоборот вытянуто по-горизонтали и имеет один этаж. Это дворец, которому необходимо горизонтальное пространство внутри и он как бы растекается по парку, величественно возвышаясь лишь башнями. Бургосский собор украшен сложнейшей резьбой, напоминающую вышивку кружевниц, Баженов в качестве декора берёт странные символы (масонские), выполнив их в контрасте, что свойственно для русского зодчества. В этом и есть самобытность нашей архитектуры, её главная черта. Можно сказать, что Баженовская неоготика вобрала в себя не только черты европейской готики, но и «русского узорочья» и была выполнена с русским размахом и смелостью.

Учитель – А теперь по аналогии выскажите своё впечатление от стиля неоготики в нескольких словах.

Ученики – Сложно, красочно, нагромождено. Красиво, с фантазией, непривычно. Чудно, находчиво, по-царски с размахом.

Заключительная часть урока

Учитель – А теперь предлагаю вам небольшую викторину для того, чтобы проверить себя и усвоенные знания. Викторина «Угадай стиль». Вот тут вы и сможете проверить себя, насколько вы правильно сможете определить стилистику зданий XIX века.

Учитель – Обдумайте и сформулируйте письменно своё мнение об архитектуре 19 века в виде небольшого эссе «Что такое эклектика – жалкий плагиат или прорыв в архитектуре».

Учитель – На следующем уроке мы рассмотрим ещё один архитектурный стиль XIX века под названием Модерн и попробуем дать ему характеристику.





Используемая литература:

Г.И.Данилова «Мировая художественная культура» изд.Дрофа 2010 год.

 Примерная программа по учебному предмету. Искусство.8-9 классы:.- М. - :Просвещение, 2011.

 

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!