СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Обществознания 6 класс ФГОС Человек славен добрыми делами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в рамках декадника предметов гуманитарного цикл Добро спасёт мир. Структура урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Обществознания 6 класс ФГОС Человек славен добрыми делами»

Тема: «Жизнь дана на добрые дела» 1 урок. 3 урока по теме.

Цель : помочь учащимся осмыслить нравственные основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Задачи:

- формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное;

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

- воспитание у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, сочувствия, внимания к близким людям.

Ход урока:

1.Орг. момент

!!!Эмоциональный настрой.

- Приветствую вас на уроке обществознания. Пусть наш урок даст вам новые знания и улучшит наше настроение.

??? Проверка д\з. Кроссворд по Конфликтам.

- Послушайте стихотворение и дополните его нужным словом.

Слово это серьезное;

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень важно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец… (доброта)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Мы поговорим о самом главном и важном для каждого человека.

- Чтобы отгадать тему урока надо собрать пословицу:

Жизнь дана на добрые дела.

!!!Лист самооценки. Заполняем лист

-Сформулируйте цели и задачи работы на нашем уроке, используя слова подсказки.

2.Основная часть Человек почти всегда знает,  хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо».

- Что вам представляется, когда вы слышите слово добро?

Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить?

- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?

(Все кругом стали бы злыми)

- С чем возможно сравнить зло? (Со взрывом, ураганом, пожаром…) Со всем, что приносит людям и всему живому вред.

-Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, добрых словах и поступках.

-Что же такое доброта, как вы считаете? (Ответы детей)

!!!Запишем определение в тетрадь:

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям.

-Каким делает человека доброта?

-Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? Игра «Ассоциации» - Запишите 5 прил о добром человеке.(Отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, уметь прощать)

!!!Лист самооценки

Работа в паре:

???Что обозначают слова: милосердный, самопожертвование? душевность, добросердечность, сострадание, отзывчивость, добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

!!!Лист самооценки.

-Ребята, а что такое зло? (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое)

3. Динамическая пауза

Цели: Снять усталость. Закрепить слова, близкие по смыслу слову «доброта»

- Настало время поиграть.

- Встаньте, пожалуйста!

- Я  буду называть слова.  Если вы считаете, что оно помогает  человеку стать лучше, добрее, то вы должны сделать хлопок над головой, если слово имеет противоположное значение - подпрыгиваем.

Внимание к людям                

Помощь                                    

 Милосердие                                            

 Злоба                                

Сострадание                          

 Забота  

 Равнодушие                            

Сочувствие                            

 Уважение                      

 Нежность  

Счастье  

Зависть

Бескорыстность

- Что значит бескорыстие? Бескорыстный человек?
Совершая доброе деяние -
Не жди добра в ответ, 
Сведет такое ожиданье 
Добро твое на нет.

Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям.


Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Послушаем небольшие истории о добрых людях:

1.Давным - давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. Он все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять доктор: «Спешите делать добро!»

- Замечательный пример о человеке, который совершал добрые дела всю свою жизнь.

2.Росиийская газета «Аргументы и факты» организовала благотворительный фонд помощи больным детям.  Однажды собирали деньги на лечение тяжелобольной девочки. Нужна была очень большая сумма — 240 000 долларов.  Когда оставалось совсем немного времени до операции, эти деньги поступили к нам на счет. Оказалось, что деньги пожертвовал пенсионер Стефан Селх  из Германии, который всю жизнь копил сбережения на старость. Но однажды, зайдя на наш сайт, он увидел девочку, которая запала ему в душу — и отдал все накопленные деньги.

 - Да, ребята, совершенно верно, добрые дела надо делать  бескорыстно, от чистого сердца.

3.Однажды мальчики нашли на тротуаре сотовый телефон. Сразу представили, что тот человек, который потерял его, очень расстроится. Ведь там могли быть важные телефонные номера. Они позвонили по номеру, обозначенным словом «муж».  Нашлись хозяева телефона. Они были очень благодарны.

4. Пример из учебника. С 87 Рубрика «Жил на свете человек», посвещена Андрею Дмитриевичу Сахарову.

- С такими примерами мы сталкиваемся почти каждый день, но не восхищаемся ими, а, напротив, считаем их само собой разумеющимся поведением, часто, даже не благодарим людей, которые нам помогли, согласны? Но у нас есть хороший помощник - наша совесть. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет -  добрые.  Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.

- А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? Может быть вы уже знаете, какими нормами или правилами нужно пользоваться?

Работа с учебником: с 88 «Главное правило доброго человека»

4. Создание Памятки «Что значит быть добрым»

Оформление памятки5-10 минут, вывешиваем на доску.

!!!Лист самооценки

Применение новых знаний:

Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки.   (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось бороться с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.

(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Какие пословице о добре вы знаете?

!!!Лист самооценки.

??? А сейчас попробуйте сами собрать пословицы из слов:

Доброе слово и кошке приятно.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • В ком добра нет, в том и правды мало.

  • Не ищи красоты, ищи доброты

- А на какого сказочного героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

- А теперь, я предлагаю провести небольшое исследование:

Тест «Добрый ли, я»

1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2.Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3.Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4.Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5.Часто ли ты используешь злые шутки?

6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7.Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8.С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9.Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

12.Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?

Если вы дали положительный ответ на вопросы как у меня в первой строке, значит вы действительно добрый человек, если у вас получился второй вариант, значит вам нужно ещё поработать над собой.

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл

- Какой человек может быть добрым? Доброта: душевность, добросердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, добрый человек всегда учитывает интересы других людей, бескорыстность.

Подведение итога урока:

-Давайте подведём итог урока с помощью незаконченных предложений. Выберите себе предложение и дополните его.

Самооценка обучающихся: выведите оценку за урок.

-Наше занятие подошло к концу. Давайте будем учиться любви, пониманию и доброте.

Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только

захотеть этого очень сильно. Марина Цветаева говорила, что есть круговая

порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой

поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать его дальше по

кругу.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звёздной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

- Мне хочется пожелать вам всем добра. Спасибо за работу на уроке.


Доброе слово и кошке приятно.



Не одежда красит человека, а его добрые дела.



Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.



Доброе слово лечит, а злое калечит.



В ком добра нет, в том и правды мало.



Не ищи красоты, ищи доброты



1.Давным - давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. Он все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять доктор: «Спешите делать добро!»


2.Росиийская газета «Аргументы и факты» организовала благотворительный фонд помощи больным детям.  Однажды собирали деньги на лечение тяжелобольной девочки. Нужна была очень большая сумма — 240 000 долларов.  Когда оставалось совсем немного времени до операции, эти деньги поступили к нам на счет. Оказалось, что деньги пожертвовал пенсионер Стефан Селх  из Германии, который всю жизнь копил сбережения на старость. Но однажды, зайдя на наш сайт, он увидел девочку, которая запала ему в душу — и отдал все накопленные деньги.


3.Однажды мальчики нашли на тротуаре сотовый телефон. Сразу представили, что тот человек, который потерял его, очень расстроится. Ведь там могли быть важные телефонные номера. Они позвонили по номеру, обозначенным словом «муж».  Нашлись хозяева телефона. Они были очень благодарны.







Тест «Добрый ли, я»

1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2.Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3.Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4.Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5.Часто ли ты используешь злые шутки?

6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7.Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8.С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9.Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

12.Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?


Тест «Добрый ли, я»

1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2.Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3.Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4.Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5.Часто ли ты используешь злые шутки?

6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7.Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8.С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9.Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

12.Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?


Работа в паре:

Что обозначают слова:

Милосердный________________________________________________________________________________________________________________________ самопожертвование___________________________________________________________________________________________________________________ душевность__________________________________________________________________________________________________________________________ добросердечность_____________________________________________________________________________________________________________________ сострадание__________________________________________________________________________________________________________________________ отзывчивость_________________________________________________________________________________________________________________________


Работа в паре:

Что обозначают слова:

Милосердный________________________________________________________________________________________________________________________ самопожертвование___________________________________________________________________________________________________________________ душевность__________________________________________________________________________________________________________________________ добросердечность_____________________________________________________________________________________________________________________ сострадание__________________________________________________________________________________________________________________________ отзывчивость_________________________________________________________________________________________________________________________


Работа в паре:

Что обозначают слова:

Милосердный________________________________________________________________________________________________________________________ самопожертвование___________________________________________________________________________________________________________________ душевность__________________________________________________________________________________________________________________________ добросердечность_____________________________________________________________________________________________________________________ сострадание__________________________________________________________________________________________________________________________ отзывчивость_________________________________________________________________________________________________________________________

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл


Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл




Кто добро творит, тому Бог отплатит

Худо тому, кто добра не делает никому

Доброе имя дороже богатства


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!