СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему :Повторение и обобщение темы " Атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повтрение и обобщение темы: " Атмосфера". Повториить и закрепить понятия, термины и закономерности, изученные в данной теме.Развить мышление, кругозор и познавательные интересы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему :Повторение и обобщение темы " Атмосфера"»

Тема урока: «Учение о природных зонах»


Цели урока:

1) образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о ПТК, углубить их знания о природной зональности, её особенностях, начать формирование знаний о природных зонах России и возможностях хозяйственного использования природных зон, дать понятие о природно-хозяйственных зонах;

2) развивающие: развить географическое мышление учащихся, их внимание, кругозор и познавательные интересы, увлечь изучением природы родного края и России, заинтересовать изучением школьного предмета географии;

3) воспитательные: воспитать чувство бережного отношения к природе, патриотизма, активности и дисциплинированности.


Вводимые на уроке понятия: природно-хозяйственная зона.


Региональный компонент: географическое положение Ульяновской области в лесостепной природной зоне.


Оборудование: настенные карты «Природные зоны Евразии», «Физическая карта России», «Карта природных зон России», учебник «География России. Природа и население. 8 – 9 класс. Книга первая» А.И. Алексеева и др., атлас, портреты А. Гумбольдта, И.И. Лепёхина, В.В. Докучаева и Л.С. Берга.


Тип урока: урок изучения нового материала.


ХОД УРОКА


I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1 МИН.

Приветственное слово. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.


II.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

27 МИН.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового раздела географии – «Природные зоны». В 7-ом классе вы уже знакомились с природными зонами мира, а в этом году мы с вами будем изучать природные зоны России. Но прежде чем мы приступим к их изучению, давайте освежим ранее приобретённые вами знания.

Откройте свои тетради – запишите число, «Классная работа», большой раздел «Природные зоны» и тему сегодняшнего урока «Учение о природных зонах». {До начала урока на доске написаны число, названия изучаемых раздела и темы, фамилии учёных и даты. На разворотах доски (скрыты от учащихся) ответы для цифрового диктанта} Сегодня мы познакомимся не с самими природными зонами, а с развитием идей и представлений учёных о них; об их распространении на территории Росси и узнаем, почему природные зоны было бы более правильным называть природно-хозяйственными.

Слушают учителя, открывают тетради, записывают число и тему урока.

1 мин.

Объяснительно-иллюстративный

Давайте вспомним:

1) Что такое природная зона? {Природная зона – это крупный ПТК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира, и образовавшийся под влиянием соотношения тепла и влаги} Давайте запишем определение в тетрадь.

2) Что такое ПТК? {ПТК – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами}

3) Какие существуют закономерности в размещении природных зон Земли? Смотрите по карте. {Происходит их смена при движении с севера на юг и с запада на восток}

4) Какой закон лежит в основе выделения природных зон? {Закон широтной зональности}

5) Что такое широтная зональность? {Широтная зональность – это закономерная смена физико-географических процессов, компонентов и комплексов от экватора к полюсам} Давайте запишем определение в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь под диктовку. Работают с атласами и стенной картой.

5 мин.

Эвристическая беседа

Итак, мы с вами приблизились к одной из самых старых идей в географической науке – идеи зональности.

Уже во второй половине XVIII в. русские географы в своих трудах делили нашу страну на три полосы – Северную, Среднюю и Южную {Показываю по карте}. Основанием для такого разделения послужили сведения о полезных ископаемых и климате, растительности и животных.

Примерно в это же время учёными из разных стран предпринимались попытки общепланетарного зонирования. Немецкий учёный А. Гумбольдт {Показываю портрет} в 1807 г. установил зональность в размещении по земной поверхности растительности и животного мира в зависимости от климатических условий. Но мало кому известно, что ещё за 12 лет до этого (в 1795 г.) наш соотечественник И.И. Лепёхин {Портрет} изложил туже самую идею, что и Гумбольдт. Однако эта книга Лепёхина была не так сильно распространёна, особенно за рубежом, поэтому отцом учения о природных зонах считают Гумбольдта.

Сделаем вывод. Запишем его в тетрадях: «В 1807 г. немецкий учёный А. Гумбольдт {Дата и фамилия на доске} установил закономерность в размещении на Земле растительности и животных в зависимости от климата. Это стало предпосылкой к развитию учения о природных зонах Земли».

Учение о природной зональности в его современном представлении появляется только на рубеже XIX – XX столетий. Основоположником его, уже по общему признанию, является В.В. Докучаев {Портрет}. Он обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся в равной мере и на суше и морях, на плоских равнинах и высоких горах. Именно он подразделил всю географическую оболочку на крупные природно-территориальные комплексы – природные зоны, которые он назвал естественно-историческими.

Новый этап в развитии учения о природных зонах составляют труды Л.С. Берга {Портрет}. Природные зоны Берг трактует как крупные ландшафтные комплексы, все компоненты которых находятся в тесном взаимодействии. Он публикует двухтомник «Географические зоны Советского Союза», где с исчерпывающей полнотой даёт описание природных зон и горных ландшафтов территории бывшего СССР.

Делаем вывод по сказанному и пишем в тетрадях: «В конце XIX века русский учёный В.В. Докучаев обосновал зональность как всеобщий закон природы. Основная причина зональности природы заключается в шарообразности Земли, суточным вращением вокруг оси и годовым движением вокруг Солнца. Вследствие этого, неравномерным распределением тепла и влаги. Ввёл понятие естественно-исторических (природных) зон.

Л.С. Берг дал подробную характеристику природным зонам, которые называл ландшафтными, в которых все компоненты тесно взаимосвязаны. По мнению Берга, природные зоны состоят из закономерного сочетания ландшафтов, природные свойства которых определяют проживающие здесь люди со своей хозяйственной деятельностью».

Слушают учителя, знакомятся с учёными, делают выводы из сказанного учителем, записывают выводы с тетрадь под диктовку

8 мин.

Объяснительно-иллюстративный

Основываясь на современных достижениях географической науки, разработаны карты природных зон. Давайте внимательно рассмотрим «Карту природных зон Евразии» и попытаемся вспомнить, какие природные зоны здесь расположены? Выйдите кто-нибудь из класса и покажите их Карте. {Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, жёстколистные и вечнозелёные леса и кустарники, переменно-влажные (в т.ч. муссонные) леса, саванны и редколесья, влажные экваториальные леса, области высотной поясности}

На территории России выделяют все перечисленные природные зоны, за исключением жёстколистных и вечнозелёных лесов и кустарников, переменно-влажных и экваториальных лесов, саванн и редколесий, т.е. 10 природных зон. Напишите в своих тетрадях заголовок «Природные зоны России». Откройте свои атласы на стр. 14 – 15 карта «Климат». Самостоятельно запишите все природные зоны России в тетрадь. Потом мы проверим, что у вас получилось: {1) арктические пустыни; 2) тундра и лесотундра; 3) тайга; 4) смешанные леса; 5) широколиственные леса; 6) лесостепь; 7) степь; 8) пустыни и полупустыни умеренного пояса; 9) субтропические леса; 10) высотная поясность}

Слушают учителя, работаю со стенной картой и картой атласа, самостоятельно выписывают названия природных зон России.

4 мин.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Как я вам сказал, что на основании последних достижений нашей науки, в России выделяется 10 природных зон. Однако в настоящее время вы мало где сможете услышать такое сочетание – «природная зона». В соответствии с последними разработками географов, их теперь правильнее называть «природно-хозяйственными зонами».

Как мы с вами вспомнили в начале урока, природные зоны формируются под влиянием различий в соотношении тепла и влаги на разных участках земной поверхности. В результате этого, на какой-либо территории устанавливаются относительно однородные климатические условия, следовательно, распространяются опредёленные типы почв, растительности и животного мира, т.е. формируется конкретная природная зона, в которой сложись определённые условиях для ведения хозяйственной деятельности человека.

Слушают учителя.

1 мин.

Объяснительно-иллюстративный.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Давайте откроем учебник на стр. 174 – 175 и рассмотрим карту – рис. 138. «Природно-хозяйственные зоны России».

Ответьте на следующие вопросы:

1) Какие природные зоны представлены на карте? {Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, муссонные смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни, субтропики, области высотной поясности}

2) Какие типы хозяйства ведёт человек? {Пастбищное оленеводство; лесозаготовка, очаговое и выборочное земледелие; сельское хозяйство, пастбищное животноводство, рекреация и возделывание субтропических культур}

3) Какие природные зоны расположены в пределах каждого района хозяйственной деятельности человека? {Районы пастбищного оленеводства – тундра и лесотундра; районы лесозаготовок, очагового и выборочного земледелия – тайга и смешанные (в т.ч. муссонные) леса; сельскохозяйственные районы – широколиственные леса, лесостепи и степи; районы пастбищного животноводства – полупустыни и области высотной поясности; районы рекреационного хозяйства и возделывания субтропических культур}

4) Какая наблюдается закономерность в размещении природных зон и населения? Объясните почему. Существуют ли какие отклонения от закономерности? {Бо́льшая часть населения сконцентрирована в наиболее благоприятных условиях для жизни. Активное заселение начинается с зоны смешанных лесов. Исключения составляют населённые пункты, являющиеся портами (Мурманск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Южно-Сахалинск, Владивосток, Находка), либо в местах добычи полезных ископаемых – Мурманск (апатиты), Воркута (каменный уголь), Сургут и Нижневартовск (нефть), Норильск (никель, медь), Сибирь (алмазы, золото)}

Как вы справедливо заметили, что человек живёт там, где ему хорошо. Так было ещё с момента его появления на Земле. Ещё в давние времена (десятки тысячелетий назад), человек контактировал с природой – он собирал ягоды и грибы, охотился на животных. Как вы помните из истории – это потребительский тип хозяйства. Со временем он начал сам выращивать необходимые себе растения и животных, т.е. зародилось сельское хозяйство, и нагрузка на природные комплексы значительно усилилась. Далее наступила новая эпоха – эпоха машин, пароходов, самолётов и космических кораблей; человек стал нуждаться в новых ресурсах – металлах, нефти и газе и других полезных ископаемых. Нагрузка на природу росла, и он был вынужден уходить из благоприятных зон в менее благоприятные, где природные ресурсы ещё не были такими истощёнными. В настоящее время, человек уже ведёт свою хозяйственную деятельность во всех природных зонах, а масштабы его деятельности таковы, что природные зоны превратились в природно-хозяйственные. На Земле уже не осталось ни одной природной зоны, в которой в той или иной степени не была бы преобразована природа.

Запишите в своих тетрадях определение: «Природно-хозяйственная зона – это результат изменения природной зоны под влиянием хозяйственной деятельности человека».

Работают с картой в учебнике, отвечают на вопросы, слушают учителя, записывают определение под диктовку в тетрадь.

8 мин.

Эвристическая беседа, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

III.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

11 МИН.

1) Что такое природная зона?

2) От чего зависит смена природных зон?

3) Назовите фамилии учёных и их вклад в развитие учения о природных зонах.

3) Какие природные зоны встречаются в России? Перечислите их с севера на юг и покажите по карте.

4) Покажите на стенной карте Ульяновскую область и скажите, в какой природной зоне (зонах) она находится.

5) Что такое природно-хозяйственная зона?

Отвечают на вопросы. Работают со стенной картой.

5 мин.

Фронтальный опрос

Теперь закройте все свои учебники, тетради и атласы. Достаньте листочки и подпишите на них вашу фамилию, класс и вариант (1-ый, 2-ой). Мы проведём с вами цифровой диктант. {Открываю обратные створки доски – на ней написаны ответы}

На доске под номерами 1 – 21 скрыты ответы на вопросы. Я буду задавать по очереди по вариантам вопросы, а вы должны будете выбрать на доске правильный ответ и написать в своём листочке напротив номера вопроса номер правильного ответа.

1-ый вариант:

1. Кто является автором учения о природных зонах?

2. Кто детально описал каждую географическую зону России?

3. Как называется самая северная природная зона России?

4. Что называют крупным ПТК с однородными климатическими условиями, почвами, растительностью и животным миром?

5. Как В.В. Докучаев называл природные зоны?

6. В какой природной зоне – тайге или лесостепи, будет проживать большее количество людей?

7. В какой природной зоне, помимо высотной поясности, человек занимается пастбищным животноводством?

2-ой вариант:

1. Кто является автором современного учения о природных зонах?

2. Кто первым в России заговорил о закономерной смене растительности и животного мира под влиянием климата?

3. Как называется самая южная природная зона России?

4. Что называют закономерной сменой физико-географических процессов и компонентов от экватора к полюсам?

5. Как Л.С. Берг называл природные зоны?

6. В какой природной зоне человек занимается пастбищным оленеводством?

7. В какой природной зоне проживает минимальное количество людей?

Восьмой вопрос общий для всех. Приведите пример природной зоны, в которой природа не преобразована хозяйственной деятельностью человека.

Сдаём листочки – передаём их с последних парт на первые. Оценки будут известны на следующий урок.

На доске написано:

1 – Арктические пустыни

2 – А.И. Алексеев

3 – Хозяйственные зоны

4 – Широтная зональность

5 – Степь

6 – В.В. Докучаев

7 – Тундра

8 – Зона жизни

9 – Естественно-исторические зоны

10 – Полупустыни

11 – И.И. Лепёхин

12 – Высотная поясность

13 – П.С. Паллас

14 – Тайга

15 – Ландшафтные зоны

16 – Л.С. Берг

17 – Субтропические леса

18 – Деятельная зона

19 – А. Гумбольдт

20 – Лесостепи

21 – Природные зоны

Ответы:

1-ый вариант:

1 – 19, 2 – 16, 3 – 1, 4 – 21, 5 – 9, 6 – 20, 7 – 10, 8 – На Земле таких нет.

2-ой вариант:

1 – 6, 2 – 11, 3 – 17, 4 – 4, 5 – 15, 6 – 7, 7 – 1, 8 – На Земле таких нет.

Достают листочки, подписываю их. Выбирают на доске правильный ответ и записывают его номер в листочках.

6 мин.

Письменный опрос

IV.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ


1 МИН.

1) §31 «Учение о природных зонах» с. 172 – 176. Уметь передать содержимое текста параграфа.

2) Ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Открывают дневники, записывают домашнее задание



Литература:

1. Программа к учебнику География России / под ред. Алексеева А.И.; в 2-х книгах. Книга первая. Природа и население. – М.: Дрофа, 2008 // Программа Душиной И.В. – М.: Дрофа, 2004.

2. География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 319 с.

3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 288 с.

4. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

5. Раковская Э.М. Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. – 288 с.

6. Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2003. – 256 с.

7. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

8. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. Трёшников. – М.: Сов. энциклопедия, 1988. – 432 с.

9. Природа России. [Электронный ресурс]: Природа России: природные зоны и особенности. URL: http://naturre.ru/index.php/component/content/article/1-priroda (дата обращения 19.12.2010)

10. Учение о современных природных зонах. [Электронный ресурс]: Третья планета. История Земли. URL: http://www.3planet.ru/history/2370.htm (дата обращения 19.12.2010)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!