СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Храбрый утёнок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по литературному чтению во втором классе на тему: "Храбрый утёнок"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Храбрый утёнок"»

Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок». ( чтение. 2 класс.)
Цель урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с новыми произведениями,

-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

развивающие:

-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;

-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

воспитывающие:

-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

-способствовать сплочению классного коллектива;

-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

компьютер, портрет писателя Б. Житкова;

картинки на доске, выставка книг;

Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие гостей.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
1.Проведем речевую разминку:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уж уходит от ежа.


2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/

- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение 
- Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
- Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
II. Изучение нового материала. Постановка цели урока.

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

Чем она питается?

Какая же стрекоза на самом деле?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.


б) Кто же второй герой?

Загадка.

Кря- кря! Сюда! Сюда!

Раздается из пруда,

Так зовет свою малютку

Кряква, по- другому … (утка)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).

в) Загадка.

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Почему сказали утенок?

Как он появляется на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)


Почему говорят «покрошил яйцо»?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У утки – утенок,

У овечки – овченок ( ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок ( теленок)

У свиньи – свиненок ( поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок ( малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок ( птенец)

III. Обобщение и сообщение темы.

1.На доске мы видим картинки стрекоза, утка с утенком.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

Физкультминутка №1.

Утром стрекоза проснулась. Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.


2.Изучение новой темы.

Выставка книг Б. Житкова.

Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. 

3.Работа с учебником.

Откройте учебник на с.139

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

( высказывания детей)

Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.

Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».

( стр.139 учебника,рассказ читают учитель и учащиеся)

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

- Прилетала ли стрекоза ещё раз?

Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)

Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

5. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

1ч.

С чего начинается рассказ?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.

Хозяйка кормит утят.

2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?

Утята боятся стрекозы. 3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.?

Удивление хозяйки. 4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч?

Разговор Алеши с утятами. 5 ч.




Что произошло?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.?

Алеша прогоняет стрекозу

6 ч.

Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.?

Довольные утята.

2. Работа в группах.

Задания в конвертах

1 группа. Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности. 2 группа. Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.




Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

Рефлексия:

У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):

— Красный квадрат, я активно работал на уроке!

— Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

— Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок

VII. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!