СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Мороз и солнце, день чудесный…»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание дидактических условий для осознания музыкального искусства как особой области культуры. Задачи: Провести пробное соединение двух голосов в распева¬нии; повторить характеристики художественных образов; завер¬шить художественную отработку исполнения песни, повторить музыкальные отрывки с зимними образами; повторить музыкаль¬ные лады — мажор и минор. Планируемые результаты: учащиеся научатся гармоническому исполнению двухголосия; определять характеры музыкальных фрагментов; понимать специфику музыкальных ладов — минора и мажора. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание отрывка «Урок танца. Гавот» из балета С.С. Прокофьева «Золушка», выходят из него после урока под песенку «Человечки» композитора Б. Савельева. Оформление доски: репродукции картин с изображением зим¬него пейзажа; картины или фотографии с изображением сцен из балетов; портреты композиторов И.С. Баха, Л. Бетховена, С.С. Прокофьева, Е.П. Крылатова, балерины Г.С. Улановой; ри¬сунки с изображением музыкальных инструментов симфониче¬ского оркестра.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки для 3 класса на тему: «Мороз и солнце, день чудесный…»»



Разработка урока музыки

для 3 класса на тему:

«Мороз и солн­це, день чу­десный…»









Составитель-учитель музыки:

Хамуева Екатерина Владимировна


Цель:

Создание дидактических условий для осознания музыкального искусства как особой области культуры.

Задачи:

Провести пробное соединение двух голосов в распева­нии; повторить

характеристики художественных образов; завер­шить художественную отработку исполнения песни, повторить музыкальные отрывки с зимними образами; повторить музыкаль­ные лады — мажор и минор.


Планируемые результаты: учащиеся научатся гармоническому исполнению двухголосия; определять характеры музыкальных фрагментов; понимать специфику музыкальных ладов — минора и мажора.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание отрывка «Урок танца. Гавот» из балета С.С. Прокофьева «Золушка», выходят из него после урока под песенку «Человечки» композитора Б. Савельева.

Оформление доски: репродукции картин с изображением зим­него пейзажа; картины или фотографии с изображением сцен из балетов; портреты композиторов И.С. Баха, Л. Бетховена, С.С. Прокофьева, Е.П. Крылатова, балерины Г.С. Улановой; ри­сунки с изображением музыкальных инструментов симфониче­ского оркестра.


Ход урока

I. Музыкальная разминка

Ребята, споем распевание «В путь», объединив два голоса: сна­чала спойте голос, в котором движение следует вверх, потом — го­лос, в котором движение следует вниз. (Проводится мелодическое объединение двух голосов, такой вариант исполняется 2—3 раза от разных звуков.)

Теперь я поделю класс на две группы.

(Первая группа поет восходящий вариант распевания, вторая группа — нисходящий вариант распевания.)

Теперь надо соединить оба этих варианта вместе. Начните петь в унисон, а потом каждая группа должна спеть свой голос.

(Пробное исполнение гармонического двухголосного вари­анта распевания.)

Пожалуйста, повторите ваше пение еще раз, постарайтесь спеть поточнее. Задержитесь на последнем звуке, спойте его с остановкой.

(Распевание с элементом двухголосия повторяется 2—3 раза.

Затем учащиеся повторяют скороговорки «Виноград» и «Каркуша».)

Соедините текст этих двух скороговорок, чтобы получилось одно большое упражнение.

(Класс повторяет текст целиком.)

Теперь попробуем эту скороговорку произнести по ролям, пусть каждый из вас по очереди скажет свое слово как можно от­четливее.

(Выполняют задание по цепочке, начиная с любого школьни­ка, который сидит за первым столом крайнего ряда.

Затем учащиеся поют гамму до мажор на тренировку длинного дыхания.)

II. Повторение пройденного материала

(Прослушивание отрывков из балета «Золушка» и их разбор по модели предыдущих занятий.)

В музыке, рисующей сестер Золушки, звучат комические нот­ки. Это позволяет подчеркнуть разницу между нежным образом мечтательной Золушки и ее злыми сестрами. А чтобы контраст между добрыми и злыми персонажами получился наиболее эф­фектным, в балете роли мачехи и сестер иногда исполняют не ба­лерины, а мужчины-танцовщики.

  • Какая знаменитая балерина исполняла главные партии в ба­летах С.С. Прокофьева? (Галина Уланова.)

Галина Уланова была настолько выдающейся артисткой ба­лета, что ей еще при жизни были поставлены памятники, один из них — в ее родном городе Санкт-Петербурге.

III. Романс «Заход солнца» - исполнение

(Исполнение романса Э. Грига «Заход солнца» по рядам и с дирижерами.)

IV. «Человечки» - завершение разучивания

(Повторение трех куплетов песни «Человечки» и их исполне­ние по рядам с дирижерами. Далее педагог разучивает с классом заключительный куплет песни.)

Кто туда пойти захочет,

Мы расскажем адрес точный,

Их любой найдет.

Надо топать по дорожке

Прямо, влево и немножко

Задом наперед.

(Школьники разучивают, а затем исполняют 4-й куплет и припев.)

V. «Прелюдия № 1» - прослушивание, разбор

  • Вы знаете много стихотворений про зиму. Какими слова­ми говорят о красоте зимы поэты? (Школьники приводят примеры — определения из знакомых стихов и песен.)

Композиторы тоже создали много красивых музыкальных произведений о зиме. Например, вы слушали пьесу под назва­нием «Тройка», где рисуется, как по заснеженному полю скачет тройка коней. А еще нередко в стихах и музыке подчеркивают, что зима — волшебное время года. Может быть, так говорят из-за того,

что зимой природа словно заколдована: все вокруг запорошено снегом, а деревья покрыты инеем.

Сегодня вы услышите пьесу композитора И.С. Баха, которая называется «Прелюдия № 1». Когда будете слушать это произве­дение, попробуйте представить волшебную красоту зимы.

Но сначала поговорим немного о самом композиторе, вы уже слушали его музыку во 2 классе.

  • В какой стране жил этот композитор? (В Германии.)

  • Были ли в его семье еще музыканты? (Да, его отец и стар­шие братья были музыкантами, кроме композиторов, в его семье были дирижеры, исполнители на флейте и органе, сло­вом, из членов семьи Баха можно было бы составить целый оркестр.)

  • На каком музыкальном инструменте играл И.С. Бах? (На органе.)

  • Как рано научился И.С. Бах играть на органе? (В детстве; с 12 лет он уже работалиграл в церкви на органе, и игра его была настолько совершенной, что он был известен как виртуоз.)

  • Был ли знаменит И.С. Бах при жизни? (Нет, его музыка стала широко известна почти спустя 100лет после того, как он умер.)

  • Много ли музыкальных сочинений написал И.С. Бах? (Мно­го; в их числе концерты и пьесы для органа и других инстру­ментов, кантаты и оратории.)

  • Как переводится на русский язык фамилия этого компози­тора? (Ручей.)

  • Что сказал композитор Бетховен о Бахе? («Не ручейокеан ему имя».)

Запишите в тетради название произведения, которое мы сей­час послушаем:«“Прелюдия № 1”, композитор И.С. Бах».

(Прослушивание «Прелюдии № 1» И.С. Баха.)

  • Каким был характер музыки?

  • Какой инструмент исполнял прелюдию?

Несмотря на то что характер прелюдии неторопливый и даже немного печальный, она написана в музыкальном ладу под на­званием «до мажор».

VI. «Кабы не было зимы» - знакомство, разучивание/

  • Какие бывают у детей зимние забавы?

  • Какие песни про зиму и про Новый год вы помните?

(Повторение зимних и новогодних Песен.)

- Приходилось ли вам раньше слышать песню с такой мелодией?

(Педагог исполняет начало песни композитора Е. Крылатова «Кабы не было зимы».)

  • Где вы слышали эту песню? (Эта песня звучит в конце из­вестного мультфильма «Зима в Простоквашино».)

  • О чем говорится в этой песне?

  • Какая она по характеру?

Сегодня вы начнете разучивать эту песню, чтобы потом спеть ее на новогоднем празднике. В мультфильме песня звучит не полностью, а вы на уроках музыки разучите ее целиком. А то, что вы уже слышали эту песню, поможет быстрее запомнить ее мелодию.

Перед началом разучивания запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора: «"Кабы не было зимы", компо­зитор Евгений Крылатов».

Творчество композитора Е. Крылатова знакомо вам по песням к известным мультфильмам, например «Умка» или «Дед Мороз и лето», а еще по музыке к фильмам «Чародеи», «Приключения Электроника».

  • Что означает слово «кабы»? («Если».)

Значит, в песне говорится про то, каких хороших дней и како­го веселья мы лишились бы, если бы вдруг не стало зимы.

(Педагог читает слова 1-го куплета песни, автор слов — Ю. Энтин.)

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы.

(Школьники разучивают и исполняют 1-й куплет.)

  • На что похож напев этой песни?

  • Эта песня авторская или народная? (Авторская, потому что мы знаем композитора, который ее сочинил.)

  • Похожа ее мелодия на народную песню? (Да.)

  • На какую народную песню похожа эта мелодия? (На ча­стушку, на плясовую или игровую песню.)

  • Запомните: во всех куплетах этой песни будут повторяться две последние строчки.

  • Какие строчки надо повторить в 1-м куплете? («Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы».)

(Повторное пропевание 1-го куплета.)

VII. «Сурок» - прослушивание, разбор

В 1 классе вы знакомились с музыкой немецкого композитора JI. Бетховена, слушали его пьесу «Веселая. Грустная».

(Педагог демонстрирует портрет Бетховена.)

Вы только что слушали музыку композитора И.С. Баха, кото­рый родился и жил в Германии. В этой же стране родился и жил композитор Л. Бетховен, только спустя почти 100 лет.

Давайте послушаем пьесу Бетховена «Веселая. Грустная». По­пробуйте своим выражением лица показать мне, какая музыка мучит — веселая или грустная.

(Прослушивание произведения.)

  • Сколько раз менялся характер музыки? (Три раза.)

  • На музыке какого характера закончилась пьеса? (Веселого.)

  • Вы услышали, как в частях этой пьесы менялся музыкаль­ный лад?

Веселая часть была написана композитором в мажоре, а груст­ная — в миноре.

Сегодня вы послушаете еще одно произведение композито­ра JI. Бетховена — песню под названием «Сурок». В этой песне рассказывается про мальчика-шарманщика, который бродит по городу, исполняя музыку на шарманке. А вместе с ним пу­тешествует и маленький зверек — сурок, которого мальчик на­зывает своим товарищем. Запишите в тетрадях название песни и композитора, создавшего для нее музыку: «“Сурок”, компо­зитор J1. Бетховен».

(Прослушивание песни «Сурок».)

  • Каким был характер песни «Сурок»? (Грустным, печальным.)

  • Повторялся ли в песне один и тот же мотив? (Да.)

  • Знаете ли вы, что это за инструмент, на котором играл юный герой песни, — шарманка?

Это старинный инструмент, который издает звуки, если кру­тить его ручку. Шарманка умела исполнять всего-навсего одну мелодию. Обратите внимание: в мелодии песни композитор по­вторами одного мотива передает звучание шарманки.

  • Что особенного было в словах этой песни? (После каждой строчки повторялись слова «И мой сурок со мною».)

(Педагог читает начало стихотворения И. Гете в переводе С. Заяицкого.)

По разным странам я бродил,

И мой сурок со мною

И весел я, и счастлив был,

И мой сурок со мною!

(Школьники повторяют слова 1-го куплета.)

И мой всегда, и мой везде,

И мой сурок со мною.

И мой всегда, и мой везде,

И мой сурок со мною.

(Проводится повторное прослушивание произведения.)

  • В каком музыкальном ладу написана песня «Сурок»? (В ми­норе.)

  • Какой композитор сочинил пьесу «Веселая. Грустная» и песню «Сурок»?

  • В какой стране родился композитор JI. Бетховен?

  1. Вокальная импровизация

  • Отличается ли зимняя одежда от летней?

  • Какие головные уборы носят зимой? (Ответы учащихся.)

А еще зимой популярны вязаные шапочки, у которых наверху пришиты забавные круглые помпончики. Такие помпончики делают из ниток или из кусков материи, которые остаются после шитья. Вот про эти помпончики вы сейчас сочините свои вокальные импровизации.

(Школьники разучивают стихотворение И.А. Агаповой «Помпончики».)

Пушистые помпончики

Из разноцветных тряпочек,

Словно медальончики

Качаются на шапочках.

  • Какое настроение создает стихотворение?

  • Какой музыкальный жанр можно использовать для вокального напева текста?

  • Каким будет характер вашей музыки?

XIX. Устный «Блицопрос»

-На сколько голосов вы пели распевание «В путь»?

-Какую русскую народную песню вы пели каноном?

XX. Рефлексия

-Какой композитор написал «Прелюдию № 1»?

  • Покажите на рисунках музыкальный инструмент орган.

  • В какой стране жил композитор И.С. Бах?

  • Какой еще композитор родился и жил в Германии? (Л. Бет­ховен.)

  • Как менялся музыкальный лад в произведении J1. Бетховена «Веселая. Грустная»?

  • Какое еще произведение композитора JI. Бетховена вы слу­шали сегодня?

  • О чем говорится в песне «Сурок»?

  • В каком ладу написана песня «Сурок»?

  • Какую песню вы закончили разучивать на сегодняшнем уроке? («Человечки».)

  • Какую песню о зиме вы начали разучивать сегодня?

  • Какой композитор создал музыку для песни «Кабы не было зимы»?

  • В каких фильмах и мультфильмах звучат песни композитора Евгения Крылатова?

  • Что означает слово «кабы»?

  • Про что поется в песне «Кабы не было зимы»?

XXI. Контрольный момент- «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

«Прелюдии № 1» И.С. Баха;

песни «Сурок» JI. Бетховена;

песни «Кабы не было зимы» Е. Крылатова.)

XXII. Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя песню «Кабы не было зимы» композитора Е. Крылатова.





Источник:

Музыка . 3 класс. Учебник / В. В. Алеев. -8-е изд, стереотип.-

М. :Дрофа. 2014 г.

Учебник предназначен для учащихся 3 класса общеобразовательной школы.










Скачать

© 2017 1396 21

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!