СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока МХК "Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: способствовать формированию  у  обучающихся представлений о художественной культуре  Античности и Средневековья. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока МХК "Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика".»

МХК. 9 класс. УРОК № 11. ТЕМА. Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика.

Цель: способствовать формированию у обучающихся представлений о художественной культуре античности и Средневековья. Развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся и истоками и характером античности, романского и готического стилей;

  • Выявить отличительные особенности античности, романского и готического стилей; развивать познавательную активность;

  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.


Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: проектор, видеоролик, презентация, элементы инсталляции

Ход урока

I. Организационный этап.

(приветствие, контроль готовности к началу работы)

II. Мотивация образовательной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

- Мир художественной культуры богатый и красочный, неповторимый и самобытный. Вспомните рассказ Р.Бредбери «Улыбка» Что произошло с людьми, когда они перестали замечать красоту?

– Давайте беречь наш мир, ценить красоту, изучать, понимать и создавать культуру. Я предлагаю вам перенестись в далёкое прошлое, познакомиться с этапами развития и особенностями мировых художественных стилей, выявить отличительные особенности античности, романского и готического стилей. (слайд 1) Запишите тему урока: Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Давайте вспомним, что такое стиль? (слайд 2 ) Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства. Обратите внимание на периоды развития художественной культуры. (слайд 3) О зарождении культуры мы с вами уже говорили. А сегодня я приглашаю вас в путешествие во времена античности и Средневековья. Работать мы будем в группах. Каждая группа получила задание; представить свой определённый художественный стиль. И начинаем мы с античности.

1. БЛОК

I. Выступление 1группы «Античность»

1 Ученица. (Слайд 4))

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Осип Мандельштам

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

(Слайд 5) Как журавлиный клин в чужие рубежи, —
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит,
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

2 Ученица. (Слайд 6)

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

(Слайд 7) На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов.

3. Работа в тетради.

Под античной (от лат «antiquus» - древний) понимают культуру Древней Греции (с 3 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) и Рима. Античная культура – «колыбель» европейской цивилизации. Древнегреческая культура – культура отдельных полисов (городов-государств), но вместе с тем определенный культурный тип с присущими ему характерными особенностями:

1) демократичность; 2) господство таких эстетических категорий как красота, мера и гармония; 3) антропоморфизм («человек есть мера всех вещей»); 4) агональность (состязательность).

Мы хотели бы, чтобы вы, для полного понимания античного искусства, познакомились с новыми понятиями.

Калокагатия – единство доброго и прекрасного, идеал гражданских добродетелей, сочетающих в себе военные качества и гражданские достоинства.

Катарсис – особое действие искусства, очищение и возвеличивание человеческой души, пища для нее. Именно так действует античное искусство на человека.

Мы предлагаем вам просмотр видеоролика.

Задание: 1. Внимательно смотреть.

2. Записать имена мастеров античности и их произведения искусства. Внимание на экран.

4.Просмотр видео. https://www.youtube.com/watch?v=3QcYUfhpIQ0

II. Закрепление материала.

1.Работа в группах

2. Презентация работы в группах.

2 . Слово учителя.

Давайте переместимся в далёкое прошлое - 4-16 в н.э. в Средневековье, увидим величественные и вместе с тем загадочные храмы, войдем в них. (Слайд 8) Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу.

2 БЛОК

1. Выступление группы «Романский стиль»

1 учащийся

Мы хотели бы предложить вам виртуальную экскурсию в Средневековье.

Задание: составить ассоциативный куст «романское искусство».

Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. ( Слайд 9) Так обозначали европейское искусство X -XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого “романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название “романское искусство” сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

2 учащийся

(Слайд 10) - Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею “крестного пути” страдания и искупления грехов.

- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом.
- Но ведущим началом романского зодчества была стена.
(Слайд 11) - Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.
- В романский период впервые появилась монументальная скульптура.( Слайд 12) Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).

Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

(Слайд 13).

1 учащийся

(Слайд 14) Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала собора в Шартре (середина XII в., Франция). В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами. Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора. (Слайд 16) Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время сердечной мягкости. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, орел, лев и бык – не внушают страха, напротив, - это мирные стражи и верные помощники Бога.

(Слайд 17) .Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой.

(Слайд 18, 19 ) Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия.

II. Закрепление материала.

1.Работа в группах.

2. Презентация работы в группах.

3 БЛОК

1. Выступление группы «Готика»

1 учащийся

Мы продолжаем виртуальную экскурсию и предлагаем вам пройти в зал готики.

Задание: составить сенкан к понятию готика

(Слайд 20) .Наименование “готическое искусство” (от итал. gotico – “готский”, по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. “Готическое” в те времена означало “варварское” в противовес “римскому”: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать “темными веками” в истории человечества. Однако название “готическое” сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.

- Термин “готическое искусство” возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.

- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. - Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.



2 учащийся

(Слайд 21) . Осип Мандельштам

NOTRE DAME

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

(Слайд 22) Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая “королевская галерея”, изображения библейских царей и французских королей.

(Слайд 23) .Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

1 учащийся

(Слайд 24 - 28) В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

II. Закрепление материала.

1.Работа в группах.

2. Презентация работы в группах

IV. Итоги урока. Оценивание.

1. Заключительное слово учителя.

V. Домашнее задание. (Слайд 29) Подготовить анализ 1 произведения искусства античности, романского стиля, готики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!