Урок в 5 классе «Метод координат как способ кодирования информации»
Цели:
Обучающая:
познакомить учащихся с методом координат, как формой числового кодирования графической информации
усвоить понятие система координат
освоить основные приемы построения изображений в системе координат.
Развивающая:
развитие логического мышления, внимания, усидчивости.
Воспитывающая:
повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.
Ход урока:
1. Организационный момент
Я рада всех приветствовать на нашем уроке. У нас на уроке присутствуют гости, пусть вас это не смущает, не сковывает. Я всем желаю удачи, хорошего настроения. Давайте как-раз и проверим у кого какое сейчас настроение. У вас на партах кружочки-смайлики. Выберите один из них.
Ребята, а что вы сейчас сделали? Вы графически представили свое настроение в начале урока! Надеюсь, к концу урока оно ни у кого не ухудшится.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке. Продолжите определения. Код – это система условных знаков
для представления информации. Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.
О каких способах кодирования информации говорили с вами на прошлом уроке?
Числовой
Графический
Символьный
2. Установка познавательной задачи
– Сегодня в ваших школьных учебниках много рисунков и другой графической информации..
– Рисунки, фотографии и графики помогают понять и усвоить даже самый трудный материал.
Неслучайно народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Графическая информация может быть представлена в виде чисел. Графический объект можно представить как некоторое количество точек на плоскости. Положение точки на плоскости будет определять Код.
Вы должны сегодня научиться связывать числа и точки на плоскости. Для этого используется один из способов представления графической информации. Чтобы узнать что это за способ, я предлагаю вам разгадать головоломку:
ГОЛОВОЛОМКА.
Каждой букве алфавита поставлена в соответствие цифра и буква: первое число - номер столбца, а второе - номер строки. Пользуясь данной таблицей, расшифруй головоломку:
Первое слово: (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
Второе слово: (1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)
В головоломке зашифровано 2 слова: МЕТОД КООРДИНАТ. Итак, запишите тему урока: «МЕТОД КООРДИНАТ».
Продолжите фразы:
«Сегодня на уроке я хочу узнать…»
«Мне хотелось бы научиться…»
Вы сами сформулировали цель нашего урока.
Цель урока:
Научиться использовать метод координат для кодирования графической информации.
Задачи урока: познакомиться с понятием «координатная плоскость»;
расширить представление о способах кодирования графической информации;
научиться применять метод координат для кодирования графической информации.
На каком уроке вы слышали похожие слова: координата, координатная прямая, координатный луч (ось)? На уроке математики.
На математике вы изучали числовую ось. Это простейшая система координат, представляющая собой прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением.
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Что она собой представляет?
Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси. Таким образом, мы получили прямоугольную систему координат. ЕЕ используют, для того, чтобы связать числа и точки.
Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная - осью OY.
Место пересечения осей ОХ и ОY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 ("ноль").
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес.
Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе - по оси ОY.
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома:
сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимается на нужный этаж (по оси ОY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на координатной плоскости.
Как же определить координату точки (её “адрес”)?
Сначала определяем на какую величину отстоит точка от О по оси OХ, а затем поднимаемся вверх вдоль оси OY.
В жизни мы часто сталкиваемся с методом координат.
Если вспомнить, как выглядит шахматная доска, то принцип определения положения фигур на ней будет тот же. В нижней строке определяем букву, соответствующую положению фигуры, вдоль левого края находим соответственную цифру.
Давайте определим положение шахматных фигур на доске.
Наверное, вам знакома игра «Морской бой», которая тоже построена по принципу метода координат. Примерами этого метода могут служить многоэтажные дома, расположение парт в классе, мест в кинозале. По входному билету на урок определите свои координаты в кабинете.
1. Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек:
1 (2,3), 2 (2,9), 3 (8,9), 4 (8,3)
Если последовательно соединить эти точки, то получится квадрат.
2. А теперь задание наоборот. Дана фигура треугольник, а вам нужно определить координата вершин треугольника.
3. Практическая работа по карточкам (групповая работа).
Метод координат, о котором мы сегодня говорим, был открыт одним из выдающихся математиков, имя которого мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.
У вас на столах карточки, их шесть. ( В каждой карточке закодирована буква, именно из этих букв мы и составим фамилию ученого, создателя прямоугольной системы координат).
Из букв на доске составляем слово: Декарт!
Сообщение о Декарте.
Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат,.
Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода.. Отец Декарта был судьей, и он мечтал видеть своего сына юристом. Получив звание бакалавра и лицензию юриста, Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину.
Научное описание прямоугольной системы координат Рене Декарт впервые сделал в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому прямоугольную систему координат называют также — Декартова система координат.
Перед тем как вы приступите к выполнению практической работы на ПК, давайте немного отдохнем (физкультминутка).
Мы славно потрудились,
И славно отдохнем,
Мы сделаем зарядку,
И снова в путь пойдем.
4. Практическая работа за ПК. Учащиеся работают с программой Графический диктант.
5. Итог урока:
Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.
Закрепили умение определять положение точек на плоскости и выстраивать по ним фигуры.
Мы меняли форму представления информации с числовой на графическую или символьную.
ВОПРОСЫ. (Устно)
О каких основных способах представления (кодирования) информации ты сегодня узнал?
Используя какой метод можно представить графическую информацию с помощью чисел?
Кто предложил всему миру метод координат?
Если выбрать любую точку на плоскости, то сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются?
Как правильно записываются координаты точки? Приведи пример координаты точки.
6. Задание на смекалку:
В таблице спрятана записка для каждого из вас. Расшифруйте текст этой записки. (В5, А1, Г3, А4, В1).
Не забудь разделить текст на слова.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | Мол | Гла | Оди | ц.У | яжа | яза |
Б | -е | шо | яцх | оги. | юут | адв |
В | РА! | алу | йца | цаф | Ты - | чше. |
Г | едл | нза | оде | гон | оро | вно |
Ты – молодец. Ура!
7. Рефлексия. Отметьте, какое у вас настроение в конце урока. Все ли вам было понятно?
8. Домашнее задание:
§7(стр. 50-54) - Метод координат
Выполнить задание в рабочей тетради №99 – 2 любых варианта.
Подготовить сообщение о Рене Декарте