СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 5 классе на тему "Герасим и Муму. Счастливый год"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 5 классе создана для проведения занятия с детьми в коррекционной школе. Урок представляет собой анализ отдельно взятых эпизодов рассказа И.С.Тургенева "Муму".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 5 классе на тему "Герасим и Муму. Счастливый год"»

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов









УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 5 классе

на тему

«Герасим и Муму. Счастливый год».







Учитель русского языка и литературы

ГБОУ РЦДО г.Стерлитамак

Республики Башкортостан

Астафьева Н.Н.



2021 г.

Тема урока: «ГЕРАСИМ И МУМУ. СЧАСТЛИВЫЙ ГОД»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

Образовательные:

- научить обучающихся работать с текстом;

- раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной речи через выполнение заданий;

Воспитывающая:

- воспитывать интерес учащихся к творчеству И. С.Тургенева и его личности;

- воспитывать любовь к животным.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу «Муму», аудиозаписи звуков, презентация

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Предлагаю послушать звуки окружающего нас мира.

(включается аудиозапись со звуками шум моря, завывание ветра,

крик чаек, лай собаки)

- Неправда ли, зимним морозным днём приятно побывать на море, услышать его шум, крик чаек, перенестись в поле, степь, где хозяйничает ветер, посетить двор, где живёт собака - охранник чьей-то частной собственности и лучший друг?


  1. Проверка домашнего задания

- Кто стал лучшим другом Герасима?

- Как в судьбе Герасима появилась Муму?

- Какой породы был щенок?

- Где обустроил место для Муму Герасим?

- Опишите Муму.

- Почему мы осуждаем поступок Герасима?


  1. Изучение новой темы.

- Судить со стороны всегда легко. Никто из нас не может быть уверенным, что, оказавшись на месте Герасима, поступил бы иначе.

Жизнь учит нас быть мудрыми. Но эта жизненная мудрость приходит лишь с годами, опытом. А опыт - это, конечно же, ошибки, совершенные нами и затем проанализированные.

Вот что об этом пишет в своём стихотворении Вероника Частикова:

Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу, и в тиши

Красоту и величье человечьей души,

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять.

Вот судьба что пошли мне - уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.

- Сегодня на уроке мы продолжим анализировать рассказ Тургенева «Муму», разберемся в чувствах и переживаниях Герасима.

- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

(Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим

«очень доволен был своей судьбой»)

- Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

(Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой…)

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

- Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

Добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Маленькая собачка и есть «семья» героя. Благодаря Муму главный герой год прожил счастливо.


Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

- Перескажите эпизод, как пропала Муму.

- Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?

(Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

(Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни.

Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.)

- Какой вопрос вам хочется задать автору?

- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал?

(Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным,

самостоятельным действиям героя.)


4) Работа с текстом

- Перед вами карточки с текстом. Найдите в тексте ошибку и исправьте её.

I Степан принес блюдечко с молоком, поставил перед Муму, но Муму даже не понюхала молока и все дрожала и озиралась по-преднему.


II - Ах, какая же ты! – промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить её, а Муму облизала ей лицо и завиляла хвостом.


III Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

- Да, да,- возразил тот, кивая головой,- да, непременно.

Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая все время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и показал знак протеста, дав понять, что никогда этого не сделает.


- А теперь проверьте себя: найдите в тексте правильный ответ и оцените свою работу.

5) Итог урока. Рефлексия.

- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

(выявление личностно-эмоционального отношения к герою)


«Почему И.С.Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»

(Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом)

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима

не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой

терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений)


- Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.


6) Домашнее задание

Письменно ответьте на вопрос: прав ли писатель, называя Герасима самым замечательным человеком среди дворни?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!