Урок литературного чтения в 3-ем классе
(С использованием технологии деятельностного подхода)
Тема: Н. Носов «Бенгальские огни».
(по УМК «Школа России»)
Цель: ознакомить детей с рассказом Н.Носова «Бенгальские огни».
Учебные задачи:
предметные: Расширить кругозор о жизни и творчестве Н Н.Носова.
Учить осознанному, вдумчивому чтению литературных произведений.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
межпредметные: создавать условия для высказывания мнений ,для развития речи,
определять учебные задачи урока, обобщать изученную информацию в
виде синквейна;
личностные:
формировать навыки сотрудничества, развивать воображение, умение передавать
различные интонации при чтении.
Оборудование: портрет Н. Носова, выставка книг Н. Н. Носова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Игра «Внимательный читатель»
Игра усложняется тем, что зачитывается не начало предложения, а
его заключительные 2-3 слова.
3. Мобилизующий этап.
Формирование обучающимися темы и цели урока.
- Прочитайте зашифрованные слова, и вы узнаете имя автора,
с произведением которого познакомимся на уроке. Повторяющиеся буквы в
фамилии, имени, отчестве автора заменены цифрами. Догадайтесь, какие это
буквы.
1ИК2ЛАЙ (Николай
1ИК2ЛАЕ3ИЧ Николаевич
12С23 Носов)
- А тетерь прочитайте название рассказа.
«БЕ1ГАЛЬСКИЕ 2Г1И»
- Сформулируйте тему нашего урока
- Отталкиваясь от темы, давайте поставим цели нашего урока.
- Опорные слова на доске помогут вам.
1. Расширить кругозор о ________ Н. Н._______ .
2. Совершенствовать навык _______ , _______ и вдумчивого чтения.
3. Учиться передавать различные _______ при чтении, отвечать на…..
4. Развивать ______ , ______ ,_______ .
4. Беседа о жизни и творчестве Н. Н. Носова.
(Показ учителем портрета Н. Носова.)
- В соответствии с 1 целью, мы поговорим о жизни и творчестве
Н. Н. Носова.
- Назовите годы жизни. (1908 – 1976)
- Сколько лет ему со дня рождения?
- Глядя на портрет Н. Н. Носова, попробуйте предположить каким он
был человеком? (Ответы детей)
- Н.Н. Носов много знал, обладал от природы разнообразными
талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ему было о
чём рассказать людям, поэтому ему захотелось стать писателем.
- С какими произведениями вы уже знакомы?
- Для кого Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы?
- Для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался
«Затейники», он отнёс в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это
было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Живая
шляпа», «Огурцы», «Фантазёры»... (Показ книг на выставке)
- Кто был главными героями этих рассказов? (Симпатичные мальчишки
Мишка и Коля.)
- Кроме весёлых рассказов, что ещё написал Н. Носов?
(Несколько повестей о школьной жизни: «Весёлая семейка»(1949),
«Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе дома»(1952).
- Позднее к этим весёлым героям присоединился ещё один, на этот раз-
-сказочный.
- Назовите этого героя? (Незнайка.)
- Незнайка – и вместе с ним целая орава весёлых и шумных друзей-коротышек –
принесли Носову наибольшую известность.
- Вы, конечно, догадались, кто будет главными героями рассказа «Бенгальские
огни»? (Мишка и Коля)
- А кто является главным зачинщиком всех приключений и проказ?
(Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник)
- Интересно, какой же идеей был одержим Мишка в рассказе «Бенгальские огни»?
Давайте прочитаем и узнаем об этом.
5. Чтение произведения.
(Учитель – ученики)
- При чтении присмотритесь к главным героям произведения.
6. Анализ произведения.
- Какой идеей был одержим Мишка в канун Нового года?
- Достиг ли он своей цели?
- Что вы можете сказать о каждом из героев? Какие слова из текста
вам могут помочь в этом?
Мишка Коля
выдумщик спокойный
затейник сообразительный
путаник терпеливый
болтун ответственный
любил приврать хороший друг
никогда не унывал
хороший друг
- Составьте синквейн;
- Как автор относился к своему другу?
- Как к Мишке отнеслись остальные ребята, приглашённые на ёлку?
- Как вы думаете, почему?
- А ваше отношение к Мишке? Почему он вам нравится? (С ним не
скучно.)
- Хотели бы вы, чтобы такие мальчишки учились в вашем классе?
- Если оглядеться вокруг, таких выдумщиков и фантазёров в жизни
немало.
7. Работа в парах.
- Выберите любой отрывок и подготовьтесь прочитать его по ролям.
- Каким голосом и с какой интонацией будете читать слова каждого из
героев?
8. Конкурс на лучшее чтение по ролям.
Анализируют сами учащиеся, а учитель обобщает и выставляет отметки.
9. Рефлексия. Итоги урока
- Как вы думаете, мы выполнили цели, поставленные в начале урока?
-Выберите и продолжите любое предложение
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя…
-После урока мне захотелось…
- Что вам особенно понравилось?
- Кто отличился в чтении?
- Какие ещё произведения написал Н. Носов кроме рассказов?
- Для кого Н. Носов – один из любимых писателей.
- Тогда отправляйтесь в библиотеку и возьмите «Приключение
Незнайки» и сборники весёлых рассказов. На следующем уроке мы
проведём конкурс на самого внимательного и вдумчивого читателя
произведений Н. Н. Носова.
10. Домашнее задание.
Составить кроссворд по рассказу «Бенгальские огни».
Принести книги Н. Носова.
Подготовиться к конкурсу на самого внимательного читателя произведений Н.
Носова.