СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИЗО в 3 классе "Твоя посуда"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Красота букетов из Жостово. Твоя посуда".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ИЗО в 3 классе "Твоя посуда"»

Тема урока: Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.



Цель: ознакомление детей с предметами народного быта, которые постоянно используются в доме, посудой, с приемами жостовской росписи.

Задачи:

Обучающие: показать зависимость формы и декора от назначения посуды, обучить приемам жостовской росписи, формировать умения и навыки учащихся при выполнении послойного жостовского письма. Развивающие: развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. Воспитывающие: воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

1. Слайды с изображением посуды и художественных народных промыслов. 2.Учебные таблицы и пособия 3. Готовые изделия, основа для росписи (пластинка)

Для учащихся: Гуашь, кисти (крупные и мелкие), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей.

Музыкальный ряд: русские народные песни.



ПЛАН УРОКА

1. Организационное начало (2 мин.) 2.Объяснение нового материала (10 мин.) 3. Физкультминутка (2 мин.) 4.Самостоятельная работа учащихся(26 мин.) 5.Подведение итогов (5 мин.)





ХОД УРОКА

1.Организационное начало: учитель проверяет подготовку детей к уроку, сообщает тему и задачи урока.

2. Объяснение нового материала

Беседа

  • Учитель. Назовите предметы быта, которые вы встречали у себя дома. Дети перечисляют. Правильно, это посуда. А теперь давайте отправимся с вами на выставку посуды. (Слайд 2). Какую посуду вы видите на выставке? Дети перечисляют. Что украшает посуду? Правильно, узоры. Большую роль в создании посуды играет художник. Он конструирует и украшает посуду, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но бывает посуда в одном экземпляре, которую украшает узорами автор -художник своими руками– авторская выставочная работа. В зависимости от формы и декора различают посуду повседневную, праздничную, сувенирную. (Слайд 3). Большое значение имеет материал, из которого посуда сделана. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. (Слайд 4). Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но боле прочная. (Слайд 5). Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о посещении страны, города. (Слайд 6). Посуда может быть ещё веселой, торжественной или безразличной, скучной. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором посуды может быть роспись или переводные картинки. Давайте вернемся на выставку. (Слайд 2). Ответьте на вопросы: 1) Какую посуду вы встретили на выставке? 2) Какую посуду вы купили бы? 3) Почему?

Обратите внимание на конструкцию посуды. Какие геометрические тела вы заметили в ней? Правильно. В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усечённого конуса, части шара и их сочетания. Кроме тех видов посуды, которые вы встретили на выставке, до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом. Мы познакомимся с вами с самыми популярными промыслами Хохломой, Гжелью, Жостово. (Слайд 8) На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. (Слайд 9) Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой. (Слайд 10) На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень. Гжель  - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.(Слайд11) Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. (Слайд 12)

Цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. (Слайд 13) Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные "букеты враскидку", поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке. Хотя мы и узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке – яблоко, жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это - условное изображение, воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету. (Слайд 14) Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса. ( Слайд 15) Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Какова цветовая палитра на подносах? Почему цветочные букеты не сливаются с подносом? Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок? Подсказкой для вас станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма.

Физкультминутка

Упражнение «Едет солнце»

Едет, едет солнце В золотой карете (Руки согнуты, сжаты кулачки, передвигают ногами)

Видит, видит солнце Сверху всех на свете (руки «под козырек»- вглядываются) И щенка, и петуха, и козу с рогами (изображают животных произвольно) И как Петя во дворе Машет кулаками (машут кулаками)

Как вы думаете, Петя такой же добрый, ласковый, как солнышко? А понравилось солнышку, как Петя себя ведёт? (ответы детей). Покажите выражением лица солнышко. А теперь покажите Петю.

3. Самостоятельная работа учащихся

Постановка художественной задачи

Задание: Любимой игрушкой для девочек является, конечно же, кукла. Давайте сделаем ей в подарок жостовский поднос, чтобы она могла встречать гостей. Учитель показывает на подготовленной основе приемы жостовской росписи в той последовательности, которая показана на таблице. Дети выполняют роспись пластинок, повторяя за учителем.

На доске находится таблица с поэтапными рисунками жостовского письма

Приемы жостовской росписи



Замалевок




Тенежка




Прокладка




Бликовка




Чертежка




Привязка



4.Подведение итогов: Просмотр выполненных работ, обсуждение и оценка. Давайте вернемся к нашим вопросам, на которые вы не смогли дать ответ. Так какова же цветовая палитра на подносах? Почему цветочные букеты не сливаются с подносом? Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок?

Дети дают ответы.

Домашнее задание: рассмотреть мамины платки, принести один из них на следующий урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!