СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Исторический портрет П.А.Столыпина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок строится по кейс-технологии. Урок как повторительно-обобщающий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Исторический портрет П.А.Столыпина»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Исторический портрет Столыпина П. А.» человека с государственным мышлением» успокоитель или борец за благо России?"


ФИО (полностью)

Нестерова наталья Дмитриевна

Место работы

МАОУ гимназия 4

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

9 класс





Базовый учебник

  1. История России. XX — начало XXI века. Учебник для 9 кл. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.  10-е изд. - М.: Просвещение, 2010. — 400 с.


7. .Цель урока: Дать представление о П.А.Столыпине в начале XX века как крупном государственном деятеле, показать всю широту его государственного мышления.

8. Задачи:

- обучающие: создать общую картину деятельности премьер-министра Столыпина, раскрыть человеческие качества, достоинства и недостатки Столыпина-человека, Столыпина-реформатора и значение его деятельности для дальнейшего развития России

-развивающие: Формирование навыков работы с документами, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога. развитие навыков дискуссии, умения выражать свою точку зрения и её отстаивать,

-воспитательные: воспитывать информационную культуру, повышать интерес обучающихся к изучению истории на основе внедрения современных информационных технологий и их использования, Воспитание гуманистических убеждений

9.Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием кейс-технологии

  1. Формы работы учащихся: работа с документами, дискуссия


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

Мотивацион

ный

Учитель приветствует учащихся и читает отрывок.

Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – Киевский городской театр. Антракт. Зрители прогуливаются в фойе. В тот вечер давали оперу Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". В антракте после второго действия высокий плечистый человек в придворном мундире поднялся со своего места в первом ряду и повернулся лицом к залу, опершись на ограждение, отделявшее партер от оркестра. Никому не известный юноша, сидевший во время спектакля в задних рядах, стремительно приблизился по проходу и, не сказав ни слова, дважды выстрелил в грудь человеку в мундире из револьвера "браунинг". Через четыре дня после покушения, 5 сентября 1911года, глава кабинета министров России скончался в частной клинике. 

В шестидесятые Россия бунтовала.

Вбирая мятежи тех столь далёких лет.

И именно тогда и появился

На свет столь важный для России человек.

Карьера начиналась в Министерстве,

Дворянства предводитель. Потому

Он отдавал России своё сердце,

Хотел великой сделать Родину свою.


Учитель: Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Личность Столыпина всегда вызывала интерес и очень неоднозначно оценивалась: большевики давали резко негативную оценку – Ленин назвал Столыпина «вешателем, погромщиком, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян, устройством погромов…», «либералом–реформатором». Им противоречат такие определения как «русский колосс», «гениальный государственный деятель», «русский Бисмарк».
Об интересе к личности Столыпина свидетельствует и такой факт: в 2008 году в России проводился опрос «Имя России», когда россиянам предлагалось назвать имя исторического деятеля, достойного считаться олицетворением российской истории. По результатам голосования в первой тройке оказались: Александр Невский, Петр Столыпин и Иосиф Сталин. 

В чём- то он исторически прав,

Ну, а может, принёс много горя,

Суть решений своих, не поняв.

Пустословить о нём можно много,

Осуждать, оскорблять, презирать,

Ну а мы его жизни дорогу

По ступеням хотим разобрать


Сегодня мы с вами попробуем дать свою оценку деятельности Столыпина более, чем 110 лет спустя после его гибели. Как мы видим, Петр Аркадьевич Столыпин занял вторую строчку, оставив позади и Александра Освободителя, и Екатерину Великую, и Александра Сергеевича Пушкина, названных в числе 12 россиян, достойных звания «Имя России». Этому человеку и будет посвящен наш урок.

Кто из них прав?

В чем его сила и слабость?

Ученики записывают в тетради число и тему урока

2

Работа с кейсами (основной)

Кейс №1. 1 группа

Из биографии Столыпина.

Внимание уделяется его биографии, истории семьи, основным направления деятельности. происходит знакомство с памятными местами. Отвечают на вопросы. (приложение )

Кейс № 2.

Отношение к государственной власти.

(приложение 2) ( видеофрагмент – Речь Столыпина в ГД)

Кейс № 3.

Штрихи к портрету П.А.Столыпина.

Видеофрагмент

(приложение 3)

Кейс № 4.

Смерть П.А.Столыпина. Отклики на его смерть

Ученики каждой группы анализируют документы кейса. Делают обобщающие выводы. Остальные делают записи в тетради и дополняют группу, если желают.

3

Закрепление

Итак. Кто он П.А.Столыпин?

(Приложение №5)

Составляем кластер. Как современники оценили личность и деятельность П. А.Столыпина? (Из предложенных высказываний выделите главную черту, которую видит современник в Столыпине)


Ученики получили высказывания современников о П.А.Столыпине и записывают поочереди на доске)


4

Рефлексия

Учитель:  Применяя информацию, полученную  в ходе  урока и используя формулу ПОПСа, где

П – позиция «Я  думаю , что…»

О – обоснование «Потому что…»

П – пример «Это можно подтвердить тем, что…»

С – суждение «Таким образом…»

Наверное, самое главное большинство жителей России и не только России помнят кто такой П.А.Столыпин.

Он пал за правое дело, стремясь вывести страну из кризиса.

В 1911 году кадеты бросятся искать «второго Столыпина». Но не было… не стало человека, не желавшего оставаться безвольным зрителем…в своей стране.








Приложение


Кейс 1



Биография Петра Аркадьевича Столыпина

Столыпин Петр Аркадьевич (2 апреля 1862—5 сентября 1911). Из старинного дворянского рода, крупный землевладелец (имение на 1911 — 950 десятин в Пензенской губернии, 835 десятин в Ковенской, 820 десятин в Нижегородской и два дома в Петербурге, у жены Ольги Борисовны, урожденной Нейдгардт, 4845 десятин в Казанской губернии).

У прадеде было 6 сыновей, среди которых были адъютант Суворова, 5 очерей: одна из них бабушка М.Ю.Лермонтова. дед по материнской линии, князь М.Д.Горчаков, был главнокомандующим во время крымской войны. Лев Толстой был его племянником.

Столыпин окончил физико-математический факультет Петербургского университета со степенью кандидата. С 1884 причислен к Министерству внутренних дел, с 1886 — к Департаменту земледелия и сельской промышленности. Пожалован в звания камер-юнкера Двора (1888), камергера Двора (1896). С 1889 ковенский уездный предводитель дворянства, с 1899 губернский предводитель дворянства Коменской губ. 15 февраля 1903 назначен саратовским губернатором. Действительный статский советник (1904). 26 апреля 1906 назначен министром внутренних дел, а в день роспуска I Думы, 8 июля 1906, сменил И.Л. Горемыкина в должности председателя Совета министров, сохранив за собой портфель министра внутренних дел. 6 декабря 1906 пожалован в гофмейстеры Двора, 1 января 1907 назначен членом Государственного совета, с 1 января 1908 статс-секретарь е.и.в.

Вопросы:

- Играет ли, с вашей точки зрения, родословная определенную роль в формировании личности?

- Какие качества и черты мог перенять у своих предков П.А.Столыпин ?



























Кейс 2.

Документ 1 (1).

            Интересно отметить, что П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в государстве, не суть главное и тем более не есть условие реформ экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие: программа реформ была рассчитана на буржуазно- демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические(например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной для качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и верил в личность императора- политика, скажем, недалекого.

Н. Эйдельман. "Революция сверху" в России М.: "Книга", 1989.с. 162.



Документ 2

«Русское государство росло и развивалось из своих собственных корней, и вместе с ним изменялась и верховная царская власть. Премьер- министр считал, что манифестом 17 октября 1905 года с высоты престола «было предсказано развитие чисто русского, отвечающего народному духу , и историческим преданиям государственного устройства».

П. А. Столыпин в основу своей государственной деятельности положил принцип «Либеральные реформы и сильная власть», высказанным основателем государственной школы Б.Н. Чичериным. Понимая, что упование правительства только на карательные меры есть верный признак его бессилия. Столыпин основное внимание уделял не поиску зачинщиков революции, а разработке реформ, способных, по его мнению, разрешить главные вопросы, вызвавшие революцию, пытался наладить диалог с представителями оппозиционных политических сил. В то же время он не избегал, карательных действий, что позволяет в целом оценить его политический курс как политику «кнута и пряника».

Все помнят его короткие фразы:

«Не запугаете!»

«Сначала успокоение-потом реформы»

«дайте мне 20 лет покоя, и я реформирую всю Россию»

«Только война может погубить Россию»

«Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия»



















Кейс-2 (2)

Документ 3

Взамен грезам революции он предложил обществу путь черновой работы, исправления самих себя, путь всегда неудобный, предполагающий стояние в правде, но тот самый «узкий путь» через «тесные врата», к которому призывал Христос.

«Первый путь, - напоминал Петр Аркадьевич евангельскую истину, - это ровная дорога и шествие по ней почти торжественное под всеобщее одобрение и аплодисменты, но дорога, к сожалению, в данном случае не приводящая никуда… Второй путь - путь тяжелый и тернистый, на котором под свист насмешек, под гул угроз, в конце концов все же выход к намеченной цели. Для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности».

Достойным ответом на революционные утопии стал новый правительственный курс. Его соавтор и ведущий проводник, первый министр империи - П.А. Столыпин, предложил иную линию развития страны, он призвал идти в будущее через соединение настоящего с прошлым, через синтез новых государственных идей с национальным опытом и традицией страны: в политике – интеграция самодержавной власти и нарождающихся демократических институтов, в экономике – многоукладное аграрное хозяйство, с государственно-рыночным механизмом перераспределения земли, в духовной жизни – возрождение православия и патриотизма в условиях национальной терпимости и религиозных свобод.

По убеждению реформатора, беспочвенные преобразования, преобразования, органично не вплетенные в ткань народной жизни, неизбежно ведут к разрушению самой жизни, делают человека уязвимым и слабым в решении собственных социальных проблем.

«Господа, нужна вера, - обращался Столыпин в декабре 1908 г. к депутатам III Государственной думы. - Была минута, и минута эта недалека, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера Царя в силу русского пахаря и русского крестьянина».

Без монархии, - говорил Столыпин уже в частной беседе чиновнику МВД С.С. Онгирскому, - Россия «рассыплется как карточный домик»

Столыпин П.А.: «Преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое, так как, пока писаный закон не определит обязанностей и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц».





















Кейс 3-1

Документ 1.

Внешность П.А. Столыпина

1) Весь внешний облик П.А. Столыпина как нельзя более соответствовал редким качествам и сторонам его души. Высокий ростом, сухощавый, широкоплечий, он был всегда щеголевато одет в костюм английского покроя или в черный обыкновенный сюртук, выгодно рисовавшим его статную, дышавшую энергией и подвижностью фигуру. Умные, выразительные глаза в глубоких орбитах смело смотрели на людей, живо отражая волновавшие или занимавшие его настроения и чувства.

Схожими впечатлениями делится юрист и экономист Аполлон Еропкин: «…Высокий и статный рост; красивое, свежее лицо; открытый серьезный, вдумчивый взгляд немного, чуть-чуть, косящих глаз; и при этом какое-то особое изящество и благородство манер и жестов; такова внешность П. А. Столыпина, которая производила на всех встречавшихся с ним чарующее обаяние».

Крупная характерная голова, с выдающимся вперед лбом; небольшая, подстриженная, еще темная бородка довольно густо обрамляла его лицо и хорошо очерченные губы». (Цит. из речи И.П. Шубинского «Памяти П.А. Столыпина», 5 сент. 1913 г.).

Столыпин был женат на О.Б. Нейгарт - невесте своего брата, убитого на дуэли. По свидетельству современников, несмотря на сложный характер Ольги Борисовны, Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына

2) Первое, что можно и сегодня услышать от людей, вглядывающихся в фотографии Столыпина — это признание силы, внушительности и обаяния, исходящего от этого человека. Перед нами — почти идеальный облик государственного мужа; в нём есть и старомосковская дородность, и аристократическая подтянутость, и несомненная «порода», и умная уверенность в себе, и даже некоторое мужское щегольство.

























Кейс 3-2. Документ 2. Штрихи к портрету П.А. Столыпина

а) Чувство чести

Человек большого личного мужества, Столыпин без колебания вызывал на дуэль каждого, кто посягал на его честь - семейную или должностного лица. Вызывал, стрелялся и был на дуэли ранен.

Факт: история сохранила миф о «столыпинском галстуке». Ярлык этот «явил миру» на заседании Думы 17 ноября 1907 г. депутат от Твери Родичев: «... в то время, когда русская власть в борьбе с эксцессами революции видела только одно средство... в петле, которую г. Пуришкевич назвал «муравьевским воротником» и потомки г. Пуришкевича, быть может, назовут «столыпинским галстуком». Депутаты гневно отреагировали на эти слова выкриками: «Долой! Вон!». Родичев принес личные извинения Столыпину: «Я беру свои слова назад, я не имел намерений оскорбить ни Государственную Думу, ни тем более председателя Совета министров». Дума большинством голосов «против» (96) постановила применить к Родичеву высшую меру взыскания - удаление на 15 заседаний. Сразу же после выпада Родичева Столыпин послал навстречу сходящему с трибун Родичеву не «держиморду», не казаков или палача, а секунданта! 45-летний отец шестерых детей, премьер-министр, имевший тысячи способов раздавить неугодного депутата, не колеблясь, поставил под удар свою жизнь во имя чести. «Я не хочу оставаться у своих детей с кличкой вешателя», - объяснял свой поступок Петр Аркадьевич. Столыпин извинения Родичева принял, но руки не подал...

б) Уверенность, оптимизм

«...Не думайте, господа, что достаточно медленно выздоравливающую Россию покрасить румянами всевозможных вольностей, и она станет здоровой. Путь к исцелению России указан с высоты Престола, и на вас лежит громадный труд выполнить эту задачу. Мы, Правительство, строим только леса, которые облегчают ваше строительство. Противники наши указывают на эти леса как на возведенное нами безобразное здание и яростно бросаются рубить их основания. И леса эти неминуемо рухнут, и, может быть, задавят и нас под своими развалинами, но пусть, пусть это случится тогда, когда из-под обломков будет уже видно, по крайней мере, в главных очертаниях, здание обновленной, свободной в лучшем смысле этого слова, свободной от нищеты, от невежества, от бесправия России, и время то, господа, наступает, и оно наступит, несмотря ни на какие разоблачения, так как на нашей стороне правда...». (Из выступлений П.А. Столыпина в 1909-1911 г.; цит. по статье «Россияне». Книга для чтения по истории Отечества, - Санкт-Петербург, 1994).

в) Чувство ответственности

«Для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушие уклонения от ответственности. Наш путь тяжелый, тернистый, под свист насмешек, под гул угроз... Я признаю открыто: в том, что мы ответственны на этом пути. Ответственны мы в том, что мы, как умеем, как понимаем, как бережем будущее нашей Родины, и смело вбиваем гвозди в вами же сооруженную постройку будущей России, не стыдящейся быть русской, ответственны мы, и эта ответственность - величайшее счастье моей жизни». (Апрель 1911 г.). (Цит. по «Ленинградской правде» от 26 августа 1991г.). г) Сочетание редкого ума и чувства родины, патриотизма «...нужен был человек исключительный. Мало было иметь ум, понимать многое и уметь хорошо рассуждать по поводу него: нужен был человек, способный глубоко чувствовать русскую жизнь, ее вековые уклады, способный пробудить такие чувства в других и вывести на прямой и здоровый путь из тех колебаний и расшатанности. В эти смутные дни Петр Аркадьевич явил свой здравый смысл, свойственный сильному русскому человеку, широкий ясный ум, могучую энергию, беззаветную готовность отдать себя, пожертвовать всем дорогим в жизни ради блага родины, для поворота жизни ее от бурь, смуты на здоровый путь законности и мирного прогресса». (Из речи И.П. Шубинского 5 сентября 1913 г. «Россияне». Книга для чтения. - Санкт-Петербург, 1994).

Кейс 3-3

д) Благородство, обаяние

«Кто хоть раз общался с Петром Аркадьевичем, сразу попадал под неотразимое влияние его личности, не власти, которую он тогда олицетворял, а именно личности, сиявшей каким-то рыцарским благородством, искренностью и прямотой. Ни капли чиновника, царедворца, честолюбца не чувствовалось в нем, хотя он всегда и везде хранил высокое личное достоинство, свойственное его жизненному типу». (Из речи И.П. Шубинского 5 сентября 1913г. «Россияне». - Книга для чтения по истории отечества. - Санкт-Петербург, 1994).

е) Простота, скромность, непритязательность

«К похвалам, прославлениям он относился всегда очень сдержанно, как бы ощущая неловкость. Все, что делал он, казалось ему лишь скромным выполнением своего жизненного долга... Сам Петр Аркадьевич жил чрезвычайно просто; его рабочий кабинет помещался на втором этаже Эрмитажа. Это был обширный зал, ничем не напоминающий кабинет государственного деятеля. У одной из его стен стоял большой диван, над ним - телефон. «Днем можете садиться на диван; ночью - это моя постель», - говорил он... (Цит. С.-П., «Интербук», 1990)

ж) Талант оратора, умение убеждать

«...воодушевление и подъем сразу приходил к нему, и речь его свободно и плавно лилась в могучих аккордах его редкого по выразительности и звучности голоса. В ней сказывался весь его характер, все стороны его духовного образа. Он умел сразу овладеть аудиторией и приковать к себе ее внимание. Речи его у многих в памяти. Простота изложения, ясность, глубокое знание предмета были их характерными чертами, как бы далек сам по себе и специален предмет не был. Нередко его горячее слово захватывало весь парламент глубиной чувств, искренностью настроения. Даже враги его восхищались увлекательной правдивостью его слов, благородством его образа, неотразимой силой его ораторского таланта». (Цит. С.-П., «Интербук», 1990).

з) восприятие критики

«Его принцип был таков, что держащий власть подлежит критике и публичной оценке, лишь бы это был суд над его политической деятельностью и выражающими ее взглядами, а не мелкая травля, злостная болтовня, носящая характер хулиганства. Критику и недовольство лично им он воспринимал спокойно и терпеливо». (Из выступлений И.П. Шубинского 5 сентября 1913 г., цит. по ст. «Россияне». Книга для чтения по истории Отечества. - С.-П., 1994). столыпин власть реформа личность

к) Правдивость

«Правдивый всегда и везде, Петр Аркадьевич или молчал, когда затруднялся ответить, или отклонял немедленный ответ. Но однажды убедившись, он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная. Он не знал двойственности, лукавства, утонченной дипломатии». (Цит. С.-П., «Интербук», 1990).









Кейс 3-4.

и) Мужество, выдержка

«В омуте преступности и бунтов П.А. Столыпин показал себя на высоте государственного долга. Его видели бестрепетным, полным несокрушимой смелости и перед многочисленной бунтующей толпой, и в остроге, охваченном восстанием арестантов. "Известен эпизод, когда Столыпин в ту пору, когда губернаторов расстреливали, как куропаток, врезывается в бунтующую толпу, - вспоминал камергер Владимир Лопухин. - На него наступает человек с явно агрессивными намерениями, с убийством во взгляде. Столыпин бросает ему на руки снятое с плеч форменное пальто с приказанием, отданным так, как умеет повелевать одно только уверенное в себе бесстрашие: "Держи!". Ошеломленный человек машинально подхватывает губернаторское пальто. Его руки заняты. Он парализован. Столыпин спокойно держит речь загипнотизированной его мужеством толпе, и она мирно расходится".... Он стойко принял удар судьбы 12 августа 1906 г., когда бомба террористов в щепки разнесла большую часть его дачного особняка на Аптекарском острове, причем 27 человек были убиты, а 32 - в числе которых были его сын и дочь - ранены. Революционным силам он бросил с думской трибуны: «Не запугаете!», и вряд ли кто-нибудь усомнился в твердости Столыпина...» (Цит. С.-П., «Интербук», 1990).

к) Жесткость

19 августа 1906 г. Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 г. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Столыпин оправдывал необходимость «кар» тем, что революционеры не останавливались перед кровавыми способами борьбы и просил «уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках палача». Свои угрозы Столыпин не в последнюю очередь обращал к крестьянам. «Если разрушительной пропаганде удастся вызвать среди темной части населения аграрные беспорядки, то они будут остановлены вооруженною силой, и ответственность за жертвы ляжет на подстрекателей».

Все вышеизложенное Столыпин без колебаний претворял в жизнь. В 1907 году он разжаловал 90 из 200 военных судей, проявивших недостаточное, по его мнению, применение смертной казни. (Цит. Ю. Марголис, «Уроки Столыпина». - С.-П., 1994).

л) Национализм

Для Петра Аркадьевича российское государство было единое и нераздельное. «Прежде всего, Россия пусть будет Российским государством, - говорил премьер-министр, - а затем будем толковать о подразделениях и устройствах внутри ее разных народностей - финнов, эстонцев, поляков, хохлов, татар и т.д. Не будем вытравлять процессов истории и ее несокрушимого уклада...». Столыпин не стремился к какому-нибудь династическому господству русского народа над другими, но и не мог перенести уничтожения русского народа на почве интернационализма или культурных превосходств. (Ю. Марголис, «Уроки Столыпина». С.-П., 1994).













Кейс 4

Смерть П.А.Столыпина. Отклики на его смерть

Документ 1

  1. В тот вечер давали оперу Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". В антракте раздался выстрел. Столыпин покачнулся и сел в кресло, при этом перекрестил императора и прошептал "счастлив умереть за царя". Это кресло из театра до сих пор хранится в музее украинской милиции. А тогда театр оцепили, Богрова арестовали — впрочем, он и не пытался скрыться — так и стоял с дымящимся пистолетом посреди зрительного зала. Через 4 дня премьер-министр скончался от смертельного ранения. Еще через неделю, проигнорировав просьбы вдовы Столыпина не вершить правосудие слишком поспешно, расстреляли и Богрова



Кончина Столыпина вызвала массу откликов в российской и зарубежной печати. Заграничная левая пресса восприняла этот факт с удовлетворением. Так, в газете Независимой рабочей партии Англии отмечалось: "Столыпин обратил Думу в фарс и мошенническую проделку. Он, именно он, бросил тысячи людей в зараженные тюрьмы и послал тысячи на виселицу". "Он не может воротиться - и, конечно, многие тысячи русских благоговейно поблагодарят за это господа". Печатный орган Французской социалистической партии заявлял: "Смерть Столыпина заслуженная. Пред этой могилой человечество может лишь вздохнуть с облегчением".

"Как человек П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Он всегда относился с уважением и пониманием к чужим мнениям. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. Твердость, настойчивость, находчивость и высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно; в этом отношении он был горячий сторонник сенаторских ревизий." (П.А. Столыпин. Некролог, опубликованный в газете "Новое время" 6 сентября 1911 г.



Документ 2

Хорошо сказал Лев Тихомиров на похоронах П.А. Столыпина, что на него легла тяжелая задача в расшатанном состоянии страны и государства вести государственный корабль. И он его повел. Вчера еще никому неизвестный, он проявил несравнимое искусство. «Его долго не признавали и отрицали. Но это был деятель России, проявивший такие способности, каких не проявлял больше никто. Он соединил совокупность блестящих качеств, необходимых в то время, когда одному приходится заменять собою десятерых, правителя такого самоотвержения, такой напряженности сердечной любви к России».Дело было не в опасности смерти. Страшна была сама трудность дела, отнимавшая надежду на успех. «В этом отношении, - говорил Л. Тихомиров, - у Петра Аркадьевича были внутренние опоры - это вера в Бога и Россию». Здесь и был, думаю, секрет его уверенности, которая давала шансы на успех сама по себе.







Кейс 5


«Он всегда шел прямо к цели…, никогда не тратил слов понапрасну. Если он что-нибудь обещал, то всегда исполнял»

Ф.А. Головин.



«Столыпин был злой и мстительный» А.А. Рейнбот.


«Человек с ясной головой», «с ясным и сильным», «светлым умом» один «из безупречнейших, умнейших людей России» графиня Клейнмихель.


«Я не могу считать его большим государственным деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований» А.Н. Шварц.

«Все решающим элементом в его жизни были только его убеждения, его совесть»

«Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и героическая».

Н.П. Шубинской.


«П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов своего класса…» Д.Н. Шипов.



Человек «необыкновенно чистый и прямой, никогда не преследующий какие бы то ни было личные интересы»

Д.Н. Любимов.


«Для меня он всегда был и всегда останется временщиком, то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора…» И.И. Толстой.



«Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба» С.Е. Крыжановский.





В.В. Розанов - дал очень высокую оценку Столыпину, на котором, по мнению философа, "не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического деятеля", его "смогли убить, но никто не мог сказать: он был лживый, кривой или своекорыстный человек"

«Благодаря его умелой политике страна… ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» П.А. Столыпин встал «на защиту Руси» В.В. Розанов.

«При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования» С.Ю. Витте.



На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях» «Рижский вестник.»



«Власть ударила ему в голову» он «возомнил о себе как о выдающейся исторической личности», «цеплялся за власть и готов был многим поступиться ради ее сохранения» В.И. Гурко.



«Выдающийся государственный деятель», «незаурядная сила воли и спокойное хладнокровие», «безупречная личная репутация» В.И. Гурко.



«Это был русский человек, деятель русским понятный и человек, безусловно, правдивый и честный» А.Н. Шварц






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!