4.Формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей (5 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. - Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. (на экран проецируется изображение сказочного государства) мы совершим путешествие в княжество МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение этому понятию . -С давних пор в княжестве живут волшебные части речи, одни из них очень знаменательные , самостоятельные (назовите их), а прислуживают им служебные части речи (назвать). ). Несмотря на разницу в знаменательном положении, все части речи дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку, которая дана в эпиграфе к уроку. (Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. П. Чесноков) Верно, этот волшебник - Имя Существительным (Слайд 4). И он приглашает нас к себе в гости, чтобы мы смогли ближе познакомиться с ним. Из этого путешествия вы вернетесь с новыми знаниями. - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи Называют самостоятельные и служебные части речи Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией | Личн : самоопределение осуществление гражданской идентификации личности) Регул: целеполагание, принятие учебной задачи Ком: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества ориентировка на позицию партнера. Позн: построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2. Повторение | Вы знаете, как в любой сказке,никакое путешествие не обходиться без препятствий. Перед вами камень (наглядность на доске) за ним три дорожки. Куда пойдем? «Если синтаксис учил примерно, Налево пойдешь непременно» . Кто прямо идет, тот неосмотрительный И ждет его диктант распределительный. Если знаешь, четко, ясно Где писать какую букву, То направо ты пойдешь. | Учащиеся поднимают руку, выбирают дорожку и выполняют задания соответствующей дорожки: Синтаксический разбор предложения по карточке. Пишут распределительный диктант, взаимопроверка в парах. Индивидуальная работа по карточкам. | Работать в парах |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Вот и пришли мы в гости. И вот старый волшебник хочет проверить, что вы уже знаете об имени существительном. (Слайд) Все любовались бегом юного спортсмена. -Разбирая слово «бегом» как часть речи, вы назвали его глаголом. Верно? (Нет.) - Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное. - Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило | Объясняют, что слово «бегом» обозначает предмет, относится к одному из трех родов (м.р.), в Т.п. Чтение и пересказ правила | Л: формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Р:формирование позитивной самооценки, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки учителя , оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, К: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, формулирование собственного мнения, П:умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме. |
Открытие нового знания | Слайд8 - Посмотрите внимательно на рисунок: у Существительного много гостей. -К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам) -К каким поставим вопрос «Что?» (К неживым предметам.) -Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным. Слайд -Посмотрите: на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными) | Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные | |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Упражнение 476. Задание: озаглавить текст, списать, деля на абзацы. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть дополнения. | | Р: учет правила в планировании и контроле способа решения, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Коррекция , внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок П:Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:управление поведением партнера , построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, использование речи для регуляции своего действия |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | | | |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: выполнения заданий | - На доске записаны существительные: сила, цирк, Москва, помощь, журнал, Кавказ, баян, Америка, Енисей. - Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, какие возможно. -какие из этих слов превратились из собственных в нарицательные ? (Москва, Кавказ) - А теперь Имя существительное предлагает отправиться на сказочный луг .(Слайд10). Представьте: лето, поют птицы, порхают бабочки. А весь луг усыпан одуванчиками. (Фонограмма «Звуки природы») -На что похожи цветы одуванчика? (На солнце). - Запишем предложение: Одуванчик – солнышко на ножке. (Повеств.,невоскл.,простое,распр.) Незабудки –кусочки голубого неба. На лугу растут колокольчики. | Преобразовывают неодушевленные существительные в одушевленные( Силач, циркач, москвич, помощник, журналист, кавказец, баянист, американец). Находят собственные и нарицательные Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное | Р:Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Л:самоопределение , самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Мини-тест На какие вопросы отвечают имена существительные? а) кто? что? б) что делает? что сделает? в) какой? какая? какие? г) как? каким образом? 2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. а) к 1 скл. б) ко 2 скл. в) к 3 скл. 3. В каком ряду все существительные одушевленные а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель. в)школьник, школа, одноклассник. 4. В каком ряду все существительные нарицательные а)поезд, газета, Москва б)Краснодар, город, Екатерина в)пейзаж, родина, семья. -Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Вы хорошо поработали. Добрый волшебник Имя существительное вами доволен. (Отметки за урок). Но лучшая награда для вас – знания, которые сегодня вы получили на уроке. | Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки Проводят самоанализ. | П: структурирование знаний,выдвижение гипотез и их обоснование Л:смыслообразование, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия |
8. Домашнее задание | П. 88, упр.478 | | |