СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Градусная сеть на глобусе и картах"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: Градусная сеть на глобусе и картах

Цель: Сформировать представление о градусной сетке на глобусе и картах.

Задачи: 1.Обучающие: сформировать знания о параллелях и меридианах, а также их свойствах.

2. Развивающие: продолжить развивать умение работать с географической картой, определять взаиморасположение  и протяженность объектов в градусах и километрах, направления по сторонам горизонта.

3: Воспитательные: воспитывать у школьников умения правильно использовать карты, формировать представления о значении градусной сетки для решения практических задач.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Градусная сеть на глобусе и картах"»

Конспект открытого урока по географии в 6 В классе

Урок разработан и проведен учителем географии МОУ гимназии №39 «Классическая» Подоляк О.А.

Дата проведения урока: 22 .11.2009

Тема: Градусная сеть на глобусе и картах

Цель: Сформировать представление о градусной сетке на глобусе и картах.

Задачи: 1.Обучающие: сформировать знания о параллелях и меридианах, а также их свойствах.

2. Развивающие: продолжить развивать умение работать с географической картой, определять взаиморасположение и протяженность объектов в градусах и километрах, направления по сторонам горизонта.

3: Воспитательные: воспитывать у школьников умения правильно использовать карты, формировать представления о значении градусной сетки для решения практических задач.

Оборудование: Физическая карта полушарий, глобусы, атласы, контурные карты, учебник, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Подготовительный этап: задания опережающего характера для учащихся-консультантов, проявляющих интерес к предмету.


Ход урока:

I. Организация класса, постановка учебной задачи. Организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм. Учитель сообщает тему и цель урока.

II. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Учитель задает вопросы учащимся, на доске высвечивается вопрос, затем ответ.

  1. Модель земного шара -…(глобус)

  2. Земля имеет форму…(геоид)

  3. Площадь поверхности нашей планеты…(510 млн. км²)

  4. Расстояние от центра Земли до экватора…(6378 км)

  5. Расстояние от центра к полюсам…(6356 км)

  6. Земля немного сплюснута у…(полюсов)

  7. Окружность Земли…(40 тыс. км)

  8. На глобусе вверху находится полюс…(северный)

  9. Что называют географической картой? (Уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков)

  10. Расскажите о видах карт. (Географические карты различаются по размерам изображённой территории, по масштабу, по содержанию)

  11. Чем топографический план отличается от географической карты? (задание 2, §10) (По размеру территории, по масштабу, по подробности изображения местности)

  12. Вопросы 6 задания, §10

а) Самая большая по площади страна мира – Россия.

б) Материк, где находится страна Никарагуа – Северная Америка.

в) Страна со столицей Дели – Индия.

г) Страна с самым большим количеством стран-соседей – Российская Федерация.


Дополнительные вопросы, рассчитанные на широкий кругозор учащихся:

  1. Что такое легенда карты? (Каждая карта снабжена списком всех условных знаков, которые на ней использованы, - это так называемая легенда карты.)

  2. Что такое генерализация? (При подготовке различных видов карт происходит отбор и обобщение географических объектов.)

  3. Что такое масштаб? (Масштабом называют дробь, у которой числитель единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше, чем на самой местности.)

  4. Какие масштабы на географических картах? (Масштабы географических карт мелкие, т.е. расстояния на них уменьшены очень сильно.)


III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Людям в их хозяйственной деятельности, исследователям-географам очень важно определять точное местонахождение на поверхности Земли географических объектов, кораблей в море и т.д. В этом людям помогают линии меридианов и параллелей, т.е. градусная сетка.

- Что же такое меридианы? Сегодня ребята подготовили нам информацию о меридианах и параллелях, давайте послушаем их. (Заранее подготовленный ученик-консультант выходит к доске, задает вопросы, рассказывает, что такое меридиан, свойства меридианов).

Работа ученика – консультанта с классом.

1.Меридианы. Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведённую на поверхности Земли от одного полюса к другому (определение высвечивается на экране).


- Какое направление на земной поверхности показывает меридиан? («север – юг»)

- В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название? (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют рис.17, на стр.28 учебника, а также на экране высвечивается слайд №1)

(Выводы учащихся - действительно, её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень.)

- Можно ли провести меридиан (ы) в классе? В школьном дворе? Как определить их направление? (Меридиан можно провести через любую точку земного шара. Нужно определить направление «север-юг»)

- Через сколько градусов проведены меридианы на глобусе? На карте? Можно ли их провести иначе? (Через 10 градусов, можно провести иначе.)

- Где север на карте полушарий? (В верхней части карты, в районе Северного полюса).

- Вспомните, как найти направление на север из любой точки на плане местности?

- Как определить направление на север по карте? (По линиям меридианов).

- Какую форму имеют меридианы на глобусе? (Все меридианы имеют одинаковую длину и форму полуокружностей. Часть окружности называют дугой.)

- Какова величина меридианов в градусах? В километрах? (180°, 20 000 км)

- Скольким километрам соответствует дуга меридиана длиной в 1°? (20 000км: 180°=111 км)

Практическая работа - закрепление. Рассчитайте протяжённость Африки по 20-му меридиану. (Работа на контурной карте)

Ученик – консультант помогает вместе с учителем выполнять задания.

Порядок действий (высвечивается на экране через проектор, позднее и правильные ответы):

  1. Выделить отрезок 20-го меридиана в пределах Африки.

  2. Подписать градусы конечных точек материка на данном меридиане (32° и 34°)

  3. Вычислить на сколько градусов протягивается меридиан в пределах материка (32° + 34° = 66°)

  4. Определить, на сколько километров он протягивается (111 км · 66° = 7326 км)

Способ самопроверки: Меридиан разбит на отрезки по 10°, следовательно. Подсчитав их количество, можно определить приблизительную протяжённость материка.

2.Параллели.

Слово учителя. Итак, меридианы – линии, показывающие направление «север – юг», значит мы можем предположить существование линий, показывающих направление «запад – восток», т.е. параллелей. Слово нашему консультанту. (Заранее подготовленный ученик выходит к доске, задает вопросы ребятам, рассказывает, что такое параллель, свойства параллелей).

Работа ученика – консультанта с классом.

- Как можно провести параллели на местности? (Если вы станете на местности лицом к северу, т.е. в направлении меридиана, и разведёте в стороны руки, они укажут направление параллели ( рис.17 учебника и слайд №1 на экране).


Параллелями называют линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору (определение высвечивается на экране).


- Через сколько градусов проведены параллели на глобусе? Карте полушарий? Можно ли провести их иначе? (Через 10 градусов, можно провести иначе),

- Какова величина параллелей в градусах? В километрах? Сравните с величиной меридианов. (По форме параллели – окружности, радиус которых уменьшается к полюсам. В отличие от меридианов параллели различны по длине: самые длинные параллели – те, которые приближены к экватору; по мере удаления от экватора к полюсам параллели становятся короче.)

Практическая работа - закрепление: Рассчитайте протяжённость Африки по экватору.

Ученик – консультант помогает вместе с учителем выполнять задания.

Порядок действий (высвечивается на экране через проектор, позднее и правильные ответы):

  1. Выделить отрезок этой параллели в пределах Африки.

  2. Подписать градусы конечных точек материка на данной параллели (9° и 43°).

  3. Вычислить, на сколько градусов протягивается параллель в пределах материка (43° - 9° = 34°)

  4. Определить, на сколько километров она протягивается (111,3 км · 34° = 3784,2 км)

Физминутка (проводит физорг класса)

IV. Задания по всей теме

Работа в группах (по 2-4 человека) с учетом уровня обучаемости. Учащиеся работают в картах, осуществляют взаимопроверку, учитель контролирует выполнение выборочно. На экране высвечивается вопрос и ответ после выполненного задания.

- Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли? (Антарктида)

- Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60 параллели или по экватору? (по 60-ой параллели)

- Есть ли на Земле точка, из которой можно двигать только на запад? (Нет.) Только на юг? (Да, точка Северного полюса.)

- Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30-му меридиану короче, чем по 60-му? (Нет, все меридианы равны по длине.)

Задания на контурной карте:

  1. Отметьте направление сторон горизонта из точки пересечения 110-го меридиана и 80-ой параллели.

  2. Вы находитесь у о-ва Кергелен в Индийском океане в точке пересечения 70-го меридиана и 50-ой параллели. Укажите направление на запад и север.

  3. Вы находитесь на острове Новая Гвинея в точке пересечения 150-го меридиана и 10-ой параллели. Укажите направление на юг и на восток.

На карте полушарий:

  1. Определите, какое море расположено севернее – Черное или Средиземное. Объясните, как это определить. (Черное – по параллелям.)

  2. Берега какого острова расположены ближе всего к Северному полюсу? (о-ва Гренландия)

  3. Какое море расположено восточнее – Японское или Охотское? Как это определить? (Охотское, по линиям меридианов.)


V. Итог урока в форме рефлексии учащихся. Слово учителя.

- Наш урок завершён. Я довольна, что вы активно работали и хорошо усвоили тему. Приобретенные на уроке знания помогут вам в дальнейшем изучении географии.

- Что особенно Вам понравилось на уроке?

- Что из данного урока вы можете использовать в жизни?

VI. Задание на дом: §11, вопросы и задания к §. По желанию к следующему уроку можно подготовить сообщение о практическом значении градусной сетки.







Приложение к уроку «Градусная сеть на глобусе и картах».




Слайд №1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!