СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 5 класса "Правописание чередующихся а и о в корнях раст, ращ, рос"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС»

Цели урока:

 1.Обобщение и систематизация сведений о правописании чередующихся гласных в  корне слова; выработка практического умения находить корни с чередованием  и выбирать   правильное правописание.

 2. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

 3. Формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 5 класса "Правописание чередующихся а и о в корнях раст, ращ, рос"»

5 класс

Тема урока: «Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС»

Цели урока:

1.Обобщение и систематизация сведений о правописании чередующихся гласных в корне слова; выработка практического умения находить корни с чередованием и выбирать правильное правописание.

2. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

3. Формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока:

I. Оргмомент

  •  целеполагание;

  • психологический настрой на урок

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг!

И на уроке этом мы опять

Все поработаем на «пять».

II. Закрепление теоретического материала.

1.Повторение теоретического материла в виде защиты проекта учащихся ( групповая работа)

2. Проект «Корни жизни» (Презентация учащихся)

1. Мы подготовили исследовательский проект «Корни жизни. Правописание корней с чередованием гласных О – А в корне».

2. Цель нашего проекта – научиться правильно писать корни -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, в которых чередуются гласные О-А.

3. Выдвинули гипотезу.

ГИПОТЕЗА – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Какова же наша гипотеза?

  • Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А.

  • Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

4. Мы знаем, что корнями с чередованием гласных О –А может командовать:

  • Суффикс А (ЛАГ-ЛОЖ)

А кто же командует корнями РАСТ – РАЩ, -РОС?

Провели исследование: отобрали тексты, проанализировали написание слов. Оказалось, что в словах с данными корнями нет суффикса А, ударение также не играет роли. Обратили внимание на согласные в корне.


5. Мы вспомнили о таком языковом явлении как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется со Щ. Доказательство этого положения представлено на экране:

Блестеть – блещет

Светить - освещать

Чистить – очищенный

Растить – выращенный

Значит, в корне РАЩ, как и в корне РАСТ пишется А. (Слайд 4)


6. Где же мы можем встретить слова с корнем жизни? На природе, в лесу, с жизнью человека эти слова тоже связаны. Корнями жизни называют корни РАСТ, РАЩ, РОС, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, с жизнью, с развитием.

7 . Все ли слова подчиняются этому правилу?

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете слова- исключения. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы



2Р




С

1Р


С

Т

О

В


И



С

3О

Т

4Р


С

Л

Ь




А


5Р


С

Т

О

В

Щ

И

К


Т


О

К

Проверьте свое знания ( Слайд 5 )


III. Закрепление изученного, тренировочные упражнения

1. Творческий диктант

Замените одним словом:

1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.

(Слайд 6,8 )

2.Выборочный диктант.

Выпишите слова на изучаемую орфограмму, проверьте написание. (Слайд 7,8)

Это интересно.

1.Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек.

2.Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами.

3.Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков.

4.В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.

Выполняется на доске и в тетради.

Итак, ваши примеры ещё раз подтвердили, что корни РАСТ, РАЩ, РОС являются КОРНЯМИ ЖИЗНИ.

Слова диктанта: Растение, растет, срастаются, вырастает, ростков, заросли.

  1. Релаксация.

Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.

«Вы- маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают выросшие красивые цветы. Жизнь прекрасна. Но настало время проснуться….» Дети поднимают голову, потягиваются. (Слайд 9)

6. Работа с текстом 

Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.

Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай!

З_л_тое2 солнышко жарче грей!

Выр_стайте яблоки1 поск_рей!

Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла.

Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2.

Отр_хнула яблонька свой наряд,

И поспели яблоки для ребят4.

Задания:

Классу: списать, расставить знаки препинания, выделить корни с чередованием.

Индивидуально: 1) сделать указанные виды разбора (4 ученика у доски);

2) выписать слова с чередующимися гласными в корне, обозначить графически орфограмму;

3) выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне, обозначить

графически орфограмму;

4) выписать слова с орфограммой в приставках. (Слайд 10,11)_

7. Объяснительный диктант

Красная книга р..стений.

Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда.

Многие из них занесены в «Красную книгу р..стений». (Слайд 12)

8. Предложение для разбора .

Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения: ландыши, колокольчики, ночные фиалки.

- Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове.

-Проверьте написание остальных слов в предложении.

(Проверка)

-Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора?

(Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества). ( Слайд 13)

9.Отгадайте, о каких цветах идёт речь в следующих загадках (Слайды 14 )

Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

- Как вы догадались, что загадка о ландыше?(Спелёнутым может быть ребёнок, завёрнутый в листик ландыш на тонкой ножке напоминает спелёнутого ребёнка.)

Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло отгадать загадку? (Метафора)

Что это такое? ( Если позволит время)

В землю Тит зашёл,

Синю шапку нашёл.

Из земли выр..стал -

Весь мир одевал. (Лен)


Девица красна в землю вр..сла. (Морковь)


И зелен, и густ – на грядке выр..с куст.

Начали щипать – стали плакать и рыдать.( Лук)


Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл,

красну шапку нашёл.(Гриб)


Что вниз вершиной р..стёт?( Морковь)


Вокруг озера лес р..стёт.( Камыш)

IV. Контроль знаний учащихся.

Чтобы проверить наши знания, выполним тест.

Тест «Правописание гласных А и О в корнях с чередованием»

1 вариант (Слайды 16,17)

  1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

р…стовщик о а о а

выр…стить а а о о

подр…сли о а а о

отр…сль а о а о

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О?

  1. р.стение, водор.сли

  2. выр.щивать, возр.ст

  3. р.сток, зар.сли

  4. подр.стая, выр.сти

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква А?

А. подр.стал

Б. подр.сший

В. отр.сль

Г. разр.стается

1) А, В, Г 2) А,Б,Г 3) А,В 4) Б,Г


2 вариант


1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

А) Б) В) Г)

зар..сли о а а о

р..сток о а а о

Р..стов о а а о

р..стительность о а о а

2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

  1. возр.ст, зар.сли

  2. отр.слевой, ср.щение

  3. подр.стал, Р.стислав

  4. ср.слись, выр.сший

3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?


А. р.стить

Б. выр.сли

В. водор.сли

Г. р.стовщик

1) А,Г 2) Б,В,Г 3) Б,В 4) А,Б,В


V. Рефлексия ( Слайд 19):

. Сегодня на уроке мы говорили о правописании корней жизни РАСТ, РАЩ, РОС, в которых гласными командуют согласные, о и о бережном отношении к природе.

- Что вам запомнилось?

- Какие знания понадобились на уроке?

- Чему вы научились?


VI. Домашнее задание: записать в тетради 5 пословиц ( или 2-3 загадки), в которых встречаются корни на изученную орфограмму.( Слайд 18)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!