СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Деление с остатком. Решение задач" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые технологии :Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, ИКТ, индивидуально-личностного обучения.

Решаемые проблемы:   Решение текстовых задач.

Виды деятельности: Фронтальный опрос, индивидуальная работа ( карточки – задания) работа у доски.

Планируемые результаты и цели :

  • Предметные :  Обобщить знания , умения  по теме  «Деление и умножение»  применительно к решению примеров и задач.
  • Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия   эффективных совместных решений.
  • Регулятивные : Прогнозировать  результат и уровень усвоения , определять  новый уровень отношения к самому себе как субъекту  деятельности 
  • Познавательные :  Уметь осуществлять  анализ объектов  с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Деление с остатком. Решение задач" 5 класс»

Данные об учителе: Рогачёва Оксана Анатольевна .Учитель первой категории МКОУ «Орловская СОШ »

Предмет: математика Класс: 5 а Учебник (УМК): А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якит.

Тема урока «Деление с остатком. Решение задач»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые технологии :Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, ИКТ, индивидуально-личностного обучения.

Решаемые проблемы: Решение текстовых задач.

Виды деятельности: Фронтальный опрос, индивидуальная работа ( карточки – задания) работа у доски.

Планируемые результаты и цели :

  • Предметные : Обобщить знания , умения по теме «Деление и умножение» применительно к решению примеров и задач.

  • Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

  • Регулятивные : Прогнозировать результат и уровень усвоения , определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

  • Познавательные : Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.



План урока.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Техническое и дидактическое обеспечение урока . доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.







Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания (слайд 1 )

Организация устного счета (слайд1-3)

и повторения основных типов задач

(слайд 4)


Проверяют Д.З , выставляют баллы в карточки самооценивания.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Выставляют баллы за ответы.


5

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

2

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4 Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Показать разнообразие задач с использованием умножения и деления, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Разноуровневые задания на карточках.

Работают в парах над поставленными задачами.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

1


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.( слайд )

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Выставляют баллы за выполненную работу в карточки самооценивания.

2

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

1

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, отвечать на вопросы, все ваши правильные ответы должны быть оценены в карточке, кроме того в карточке прописан план нашего урока.


Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний


У меня есть 8 орехов, я хочу угостить ими Валеру. Помогите мне, пожалуйста, как я могу узнать, сколько орехов я должна дать Валере, чтобы у нас с ним было поровну?

- но к нам подошла Ангелина и мне захотелось угостить и её, Сколь я должна дать каждому, чтобы угостить и её?

-Как вы думаете, почему я предложила вам решить эти простые задачи,

-Значит мы продолжаем тему «Деление натуральных чисел с остатком» при решении задач.

Начнём с проверки домашнего задания прошлого урока. Ответы на слайде, сверьте свои ответы с ответами на слайде, оцените свою работу.

Устный счет:

    1. ( слайд )

    2. выполните деление:, 48:5, 56:8, 93:9,

    3. сравните остатки, получившиеся при делении и делители. Какой мы можем сделать вывод?

    4. Как называются компоненты действий при делении?

    5. Найдите спрятанное число х:9=12

    6. Как найти неизвестное делимое?

    7. Как называются компоненты действий при делении с остатком?

    8. Найдите спрятанное число х: 8+9(ост.5)

    9. Как найти неизвестное делимое при делении с остатком?

    10. Где в жизни вам может пригодиться деление с остатком? Приведите примеры

4.Вспомните способы решения задач.

Мы умеем решать задачи арифметическим способом (по действиям) и алгебраическим - составляя уравнение.

Алгоритм решения текстовой задачи:(слайд )

I этап. Работа над условием задачи

  1. Внимательно прочесть условие задачи.

  2. Выяснить, какие объекты (или процессы) описывает данная задача.

  3. Выяснить, какие величины характеризуют данный объект (процесс).

II этап. Поиск способа решения задачи

  1. Установить зависимость между величинами, о которых идет речь в задаче.

  2. Выбрать способ решения задачи и наметить план ее решения.

III этап. Реализация намеченного плана решения.

IV этап. Проверка решения

V этап. Исследование полученного решения.


Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.












Учащиеся устно выполняют предложенные задания, получают за каждый правильный ответ – 1 балл, выставляют баллы в лист самооценивания.

Отвечают на вопросы учителя, проговаривают алгоритм решения задачи.

Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)


3. Этап - изучение нового материала.


Тема нашего урока: «Деление с остатком. Решение задач»

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Деление с остатком " и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Рассмотрим задачу:

№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

1 Какие объекты или процессы описаны в задаче?

1 таблетки

2 упаковки.

3. дни.

4. Что нужно узнать в начале? Сколько таблеток больному нужно на 1 день.

5. Что нужно узнать далее? Какое количество нужно больному на 21 день ? Нужно количество таблеток за 1 день умножить на 21 день.

6.Как поставлен вопрос в задаче, что нужно найти?Нужно определить минимальное количество упаковок, если в упаковке 10 таблеток. Как это узнать? Нужно количество таблеток разделить на количество упаковок.

7 Как правильно записать ответ? Нужно подумать и обсудить.

План решения: Записать в тетрадь

1 Находим количество таблеток на один день, если в день дают по 2 т. 3 раза.

2. Находим количество таблеток на 21 день

3. Находим количество упаковок ,если в 1 упаковке 10 таблеток.

4. Определяем минимальное количество упаковок, записываем ответ.

Решение:

1.3х2=6(т) нужно на 1 день

2. 6х21=126 (т) нужно на 21 день

3. 126: 10 = 12 (у) уйдёт полностью и 6 таблеток возьмут из 13 упаковки.

Ответ: Понадобиться 13 упаковок.







Обсуждают решение задачи , предложенное учителем, задают вопросы, записывают решение задачи в тетрадь.

Делают анализ, проговаривают алгоритм.


Физпауза

5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем.

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


Этап первичное осмысление и закрепление знаний

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Задачи у вас на карточках. Прочитайте задачи и выберите ту, которую сможете решить . Если решите самостоятельно- получаете 5 баллов, если с подсказкой- 4балла, если после решения у доски- 3 балла Работу выполняем в паре с соседом по парте.

№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

Проверьте своё решение, оцените работу и поставьте баллы в листы самооценивания.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

2

План решения:

1.Находим сколько всего человек вмещает теплоход?

2.Находим сколько понадобиться шлюпок вместимостью 70 чел, чтобы разместить всех?

3. Читаем ещё раз вопрос задачи, обдумываем ответ.

Решение:

1. 750+25= 775 (ч) вмещает теплоход.

2.775:70= 11(ш) понадобиться для перевозки 770 чел. и ещё одна шлюпка для перевозки оставшихся 5 человек.

Ответ:12 шлюпок.

.

Этап закрепление изученного материала

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?


Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, вы сегодня решали жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

А теперь ответьте на вопросы: Научились ли вы решать задачи? Что показалось самым сложным на уроке? Что было интересно делать, а что нет? Достигли ли вы поставленной цели?

Домашнее задание сегодня вы получите на карточках.

Поставьте себе оценки за урок, до свидания, всего доброго!


Учащиеся сдают карточки самооценивания.



Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.







Лист самооценивания ученика

Ф.И_________________________________________________дата_______________

Домашнее задание.

0-5 баллов

(самопроверка)


Устный счёт

1 балл

Ответы на вопросы

1 балл

Решение задачи в парах

(3-5б)

Итого 10-12 –«5»

7-9 баллов- «4»

6-8 баллов –«3».











Лист самооценивания ученика

Ф.И_________________________________________________дата_______________

Домашнее задание.

0-5 баллов

(самопроверка)


Устный счёт

1 балл

Ответы на вопросы

1 балл

Решение задачи в парах

(3-5б)

Итого 10-12 –«5»

7-9 баллов- «4»

6-8 баллов –«3».











Лист самооценивания ученика

Ф.И_________________________________________________дата_______________

Домашнее задание.

0-5 баллов

(самопроверка)


Устный счёт

1 балл

Ответы на вопросы

1 балл

Решение задачи в парах

(3-5б)

Итого 10-12 –«5»

7-9 баллов- «4»

6-8 баллов –«3».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!