СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии 7 класс "Класс Паукообразные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-изучения нового материала по биологии в 7-м классе по теме "Класс Паукообразные".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии 7 класс "Класс Паукообразные"»

УРОК №____

7-А класс______

7-Б класс______

Тема: Класс Паукообразные. Общая характеристика. Значение в природе и жизни человека»

Цели урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

-расширить знания о признаках класса

-обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека;

-познакомить с многообразием представителей класса паукообразных;

-учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;

Развивающие:

-развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством заданий развивающего характера;

-продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы;

-формировать навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;

-учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитывающие:

- формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.

Методы обучения:

По характеру деятельности учащихся:

  • проблемно-поисковый,

  • решение конкретных задач,

  • анализ,

  • диспут,

  • метод самоанализа и коллективного творчества

По характеру деятельности учителя:

  • мотивация – актуализация опорных знаний,

  • эвристическая беседа,

  • метод, в основе которого лежит принцип обратной связи,

  • метод, в основе которого лежит принцип открытости, консультации, контроль усвоения знаний и формирования умений.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, сообщения учащихся с использованием интерактивных технологий.

Тип урока: изучение новой темы

Технологии обучения и воспитания:

1.Блочная педагогическая технология.

Данный урок проводится по блочной технологии, с практическим применением знаний открывая возможности для мотивации обучающихся на активную образовательную деятельность на уроке. Данная технология относится к здоровьесберегающим технологиям.

2.Интерактивная технология.

Оборудование:Телевизор, магнитная доска, карты с заданиями по теме, дополнительный материал для групп,

Оформление: рисунки по теме урока

Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний.

Биологический диктант взаимопроверка.

  1. Рак дышит жабрами (Да).

  2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

  3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).

  4. У рака простые глаза (Нет).

  5. Раки – растительноядные (Нет).

  6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

  7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).

  8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

  9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

  10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

  11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

  12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

  13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

  14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

  15. Кровь у рака красная (Нет).

  16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

  17. Живут раки до 50 лет (Нет).

*Ключи к диктанту на листике раздают дежурные по классу . Приложение 1.

    1. Мотивация изучения материала.

На магнитной доске яблоко, а у ребят на столах червячки. Учитель предлагает ребятам у которых возникли затруднения или вопросы по изучаемой теме «Членистоногие» разместить их на яблоке с помощью магнитов.

    1. Изучение нового материала.

4.1. Дорогие ребята! Сегодня наш урок посвящен загадочным животным. Известно, что каждая третья женщина, и каждый пятый мужчина их бояться. Они окружены особым ореолом тайны. О ком пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки:

Загадки.

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!

Он сети, как рыбак, готовит, 
А рыбы никогда не ловит.

Конечно, же, речь пойдет о пауках, вернее о представителях класса Паукообразные, записать на доску.

(тема урока записывается в тетрадь)

С пауками связано много примет и поверий. Давайте познакомимся с ними. Приложение 2 (на столах у детей)

1.Если в квартире появляется паук, примета означает, что жители данной квартиры не будут знать материальных трудностей. Неожиданно увидеть паука — к внезапной прибыли.

2.Если паук ползет по полу — примета говорит, что вас ждут какие-нибудь изменения. В этом случае важно направление. Так, если членистоногое удаляется — в ближайшее время вы можете что-то потерять, если же приближается — ждите прибыли. Бывает, что паучок ползет по одежде — это означает, что скоро эту одежду сменит обновка подороже.

 3.Кстати, человеку, заставшему паука за плетением паутины, народные приметы также обещают скорое богатство. А ещё можно загадать желание и посмотреть, куда после этого поползет паук: вверх — значит, желание сбудется, вниз — значит, не судьба.

4.Если к вам с потолка спустился паук, особенно, если он упал к вам на голову — ждите неожиданного большого наследства, внезапного крупного выигрыша или просто хорошей прибыли. Если паучок спустился по паутинке прямо перед вашим лицом, то, возможно, вас ждёт приятная встреча, либо вскоре вы будете принимать дорогих гостей.

5.. Нельзя убивать насекомое, даже если оно покажется невыносимо мерзким. Это может привести к нехорошему исходу: удача отвернется, деньги уплывут, а беды грозят не только убийце, но и всем кто живет в доме.

6.Свалившееся вниз с потолка на стол насекомое сообщает: у вас появился враг.

Я думаю, что после такого интересного вступления вы уже готовы приступить к изучению этих загадочных и необычных животных.

4.2. Каждую группу живых организмов изучает определённая наука. Давайте просмотрим видео и попробуем определить название науки, изучающей класс Паукообразные.

Просмотр видеоролика «Легенда об Арахне» https://www.youtube.com/watch?v=E_E6adpH2ms

Наука о пауках и паукообразных называется Арахнология (записать в тетрадь)

4.3. Творческое задание.

Работа №1. Нарисовать паука.

Когда вы должны найти незнакомый вам предмет, о чем вы спрашиваете? Как выглядит? Вот и мы рассмотрим особенности внешнего строения паука. Попытайтесь нарисовать паука. Изображая паука, ребята обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать туловище, сколько у него конечностей, глаз, есть ли усики. Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о пауках.

После комментария рисунков объясняет цели и ставит задачи перед обучающимися.

Приложение 3 (на доске)



Значение


Общая характеристика









Классификация


Внутреннее строение


ПАУКИ














Внешнее строение



Среда

обитания









4.4.

Работа №2 с текстом учебника.

А) Общая характеристика Паукообразных. Работа в парах по группам.

Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника.

Приложение 4. Изучение строения Паукообразных в сравнении с Ракообразными.

(на фоне музыки, как только она заканчивается – конец работы)

Работа с таблицами по группам. Таблица разбита на 2 части (по 7 вопросов). Каждая группа заполняет свою часть таблицы. Затем отчитывается 1 группа, а ребята 2 группы заполняют пробелы по ходу отчета и наоборот. Таким образом, у каждого обучающегося будет заполнена таблица целиком. Листы с таблицей остаются у обучающегося.

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие

Признаки


Класс Ракообразные


Класс Паукообразные


1.Строение тела:

Отделы тела


Головогрудь и брюшко


Головогрудь и брюшко


1.покров, мышцы


Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы, слой воскоподобных и жироподобных веществ.


Мягкий хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы, слой воскоподобных и жироподобных веществ.


1.число ходильных ног


5 пар = 10


4 пары=8

1.число пар усиков


2 пары (антенны и антеннулы)


нет

2.органы зрения


Пара сложных фасеточных глаз на подвижных стебельках. Зрение мозаичное.


Простые глаза, чаще 8

2.Пищеварительная система (отделы)


Рот, глотка, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень.


Рот, глотка, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень.


2.особенности ротового аппарата


Челюсти, ротовой аппарат грызущий.


Хелицеры, педипальпы

3.Органы дыхания


Жабры (выросты стенок тела или конечностей)


Легочные мешки. Трахеи. Трахеи и легкие одновременно.

3.Выделительная система


2 зелёные железы


Мальпигиевы сосуды

3. Кровеносная система


Незамкнутая, мешковидное сердце пятиугольной формы.


Незамкнутая, мешковидное сердце пятиугольной формы.


4.Нервная система


Узлового типа (окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка)


Узлового типа (надглоточный нервный узел «головной мозг» и брюшная нервная цепочка)


4.Размножение: органы размножения


Раздельнополые: самка -яичники, самец -семенники. Оплодотворение внутреннее.


Раздельнополые: самка -яичники, самец -семенники. Оплодотворение внутреннее.


4. Местообитание и образ жизни


В основном водные животные образуют планктон, крупные –всеядные.


Наземные животные (во всех природных зонах), некоторые в воде.



Защита работы в группах.

4.5. Каково же разнообразие Паукообразных и их значение в природе и жизни человека?

Просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=rCx9I9wv8_A

    1. Физкультминутка.

На экране телевизора «Весёлая физкультминутка» https://www.youtube.com/watch?v=0OzABZ8BPi4&list=PLpSaFM0mslZ3yyOw-KvqOn9kJ7mGCieDW&index=3

    1. Закрепление изученного материала.

Учитель задаёт вопрос, а ребята выполняют движения заданные учителем

Руки вверх - рак, руки в стороны - паук, руки вперед – рак и паук.

  1. 10 ног (рак) - руки вверх

  2. 8 ног (паук) - руки в стороны

  3. Дышит легкими (паук) - руки в стороны

  4. Дышит жабрами (рак) - руки вверх

  5. Хитиновый покров (рак, паук) - вперед

  6. Глаза простые (паук)- руки в стороны

  7. Глаза сложные (рак) - руки вверх

  8. Отделы тела головогрудь и брюшко (рак, паук) - вперед

  9. Пищеварение внеполостное (паук)- в стороны



    1. Рефлексия.

Каждая гусеница мечтает стать бабочкой. У каждого на столе есть красивый мотылёк. Те ребята, которым понравился сегодняшний урок пусть уберут с яблока гусениц и поместят своих бабочек.



    1. Выставление оценок. Анализ урока.

    2. Домашнее задание.

Ребята, сегодня мы с вами узнали много полезной и нужной информации об Паукообразных. Но многое на уроке мы не успели сделать.

1) Я предлагаю вам подготовить дома презентации или небольшие сообщения на тему:

1.Роль паутины в жизни пауков.

2.Клещи. Виды клещей, их роль.

3. Все интересное о скорпионах.

4.Что делать, если человека укусил ядовитый паук или клещ?

2) Изучить параграф, устно ответить на вопросы после параграфа. Найти ответы на биологические задачи (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Биологические задачи. Приложение 5

1. Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и путает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука.

2. Паук-крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?

3. Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион - представитель ракообразных, а другой - что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав ?

4. Самка паука тарантула с паучатами на спине движется по кругу диаметром примерно100-150 метров. Периодически она останавливается и сильно взмахивает над собой задними конечностями, а затем быстро отбегает в сторону. Зачем она это делает?


Если на уроке остаётся время ребятам предлагается ПРИЛОЖЕНИЕ 6 «Сказка про паучка Кузю» из которой ребятам предлагается выписать в тетрадь все факты, которые касаются фактов о Паукообразных.



Приложение 1

Биологический диктант взаимопроверка.

1. Рак дышит жабрами (Да).

2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).

4. У рака простые глаза (Нет).

5. Раки – растительноядные (Нет).

6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).

8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

15. Кровь у рака красная (Нет).

16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

17. Живут раки до 50 лет (Нет).



Приложение 2

1.Если в квартире появляется паук, примета означает, что жители данной квартиры не будут знать материальных трудностей. Неожиданно увидеть паука — к внезапной прибыли.

2.Если паук ползет по полу — примета говорит, что вас ждут какие-нибудь изменения. В этом случае важно направление. Так, если членистоногое удаляется — в ближайшее время вы можете что-то потерять, если же приближается — ждите прибыли. 3.Кстати, человеку, заставшему паука за плетением паутины, народные приметы также обещают скорое богатство. А ещё можно загадать желание и посмотреть, куда после этого поползет паук: вверх — значит, желание сбудется, вниз — значит, не судьба.

4.Если к вам с потолка спустился паук, особенно, если он упал к вам на голову — ждите неожиданного большого наследства, внезапного крупного выигрыша или просто хорошей прибыли. Если паучок спустился по паутинке прямо перед вашим лицом, то, возможно, вас ждёт приятная встреча, либо вскоре вы будете принимать дорогих гостей.

5.. Нельзя убивать насекомое, даже если оно покажется невыносимо мерзким. Это может привести к нехорошему исходу: удача отвернется, деньги уплывут, а беды грозят не только убийце, но и всем кто живет в доме.

6.Свалившееся вниз с потолка на стол насекомое сообщает: у вас появился враг.

Приложение 4

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие

Признаки


Класс Ракообразные


Класс Паукообразные


1.Строение тела:

Отделы тела


Головогрудь и брюшко



1.покров, мышцы


Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы, слой воскоподобных и жироподобных веществ.



1.число ходильных ног


5 пар = 10



1.число пар усиков


2 пары (антенны и антеннулы)



2.органы зрения


Пара сложных фасеточных глаз на подвижных стебельках. Зрение мозаичное.



2.Пищеварительная система (отделы)


Рот, глотка, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие, печень.



2.особенности ротового аппарата


Челюсти, ротовой аппарат грызущий.



3.Органы дыхания


Жабры (выросты стенок тела или конечностей)



3.Выделительная система


2 зелёные железы



3. Кровеносная система


Незамкнутая, мешковидное сердце пятиугольной формы.


.


4.Нервная система


Узлового типа (окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка)



4.Размножение: органы размножения


Раздельнополые: самка -яичники, самец -семенники. Оплодотворение внутреннее.



4. Местообитание и образ жизни


В основном водные животные образуют планктон, крупные –всеядные.









Приложение 5

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и путает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука.

2. Паук-крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?

3. Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион - представитель ракообразных, а другой - что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

4. Самка паука тарантула с паучатами на спине движется по кругу диаметром примерно100-150 метров. Периодически она останавливается и сильно взмахивает над собой задними конечностями, а затем быстро отбегает в сторону. Зачем она это делает?



Приложение 6

Найти в сказке про паучка Кузю научные данные о Паукообразных.

Жил-был маленький паучок-крестовичок Кузя. Надоело ему сидеть на одном месте под крышей деревянного дома, захотелось ему на мир посмотреть, родственников своих поискать. Посмотрел он вокруг своими восемью глазками, спустился на землю на своих восьми ножках и не успел сделать несколько шагов, как поднялся сильный ветер и унес Кузю далеко-далеко в теплые края.- Ой, кто это такой страшный с шипом на задней части тела?- сказал паучок, увидев перед собой скорпиона.- Ты ядовитый?- Да, при укусе я впрыскиваю в жертву 3 миллиграмма яда. Такое количество смертельно для животного весом до 10 килограммов.- А этот паук совсем не страшный,- сказал Кузя, но скорпион его вовремя остановил. Перед ними была “черная вдова”, которая убивает и съедает своих самцов после спаривания. Опасна она и для других пауков. Не успел паучок Кузя спрятаться за кучку горячего песка, как перед ним появилось огромное мохнатое чудовище – паук-птицеед. 11 сантиметров длиной и размахом лап до 25 сантиметров он действительно выглядел устрашающе.- Чем же ты питаешься?- спросил Кузя. « Крупными насекомыми и мелкими позвоночными, включая птенцов. Мой укус опасен и для человека,»- ответил птицеед. Страшно и одиноко вдруг стало паучку-крестовичку и он решил вернуться домой. Шел долго-долго, устал, остановился отдохнуть возле большого живописного озера. Тут из воды вынырнул паук-серебрянка.- Как ты живешь под водой? Ведь все пауки дышат атмосферным воздухом с помощью трахей и легочных мешков,- промолвил Кузя. « Мое брюшко покрыто многочисленными волосками, удерживающими под водой запас воздуха для дыхания. А самка может строить из паутины колоколообразное подводное гнездо с запасом воздуха, в которое помещается кокон с яйцами и охраняет его до выхода молоди». Далее путь его лежал через лес и в лесной чаще паучок-крестовичок Кузя увидел маленького противненького клеща со слитным телом и челюстями, приспособленными к прокалыванию и сосанию. - Ты тоже мой родственник?- спросил паучок.- Конечно, я тоже отношусь к паукообразным,- ответил клещ. И, наконец, вернувшись домой, он увидел много прекрасных ажурных паутинок, которыми были затянуты ветки деревьев и кустов. Все они были разных размеров, форм и рисунков. « И я умею плести паутину»- сказал Кузя: «Посмотрите, какие у меня на брюшке классные паутинные бородавки». Вот путешествие и закончилось. « Всем пока!»- Паучок-крестовичок забрался под крышу своего родного дома, сплел паутину, спрятался в норке, и жил наш паучок долго и счастливо.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!