Урок алгебры в 9 классе. Учитель Джуматаева Г.К.
Тема урока: Основные тригонометрические тождества
Цель урока : Формирование навыков применения основных
тригонометрических тождеств ,сформировать
умения вычислять значения тригонометрических
функций по известному значению одной из них;
научить выражать одну тригонометрическую
функцию через другую.
Задачи урока:
Образовательные: формировать знания об основных
тригонометрических тождествах, научить учащихся
применять основые тригонометрические тождества
при преобразовании тригонометрических
выражений.
Развивающие: отработать навыки определения знаков
тригонометрических функций произвольного
угла,перевода градусной меры углов в радианную и
наооборот,определения числовых значений
тригонометрических функций для некоторых углов.
Воспитательные : формирование взаимопомощи, доброжелательного
отношения друг к другу, умение работать
коллективно, воспитывать у учащихся трудолюбие,
аккуратность и ответственность, любовь и интерес к
предмету.
Тип урока: комбинированный
Методы : обьяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
фронтальный, групповой, частично- поисковый
Форма урока: экскурсия в НИИ
Оборудование: интерактивная доска, учебник, перфокарты.
Структура урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Постановка целей и задач урока. Класс делится на две команды. Члены команд получают оценочные листы, в которых отмечают свои поставленные цели и сами себя оценивают на каждом этапе.
Класс совершает экскурсию в НИИ, путешествуя по лабораториям, показывает свои знания в разделе Тригонометрия.
2. Кроссворд «Тождество»
| | | | 5 | | | | |
| | | | | | | | |
| | 3 | 4 | | 6 | | 8 | |
| 2 | | | | | 7 | | 9 |
| | | | | | | | |
1 т | о | ж | д | е | с | т | в | о |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
1.Тригонометрическая функция.
2. Число на координатной прямой,соответствующее данной точке.
3.Действие над числами.
4.Единица измерения углов.
5.Независимая пеменная.
6. Знак действия.
7. Свойство функции.
8. Равенство с неизвестной переменной.
9. Последовательность чисел.
Тождество – это равенство, верное при любом допустимом значении переменной.
Тригонометрическое тождество – равенство, в которое входят тригонометрические функции и которое верно при любых допустимых значениях угла.
3. Лаборатория «Repetition» [репетейшн]( Повторение)
а) Устные упражнения: Укажите верное равенство .Работа в группах(Ответ: 2,4,5)
sin (-3x) = sin 3x
cos 5x = cos (-5x)
tg 2x = -tg 2x
ctg (-2,5x) = - ctg 2,5x
-sin 5x = sin (-5x)
б) Работа по перфокартам
Переведите в радианы:
30º,90º,45 º,180 º,270 º
Переведите в градусы:
в) Фронтальная работа. Ответить на вопросы:
sin 47º sin 250º ctg(-98º)
tg 112º cos(- 335º) tg 290º
4. Лаборатория «Research» (ресерч) (Исследование).Изучение нового материала.
а) вывод основного тригонометрического тождества
б) самостоятельно: вывод формул
в)самостоятельно: вывод формул
г) Решение примеров
1.Найти sin α, если cos α = -0,6 и α – угол II четверти. (Ответ:0,8)
sin α = , α – угол I четверти (Ответ:2)
5. Из истории тригонометрии
Тригонометрия - в переводе с греческого языка означает измерение треугольников , это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии. Тригонометрия ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре.
Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями.
Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII векa Леонардом Эйлером (1707-1783) ,членом Петербургской Академии наук. Именно Эйлер первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.
6. Лаборатория «Trail» (трейл)(Испытание). Закрепление нового материала.
Работа по учебнику. № 298
7. Разминка
Это интересно! Оказывается, значения углов «находятся» на вашей ладони. Протяните руку (любую) и разведите как можно сильнее пальцы (как на рисунке). Приглашается один ученик. Мы измеряем углы между нашими пальцами.
Берется треугольник, где есть угол в 30, 45 и 60 90 и прикладываем вершину угла к бугру Луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону совмещаем с мизинцем, а другую сторону – с одним из остальных пальцев.
Оказывается между мизинцем и большим пальцем угол 90, между мизинцем и безымянным – 30, между мизинцем и средним – 45, между мизинцем и указательным – 60. И это у всех людей без исключения.
Если пальцы считать лучами, исходящими из бугра Луны на ладони, то можно считать, что направление мизинца соответствует началу отсчета углов, т.е. 0.
Введем нумерацию пальцев:
мизинец № 0 – соответствует 0,
безымянный № 1 – соответствует 30,
средний № 2 – соответствует 45,
указательный № 3 – соответствует 60,
большой № 4 – соответствует 90.
8. Работа у доски. Показать заданный угол и назвать, чему равны его синус и косинус.
9. Работа по карточкам.
10. Лаборатория «Reflex action». (Рефлекс экшн)( Рефлексия)
| | | |
Всё смог решить! Уроком доволен | Не совсем всё понял, хочу понять | Ничего не понял | И не хочу понимать |
11. Итоги урока.
12. Домашнеее задание № 297,300, выучить формулы.