СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка 5 класс С "Суффикс- значимая часть слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка 5 класс С "Суффикс- значимая часть слова"»

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Терминологический диктант 11)Раздел русского языка, который изучает части слова.  2) Части слова.  3) Значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение.  4) Часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.5 5) Изменяемая часть слова

Терминологический диктант

  • 11)Раздел русского языка, который изучает части слова. 2) Части слова. 3) Значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение. 4) Часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.5
  • 5) Изменяемая часть слова
Проверь себя: 1.Морфемика 2. Корень,суффикс, приставка, окончание 3.Корень 4.Приставка  5.Окончание

Проверь себя:

  • 1.Морфемика
  • 2. Корень,суффикс, приставка, окончание
  • 3.Корень
  • 4.Приставка 
  • 5.Окончание
Корзина идей:  Давайте соберем в корзину все наши морфемы. Корень, приставка, суффикс, основа, окончание

Корзина идей:

Давайте соберем в корзину все наши морфемы.

Корень, приставка, суффикс, основа, окончание

Основа Основа –не является морфемой- это значимая часть слова без окончания

Основа

  • Основа –не является морфемой- это значимая часть слова без окончания
Лингвистическом эксперимент Предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте . Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: - Что потеряли эти слова? Почему они не всем понятны? Помогите им ( - ключатель, - бавить, - бывчивый) - Какая морфема помогла выполнить задание?

Лингвистическом эксперимент

Предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте . Посмотрите на доску и ответьте на вопросы:

- Что потеряли эти слова? Почему они не всем понятны? Помогите им

  • ( - ключатель, - бавить, - бывчивый)
  • - Какая морфема помогла выполнить задание?
    Практическая работа.   А сейчас мы с вами выполним практическую работу. Мы будем выполнять действия с бумагой. Ваша задача – рассказать, что вы делали. - Возьмите бумагу, начнём её резать.   -Отрежьте кусочек бумаги. (уголок)   -Теперь вырежем кружок.   -А теперь разрежем кружок пополам.    - Перечислите действия, которые мы совершили

Практическая работа.

 

А сейчас мы с вами выполним практическую работу.

Мы будем выполнять действия с бумагой.

Ваша задача – рассказать, что вы делали.

- Возьмите бумагу, начнём её резать.

 

-Отрежьте кусочек бумаги. (уголок)

 

-Теперь вырежем кружок.

 

-А теперь разрежем кружок пополам.

 

- Перечислите действия, которые мы совершили

Проверьте, выделите приставки  РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ .

Проверьте, выделите приставки

  • РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ .
Построение проекта  Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Веснушки». Веснушкам нету (с)носа, Не исчезают (с)носа, Я не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б (от)мыла, Веснушки я б (от)мыла.

Построение проекта

Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Веснушки».

Веснушкам нету (с)носа,

Не исчезают (с)носа,

Я не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Вывод Учитель: Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку? Учитель: Выберите из них слова с приставками, прочитав строку из стихотворения Учитель: Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения. Учитель: Испытывали вы затруднения при выполнении задания? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Вывод

  • Учитель: Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку?
  • Учитель: Выберите из них слова с приставками, прочитав строку из стихотворения
  • Учитель: Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения.
  • Учитель: Испытывали вы затруднения при выполнении задания? Чему мы должны научиться

сегодня на уроке?

Проверь себя - Где в слове расположена морфема приставка? - Для чего служит приставка? - Т.о., приставка - это какая морфема? -У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию? - Вывод: приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов  .

Проверь себя

- Где в слове расположена морфема приставка?

- Для чего служит приставка?

- Т.о., приставка - это какая морфема?

  • -У какой морфемы мы уже выделяли такую функцию?

- Вывод: приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов

.

Работа с учебником Чтение правила. Учебник с.182

Работа с учебником

  • Чтение правила. Учебник с.182
Словарная работа Грамотный Гpaмoтный cмoтpит в книгy, yчeный cмoтpит нa мyдpoгo, a мyдpый cмoтpит в нeбo . (Aфopизм, aвтop: Mилopaд Пaвич) Паркет- Плaнки из твёpдыx пopoд дepeв … Cкaжи: Kaкoй ты cлeд ocтaвишь? Cлeд, Чтoбы вытepли пapкeт И пocмoтpeли кoco вcлeд, Или Heзpимый пpoчный cлeд B чyжoй дyшe нa мнoгo лeт? Cтиxoтвopeниe Л.Mapтынoвa.

Словарная работа

  • Грамотный
  • Гpaмoтный cмoтpит в книгy, yчeный cмoтpит нa мyдpoгo, a мyдpый cмoтpит в нeбo . (Aфopизм, aвтop: Mилopaд Пaвич)
  • Паркет- Плaнки из твёpдыx пopoд дepeв …
  • Cкaжи: Kaкoй ты cлeд ocтaвишь? Cлeд, Чтoбы вытepли пapкeт И пocмoтpeли кoco вcлeд, Или Heзpимый пpoчный cлeд B чyжoй дyшe нa мнoгo лeт? Cтиxoтвopeниe Л.Mapтынoвa.
 Физминутка С ПРИ - приставкою присесть, С ПО - приставкою подняться, С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть, С ПО - приставкой посмеяться, С ВЫ - вытягиваем руки, С О - опустим их опять. Вот и все настало время С ЗА - зарядку завершать .

Физминутка

С ПРИ - приставкою присесть,

С ПО - приставкою подняться,

С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО - приставкой посмеяться,

С ВЫ - вытягиваем руки,

С О - опустим их опять.

Вот и все настало время

С ЗА - зарядку завершать .

 Работа в рабочих листах.  ответ: да или нет   Приставка – часть речи? Приставка – значимая часть слова? Приставка служит для образования новых слов? Приставка располагается перед корнем? С помощью приставки образуются формы слова?

Работа в рабочих листах. ответ: да или нет

Приставка – часть речи?

Приставка – значимая часть слова?

Приставка служит для образования новых слов?

Приставка располагается перед корнем?

С помощью приставки образуются формы слова?

Проверь себя: Ответы: нет, да, да, да, нет)

Проверь себя:

  • Ответы: нет, да, да, да, нет)
Приём «Удивляйка!» Запишите слова, выделите приставки:  В каких словах спряталась одна приставка? Две? Три? Переходить поназачеркивать поразмыслить

Приём «Удивляйка!»

Запишите слова, выделите приставки:

  • В каких словах спряталась одна приставка? Две? Три?

Переходить

поназачеркивать

поразмыслить

Алгоритм нахождения приставки в слове . Возьмем слово  походка. - Что будем делать сначала? - Далее? - А теперь? - Выделим её и назовем У нас получился алгоритм «Как найти приставку»

Алгоритм нахождения приставки в слове .

  • Возьмем слово  походка.
  • - Что будем делать сначала?
  • - Далее?
  • - А теперь?
  • - Выделим её и назовем

У нас получился алгоритм

«Как найти приставку»

Синквейн «Приставка»

Синквейн «Приставка»

Синквейн «Приставка» Приставка Важная, хитрая Образует, прячется, меняет Помогает образовать новые слова Часть слова

Синквейн «Приставка»

  • Приставка
  • Важная, хитрая
  • Образует, прячется, меняет
  • Помогает образовать новые слова
  • Часть слова
Гимнастика для глаз Нарисуйте глазами части слова: Приставка  Корень Суффикс  Окончание

Гимнастика для глаз

  • Нарисуйте глазами части слова:
  • Приставка
  • Корень
  • Суффикс
  • Окончание
 Следующее задание к упражнению вы должны придумать сами .   Дайте сами себе задание к написанному    На слайде слова:   с -, вы -, пере - : давать, бежать, лететь,. Выполняем задание в тетради, два ученика у доски.

Следующее задание к упражнению вы должны придумать сами .

  • Дайте сами себе задание к написанному
  •    На слайде слова:   с -, вы -, пере - : давать, бежать, лететь,.
  • Выполняем задание в тетради, два ученика у доски.
Рабочий лист В  данном тексте (текст распечатан и лежит у каждого ученика на столе)  найдите все слова с приставками и выделите их. Вспомните, как найти приставку, где стоит приставка в слове. Отец     приказал сыновьям, чтобы жили в согласии,            они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»          Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили

Рабочий лист

В  данном тексте (текст распечатан и лежит у каждого ученика на столе)  найдите все слова с приставками и выделите их. Вспомните, как найти приставку, где стоит приставка в слове.

Отец     приказал сыновьям, чтобы жили в согласии,

 

         они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

        

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал

веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили

Рабочий лист И вы сейчас поработаете вместе, в парах. На столах лежат карточки с частями слова.  Нужно составить слова. Посмотрим, кто составит больше слов.   По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок. ( Поход, посадки, садик, переход, цветник,праздник, дворник, побег, котик, коток, столик) По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.

Рабочий лист

  • И вы сейчас поработаете вместе, в парах. На столах лежат карточки с частями слова.  Нужно составить слова. Посмотрим, кто составит больше слов.
  •  
  • По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.
  • ( Поход, посадки, садик, переход, цветник,праздник, дворник, побег, котик, коток, столик)
  • По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.
Проверь себя  Поход, посадки, садик, переход, цветник, праздник, дворник, побег, котик, коток, столик

Проверь себя

Поход, посадки, садик, переход, цветник, праздник,

дворник, побег, котик, коток, столик

Подведение итогов  Над какой темой мы сегодня работали на уроке? – Что такое приставка? – Как определить, есть ли в слове приставка? – Какие приставки знаете?

Подведение итогов

  • Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
  • – Что такое приставка?
  • – Как определить, есть ли в слове приставка?
  • – Какие приставки знаете?
Рефлексия   На ваших столах карточки с тучкой и солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. Покажите ту, которая соответствует вашему настроению.   

Рефлексия

  • На ваших столах карточки с тучкой и солнышком. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. Покажите ту, которая соответствует вашему настроению.

 

Домашнее задание:  Написать рассказ на тему “ Скоро зимушка-зима”, используя приставки, изученные на этом уроке. Выучить правило на стр.182

Домашнее задание:

  • Написать рассказ на тему “ Скоро зимушка-зима”, используя приставки, изученные на этом уроке.
  • Выучить правило на стр.182


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!