СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

17



Министерство образования и науки ЛНР

Отдел образования Администрации Славяносербского района ЛНР

ГБОУ ЛНР «Зимогорьевская ООШ I – III ст. им. И.Малько»









СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ





Урок по обществознанию

с использованием ИКТ в 9 классе

Учитель Саламанова Анжела Владимировна,

cпециалист









e-mail: [email protected]














2018

Цель урока:

Образовательная:

- уметь ориентироваться в понятийном аппарате (семья, семейные правоотношения, брак, брачный договор);

- формирование системы знаний о семейном праве (раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака, рассмотреть правовые основы семейно - брачных отношений, охарактеризовать права и обязанности супругов, родителей и детей в семье);

- представления учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве.

Развивающая:

- продолжить развитие логического и творческого мышления;

- умение аргументировано доказывать собственную точку зрения;

- развивать умение выслушивать и принимать во внимание позицию других;

- перерабатывать и структурировать информацию, работать с правовыми документами.

Воспитательная:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону;

- формирование представления ценности семьи в обществе, важности законодательного регулирования семейных отношений;

- формирование интереса к нравственно – правовым вопросам;

- вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям, уважение к семье и родителям.

Планируемые результаты. Учащиеся узнают: основные аспекты семейной жизни, которые регулируются законом и Семейным кодексом; семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство. Учащиеся научатся: объяснять новые правовые понятия; условия вступления в брак; личные и имущественные права и обязанности супругов; порядок расторжения брака; аргументировать свои ответы; осуществлять поиск нужной информации, систематизировать её, выделять главное.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения:  работа в парах; с документами; с учебником; с раздаточным материалом.

Оборудование: учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс;  раздаточный материал (карточки с заданиями), видеосюжет про семью, мелодия (аудиозапись) марш Мендельсона, стих про старушку и её сына (аудиозап.).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно – целевой этап.

Здравствуйте, я приветствую вас на уроке обществознания. Приходит время и у юношей и девушек возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди не чувствуют себя счастливыми. Ведь человек – всё равно, мужчина и женщина, как говорится в одной старинной притче, - это только половина какого – то более совершенного существа. Вторая половина затеряна в мире, и они всю жизнь тянутся друг к другу и стремятся соединиться. В нашей стране семья, материнство, детство находятся под защитой государства.

Каждому человеку нужно иметь азы по семейному праву для того, чтобы быть информированными людьми: чтобы знать, куда нужно обратиться, когда хотим зарегистрировать брак; при каких условиях происходит регистрация; куда обращаться, если мы хотим расторгнуть брак; как поделить имущество после брака. На все эти вопросы, как раз и отвечает тема нашего урока.

Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому – то нужен! Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.

Послушайте притчу и ответьте на вопрос. Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье?

Притча «Ключ к миру в семье»

Живут в соседних домах две семьи. В первой семье всё время ссорятся, а во второй – всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:

- Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда всё хорошо. Пошёл, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что – то её отвлекло, и она побежала на кухню. В это время её мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:

- Прости, дорогой, я виновата.

Он:

- Нет, это ты прости, я виноват.

Подслушивающий мужчина расстроился и пошёл домой. Дома жена спрашивает:

- Ну, что, посмотрел?

Муж: - Да!

Жена: - Ну что?

Муж: - Всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты.

Притча о счастье

Вопрос. О чём эта притча? Чему учит?

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде», - сказало счастье. – «Я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у неё шубы норковой, - и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь? Хочу,» - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет, - и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?». Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живёт только там, где горит семейный очаг!».

Тема нашего урока «Семейные правоотношения». Откроем тетради и запишем число, классная работа и тема урока.



III. Изучение нового материала.

Главные понятия на уроке: семья, семейные правоотношения, брак, брачный договор.

- Что такое семья в юридическом плане? Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Учитель: Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Дети:

- правовым взаимоотношениям в семье;

- правам и обязанностям родителей, детей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями вступления в брак, с правами и обязанностями супругов, родителей и детей.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

- Как вы понимаете, что значит «счастлив дома» (т.е. – в семье)?

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «семья» (дружная, богатая, счастливая, крепкая, многодетная…) ?

- Почему так важно человеку иметь семью?

Предлагается проблемная ситуация: Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи?

Скажите, что мы будем понимать под семейными правоотношениями (давайте запишем определение в тетради)? Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Брак – добровольный союз мужчины и женщины, целью которой является создание семьи. Брачный договор – это соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения.

Нигде, наверное человек не чувствует себя лучше, увереннее, чем в семье.

С чего начинается семья? Верно, создание семьи начинается с заключения брака.

Слово «брак» произошло от древнерусского «Братичи», что означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое». Таким образом, к понятию брака, как негодного товара это слово не имеет никакого отношения.

Внимательно посмотрите видеосюжет про семью и ответьте на вопросы?

1) Что нас окружает с самого рождения (внимание, нежность, близких людей)? 2) Чем стремиться наполнить каждый из нас свою жизнь (любовью)? 3) Что заключает молодая семья (брак)?

Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви и уважения. Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния – ЗАГСе. С этого момента для новобрачных вступает в силу семейное право. Что же это такое? Семейное право – это отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения лиц, вступивших в брак.

Основными источниками Семейного права являются: Семейный кодекс, Конституция, Гражданский кодекс, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка. В Луганской Народной Республике нет ещё семейного кодекса, есть только законопроект. Регистрация брака в Луганской Народной Республике происходит по Семейному кодексу Украины.

В Семейном кодексе прописаны: условия вступления в брак и прекращения брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей;

алиментные обязанности членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Существует три вида брака: гражданский, фиктивный и церковный. Гражданский брак - это официальный, законный брак. Фиктивный брак - брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным. Церковный брак - это венчание в церкви.

Рассмотрим ситуацию (в учебнике на стр. 142). Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современном мире. Попытаемся проанализировать ситуацию.

- Почему такая ситуация стала возможна, почему Ксения попала в такое положение (брак не был зарегистрирован)? Фактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости.

- Мог бы Александр просто так выставить Ксению из дома, если бы брак был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа (нет)?

- Почему (потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности, закреплённые в законе)? Ксения и Александр жили вместе, в одном доме. У них был общий быт. Они проявляли заботу друг о друге. Фактически создали семью. Но эта семья не являлась официально зарегистрированной и не имела юридических прав, и обязанностей мужа и жены. С распадом фактической семьи один из супругов, а в данном случае Ксения, осталась ни с чем. Потому что собственником имущества был Александр. Какой мы можем сделать вывод (предпосылкой создания семьи является законный брак)?

Рассмотрим схему на странице 144 и назовём условия заключения брака:

1. взаимное добровольное согласие;

2. достижение брачного возраста;

3. отсутствие других браков;

4. отсутствия близкого родства;

5. дееспособность.

Учитель. Что означает каждое из условий (Дети зачитывают на той же странице 144 под таблицей)?

Первое условие «Взаимное добровольное согласие» означает, что ... (мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле).

Второе условие «Достижение брачного возраста»… (в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов). Однако при наличии уважительных причин - призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка, брачный возраст может быть снижен до 16 в исключительных случаях лет.

Третье условие «Отсутствие других браков»… (содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке). Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции.

Четвёртое условие «Отсутствия близкого родства»… (создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии - отец, дочь, внучка, а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети).

И, наконец, пятое условие «Дееспособность» – … (отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто - то из них признан судом недееспособным). Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико - биологическую и социальную основы.

Регистрация брака всегда сопровождается свадебной церемонией и подписанием официальных документов. Пожалуйста, прослушайте сейчас мелодию (аудиозапись) марш Мендельсона и посмотрите на бланки (у каждого на парте) «Заявление о заключении брака», «Заявление о расторжении брака» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Заявление в ЗАГС могут подавать другие лица (не только будущие супруги), но главное условие, чтобы была доверенность юридически оформленная. А доверенность делается в присутствии будущего мужа и жены.

История развития семейных отношений. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищения невесты женихом без её согласия или же покупка её у родственников. Развод производился свободно. С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введённое в XI в., среди высших слоёв общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой, а жена имеет большую самостоятельность на имущественные отношения. С петровских времён приданное жены наделялось ещё большим правом, имущество раздельное, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. За неповиновение родителям вступить в брак так, как они этого хотят детей могли заключить в тюрьму на срок от 3х до 4х месяцев. С 1845 г. Муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию. После Октябрьской революции в 1917 г. Были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: закон «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния», закон «О расторжении брака». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Достаточно было согласия будущих супругов. Первый Семейный кодекс принят 8 декабря 1995 года.

Правовое значение церковного брака. Единения двух душ в образе единения Христа с Церковью. Муж и жена в духовно – нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого.

Виды правоотношений: 1) супружеские правоотношения (права и обязанности супругов при вступлении в брак и в период брака); 2) родительские правоотношения (права и обязанности родителей и детей).

Порядок вступления в брак: подача заявления в ЗАГС; обязательное присутствие жениха и невесты; подписи в книге актов гражданского состояния; отметка в паспорте; выдача свидетельства о браке.

Супруги, которые живут долгое время вместе встречают годовщины свадеб: деревянная, ситцевая, розовая, серебряная, золотая, бриллиантовая. А для того, чтобы они прожили вместе счастливо, необходимы следующие качества: чуткость, внимательность, готовность к компромиссам и уступкам, терпимость, способность думать и заботиться о других, ответственность за судьбу семьи и преданность ей.

Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой); братьями и сёстрами, которые имеют общих отца или мать; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Медицинское обследование проводится учреждениями государственной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно с согласия лиц. Результаты обследования, составляют медицинскую тайну, могут быть сообщены лицу, с которым намерено заключить брак с согласия лица, прошедшего обследования. Если одно из лиц скрыло наличие венерической болезни или ВИЧ – инфекции, то другое лицо вправе обратиться в суд.

Основания для прекращения брака:

1. в следствии смерти одного из супругов;

2. в следствии объявления одного из супругов умершим;

3. по заявлению одного или обоих супругов;

4. признание брака недействительным (фиктивный брак, нарушены условия заключения брака).

Закон предусматривает две процедуры расторжения брака:

1. судебная;

2. административная (в органах ЗАГСа).

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

В органах ЗАГС:

В суде:

- супруги не имеют общих несовершенных детей

- признан судом безвестно отсутствующим

- признан недееспособным

- осужден к лишению свободы на срок свыше трёх лет

- супруги имеют общих несовершеннолетних детей

- один из супругов уклоняется от развода в органах ЗАГСа

- суд установил невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранение семьи.

Брачный договор заключается как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. В письменной форме и полежит нотариальному удостоверению. Договор, может быть, расторгнут в любое время по согласию двух сторон, односторонний отказ от исполнения брачного договора не допускается.

Права и обязанности родителей (чит. с доски). Права и обязанности детей

(чит. с доски).

Права и обязанности родителей:

  • родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей;

  • право на общение с ребёнком (если проживают отдельно);

  • обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию;

  • родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

  • обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

- Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?

- Какого ребенка воспитают хорошие родители?

Пятнадцатилетняя Ольга как - то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...» Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответ Ольга процитировала статью ____ Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает, прежде всего, на родителей. «Почему же вы ее не решаете?» — обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

Права и обязанности детей:

1. право ребенка на имя, отчество и фамилию;

2. жить и воспитываться в семье;

3. на общение с родителями и другими родственниками;

4. на защиту своих прав и законных интересов;

5. выражать своё мнение (с 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при

решении вопросов, затрагивающих его интересы);

6. имущественные права;

7. обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях.

Послушайте стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?

(Звучит аудиозапись). Какое право было нарушено?

Не раз уже в заштопанном халате

из яркого цветного волокна.

В больничной переполненной палате

стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает -

все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

а ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

- Конечно, потерплю. Я ж на перинке

и в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить, простора мало?

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

- Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе...

Все это очень путано и тонко,

но ты не думай плохо обо мне!

Квартира у тебя стоит пустая,

и мы с женой подумали о том,

что ты то там, то тут… одна… больная...

Поправишься - к себе тебя возьмем!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они души в тебе не чают, мать!

Все! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

- Я все продумал, мне доверься, мам...

Как только мы увидим улучшенья,

отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная,

а внуки - ради них и стоит жить!

И подписала, не подозревая,

как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели,

сынка все нет, и вряд ли он придет.

Старушку утешали и жалели,

но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днем старушка все слабеет

и по ночам все чаще снится сон.

Как кашку по утрам сыночку греет,

но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка - малышки

и слово, что сказал он в первый раз,

и первые царапины и шишки,

и детский сад, и школа - первый класс.

Врачи молчат, стараясь, что есть силы,

хоть как - то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

старушке про диагноз сообщить.

Она не знает, что больница эта -

не городской простой стационар,

что шансов на поправку больше нет.

Но, для нее незнанье - не кошмар,

табличка «Хоспис» на стене у входа

ей ни о чем плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода

и нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

звонит врачам, в неделю раза - два:

- Вы ж говорили - умирает?! … Странно,

что до сих пор она еще жива.

Она жива, она все ждет и верит,

что сын придет, обнимет, объяснит.

Откроются сейчас палаты двери,

она же все поймет и все простит.

С последних сил встает она с кровати,

держась за стенку, подойдет к окну.

Насколько ей еще терпенья хватит,

так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться

и сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придет? Она должна дождаться!

Придет, ну как он может не прийти?

Стоит и плачет, ждет от сына вести

на небо лишь посмотрит невзначай.

И теребит рукой нательный крестик -

мол, подожди, Господь, не забирай!

Ответ. Чувства: жалости, сочувствия, понимания и др. Как вы думаете, есть ли обязанности у детей перед своими родителями? Да есть. Нарушенное право - трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Мозговой штурм. Грише 17 лет, Ане 14 лет. Они решили вступить в брак. Но, обратившись в ЗАГС, им отказали в регистрации брака. Знают ли молодые люди условия вступления в брак? Почему вы так считаете? Правы ли работники ЗАГСа в своем решении?

Работа с документами. У вас на столах лежат распечатанные главы из Семейногокодекса. 1 группа работает со статьями _____ и выясняет, каков порядок заключения  брака? 2 группа работает со статьями _____ и выясняет, каковы условия  равенства супругов в семье и право выбора супругами фамилии. 3 группа работает со статьями _____ и выясняет вопросы имущества каждого из супругов.

Статья. Заключение брака. 1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья. Порядок заключения брака. 1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления. 2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суде лицами, желающими вступить в брак.

Каковы же права и обязанности супругов? Продолжаем работу с документом Семейным кодексом. Зачитайте статьи ____.

Статья. Равенство супругов в семье. 1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. 2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. 3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья. Право выбора супругами фамилии. 1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия, хотя бы одного из супругов является двойной. 2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга. 3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Статья. Право выбора супругами фамилии. Понятие законного режима имущества супругов. 1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. 2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями ____ Гражданского кодекса.

Статья. Совместная собственность супругов. 1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. 2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности; предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности; полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и др.). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. 3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью. Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Учитель. Итак, права супругов – это: свободный выбор фамилии, рода занятий, профессии, места жительства; совместное решение вопросов семейной жизни (материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др.) Обязанности супругов: строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Личная собственность супругов: имущество, принадлежащее до вступления в брак; имущество, полученное в дар или по наследству; вещи индивидуального пользования. Совместная собственность супругов: имущество, нажитое во время брака; зарплата, пенсии, пособия; квартиры, дачи, автомобили; ценные бумаги и вклады в банке; доходы от предпринимательской деятельности; предприятия.

Роль юристы – эксперты. Теперь выступим в роли юристов - экспертов в следующих ситуациях. Решение задач.

Задача 1.

Никита Сергеевич, у которого умерла жена и Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Никиты Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые, когда выросли, полюбили друг друга. Когда им исполнилось 18 и 19 лет, они решили пожениться. Смогут ли зарегистрировать их брак? (да, так как никаких родственных связей между ними нет).

Задача 2.

Артёму и Ирине по 17 лет. Они решили пожениться. Родители не против. Чем их дети будут где - то допоздна гулять, лучше пусть живут в законном браке. Взяв паспорта, они отправились в ЗАГС. Но там их попросили прийти через год. Почему? (не достигли брачного возраста).

Задача 3.

Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою 12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?

1) знать своих родителей;

2) свободно выражать свои мысли;

3) жить и воспитываться в семье;

4) получать образование.

Задача 4.

Родители в течение нескольких лет не могли выбрать имя для своего родившегося ребёнка и не регистрировали его рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) жить в семье

2) на имя и фамилию

3) знать своих родителей

4) на образование

Задача 5.

Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей? А. Родители имеют право и обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей.

Б. Родители обязаны обеспечить получение своими детьми профессионального образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задача 6.

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семёнова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожёны обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги. Правильно ли сделала администрация гостиницы (Да, если церковный брак не считается по правилам гостиницы)?

Работа с текстом. Заполните пропуски в тексте и у вас получится небольшая памятка для будущих молодожёнов «Идём в ЗАГС».

«Вы решили пожениться. О своём решении вы сообщаете знакомым и родственникам. Однако, ваши слова вряд ли будут приняты всерьёз, если вы не подадите _____________ в _______. Этот день принято называть в современном мире _____________ . Перед тем, как собраться в ________ , учтите, что как правило, день свадьбы назначается через _________ после подачи __________________ , а не тогда, когда вам захочется. В редких случаях регистрацию могут отложить до ______ месяцев или ускорить, если на то есть веские причины: ______________ , _______________ или ______________________ . ___________ со дня подачи _____________ до торжественной регистрации брака даётся для того, чтобы вы ещё успели подумать, не торопитесь ли вы со свадьбой?»

Слова для справки: беременность невесты, заявление, угроза жизни будущего супруга, месяц, ЗАГС, рождение ребёнка, помолвка. Слово «заявление» повторяется 3 раза. Слово «ЗАГС» повторяется 2 раза. Слово «месяц» повторяется 2 раза.

Игра «Имущество моё и наше» (моё - имущество, нажитое до брака, вещи индивидуального пользования; наше - имущество, нажитое во время брака). Вам необходимо распределить предложенные мною примеры имущества на две группы «Моё» и «Наше».

Например, доходы супруга от трудовой деятельности во время брака? (наше). Фирма супруга, основанная до вступле­ния в брак? (моё). Хорошо. Продолжим:

  • машина, приобретенная супругом до вступления в брак (моё)

  • пенсия супруга во время брака (наше)

  • пособие по уходу за ребенком во время брака (наше)

  • пальто супруга, приобретенное во время брака (моё)

  • бриллиантовое колье жены, приобретен­ное во время брака (моё)

  • электрическая бритва супруга, приобре­тенная во время брака (моё)

  • шуба жены, приобретенная во время брака (моё)

  • туфли супруга, приобретенные во время брака (моё)

  • доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака (наше)

  • телевизор, купленный супругами во время брака (наше)

  • дом, полученный супругом по наследству во время брака (моё).

Какие вы дети? Что полезного для своей семьи делаете вы? Предлагаю вам заполнить анкету «Моя будущая семья».

Анкета «Моя будущая семья»

1. В каком возрасте вы собираетесь вступить в брак __________________

2. Кто, по вашему мнению, должен быть глава семьи?

а) жена;

б) муж;

в) равноправие;

г) свой вариант__________________________________________________.

3. Какими качествами должен обладать ваш супруг (супруга)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие условия, по вашему мнению, необходимы для создания семьи? (подчеркнуть)

а) любовь;

б) взаимное согласие;

в) достижение брачного возраста;

г) материальный достаток;

д) завершение образования;

е) наличие отдельного жилья.

Задание да/нет (+/-)

1. Отсутствие у жениха счета в банке делает невозможным вступление в брак (-)?

2. Нарушением порядка регистрации брака является подача заявления о вступлении в брак по почте (-)?

3. Брачный договор заключается в ЗАГСе (+).

4. Для заключения брака необходимо добровольное согласие мужчины и женщины (+).

5. Женщина после заключения в браке в любом случае обязана взять фамилию мужа

(-).

6. Несовершеннолетним считается человек до 18 лет (+).

7. Право любого ребёнка жить и воспитываться в семье (+).

8. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (+).

9. В ЛНРе признаются только разнополые браки (+).

10. После развода супруги делят имущество нажитое до брака (-).

11. После заключения брака ставится отметка в паспорте каждого из супругов (+).





Кроссворд «Семейные правоотношения»













1




















2

с

е

м

ь

ё

й














3

ц

е

р

к

о

в

ь














4

и

м

у

щ

е

с

т

в

о









5

с

в

и

д

е

т

е

л

ь

с

т

в

о




6

с

в

а

д

е

б

н

о

й









7

о

б

щ

е

с

т

в

о

з

н

а

н

и

е













8

б

р

а

ч

н

ы

й









9

п

р

а

в

о

о

т

н

о

ш

е

н

и

я






1) Правоотношения, которые мы сегодня изучаем на уроке (семейные). 2) После регистрации брака мужчина и женщина становятся (семьёй)? 3) Место, где венчаются женщина и мужчина (церковь). 4) То, что делят супруги после развода (имущество).

5) В день регистрации брака вручают (свидетельство). 6) Церемония может быть чайной, а может быть (свадебной)? 7) Какой учебный предмет в школе изучает тему: «Семейные правоотношения» (обществознание)? 8) Какой существует контракт в семейных отношениях (брачный)? 9) Социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства (правоотношения).

Тест по теме «Семейные правоотношения»

1. Что отличает семью от других малых групп?

А) совместная деятельность;

Б) общие цели;

В) общий быт;

Г) общие интересы.

2. Верны ли следующие суждения о семье?

А) семья регулирует поведение своих членов;

Б) семья экономически поддерживает своих нетрудоспособных членов.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Для семьи любого типа характерно:

А) совместное проживание нескольких поколений родственников;

Б) чёткое разделение мужских и женских обязанностей;

В) возложение обязанностей на женщину;

Г) влияние на формирование личности ребёнка.

4. В одном городе социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задали вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом»?

А) больше женщин, чем мужчин считают, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж;

Б) мнение о том, что все члены семьи должны сообща распоряжаться семейным бюджетом, наиболее популярно;

В) больше мужчин, чем женщин считают, что распоряжаться семейным бюджетом должен тот, кто больше зарабатывает;

Г) мнение о том, что муж должен распоряжаться семейным бюджетом, является наименее популярным среди всех опрошенных;

Д) мнение о том, что жена должна распоряжаться семейным бюджетом, популярнее у мужчин, чем у женщин.

5. Данная группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа – семья?

А) участники группы имеют схожие политические взгляды;

Б) участники группы владеют пакетом акций предприятия;

В) участники группы ведут совместное домашнее хозяйство;

Г) участники группы вместе трудятся.

6. Укажите специфические юридические факты, из которых не возникают семейные правоотношения:

А) брак и родство;

Б) брак и договор;

В) только брак;

Г) брак и брачное завещание.

7. Юридическую силу имеет:

А) религиозный брак (венчание);

Б) фактический брак;

В) брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа;

Г) фиктивный брак.

8. Права и обязанности супругов возникают со дня:

А) помолвки;

Б) подачи заявления в ЗАГС;

В) с момента регистрации брака;

Г) с момента, указанного в заявлении.

9. Причиной лишения родительских прав является:

А) минимальная заработная плата;

Б) отсутствие образования;

В) политические убеждения;

Г) жестокое обращение с детьми.

10. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «семейные правоотношения». Укажите термин, относящийся к другому понятию: А) брак; Б) родство; В) отцовство; Г) дети; Д) профессия; Е) семья.










Задание «Найди слова в таблице»

в

о

п

п

а

с

ы

н

о

к

л

я

р

с

ч

з

р

п

л

е

м

я

н

н

и

к

з

ы

п

о

а

м

т

е

с

т

ь

т

о

д

м

н

д

е

д

п

е

в

м

а

т

ь

д

е

к

л

е

д

е

в

щ

г

з

я

т

ь

ш

ь

м

ы

в

о

д

с

а

я

з

р

н

б

б

р

а

т

е

ч

с

в

е

к

о

р

а

н

о

а

ч

е

р

ь

т

е

с

т

ь

о

в

о

т

т

е

т

ь

в

д

я

д

я

о

г

о

т

е

ц

х

я

с

в

е

к

р

о

в

ь

д

ч

е

ж

а

б

н

е

в

е

с

т

к

а

а

и

к

э

р

а

п

л

е

м

я

н

н

и

ц

м

ь

ю

ж

н

ш

у

р

и

н

б

а

б

к

а

к

р

е

ш


Пасынок, сын, племянник, тесть, дед, мать, прадед, зять, брат, свёкор, тётя, дядя, отец, свекровь, невестка, племянница, бабка.

Работа в группах «Найди слова к вопросу».1 – я группа. Что даёт семья человеку? 1 – я группа. Что семья даёт государству? 2 – я группа. Что объединяет членов семьи? 2 – я группа. Назовите членов семьи.

1 – я группа: защита, взаимопонимание, комфорт, продолжение рода, уважение, права и обязанности, общие финансы, граждан, работников, налогоплательщиков, учёных изобретателей, защитников Отечества. 2 – я группа: тёплые отношения, родство, общее хозяйство, дети, традиции, супруги, родители и дети, бабушки и дедушки, отчим или мачеха, пасынки и падчерицы, родные братья и сёстры.

Рефлексия

Наш урок приближается к концу. Было ли интересно на уроке? Пригодятся ли знания, полученные на уроке вам в жизни?

Выставление оценок. Домашнее задание: прочитать параграф 18; отвечать на вопросы к параграфу; прочитать буклет «Семейные правоотношения».

Учитель. Как вы считаете «Что является самым главным в семье между мужем и женой» (любовь)? Я вам желаю создать настоящую семью, где всегда будет царить любовь, благополучие и достаток. Достаньте из ваших файлов заготовленные сердечки. На доске закреплён плакат «Лесенка из трёх ступенек», пожалуйста, прикрепите сердечки на одной из ступенек. Если вы всё поняли, то на верхней ступеньке. Если у вас остались вопросы к уроку, то на средней. Если вам ничего не понятно, то на нижней.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречают отчий дом,

здесь ждут тебя всегда с любовью,

и провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,

сидят за праздничным столом,

и вместе им совсем не скучно,

а интересно в пятером.

Малыш для старших как любимец,

родители – во всём мудрей,

любимый папа – друг, кормилец,

а мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

что может быть её дороже

на этой сказочной земле!

Спасибо за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Заявление принято Государственная регистрация заключения брака

«


»




г.


по согласованию с лицами, вступающими в брак,

регистрационный №



назначена



на «


»




г.

подпись должностного лица, принявшего заявление


в


часов

Запись акта о заключении брака



от «


»




г.


В отдел ЗАГСа



от



фамилия, имя, отчество

и



фамилия, имя, отчество


ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ БРАКА

Подтверждаем взаимное добровольное согласие на заключение брака и отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, указанных в статье __ Семейного кодекса.

Сообщаем о себе следующие сведения.



он

она

1.

Фамилия, имя, отчество



2.

Дата рождения

«


»




г.

«


»




г.


Возраст




(указывается на момент государственной регистрации заключения брака)

исполнилось


лет

исполнилось


лет





3.

Место рождения



4.

Гражданство



5.

Национальность

(графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак)



6.

Место жительства



7.

Документ, удостоверяющий личность










наименование документа



наименование документа





серия





серия















наименование органа, выдавшего документ



наименование органа, выдавшего документ




«


»




г.

«


»




г.





8.

Документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (если лицо (лица) состояло (состояли) в браке ранее)



Просим произвести государственную регистрацию заключения брака;

присвоить фамилии: мужу


жене






Он


она

подписи лиц, вступающих в брак (добрачные фамилии)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


В отдел ЗАГСа



от



фамилия, имя, отчество


фамилия, имя, отчество

Запись акта о расторжении брака



от «


»




г.





ЗАЯВЛЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА

(на основании решения суда о расторжении брака)


Просим (прошу) произвести государственную регистрацию расторжения брака в порядке, предусмотренном статьей __ закона «Об актах гражданского состояния», на основании решения суда о расторжении брака


наименование суда


от «


»




г.


Сообщаем (сообщаю) следующие сведения о расторгающих брак.




он

она

1.

Фамилия, имя, отчество



2.

Дата рождения

«


»




г.

«


»




г.

















3.

Место рождения



4.

Гражданство



5.

Национальность

(графа заполняется по желанию каждого из лиц, расторгающих брак)



6.

Место жительства



7.

Документ, удостоверяющий личность










наименование документа



наименование документа





серия





серия















наименование органа, выдавшего документ



наименование органа, выдавшего документ




«


»




г.

«


»




г.





8.

Реквизиты записи акта о заключении

запись акта о заключении брака


брака


от «


»




г.









наименование органа ЗАГСа







Просим (прошу) присвоить фамилии1: ему


ей



Копию решения суда о расторжении брака прилагаем (прилагаю).





он


она

подписи лиц, расторгающих брак


«


»




г.


____________________

1 Заполняется в отношении заявителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!